Легендарный футболист и замечательный, очень надёжный человек – вот первое, что приходит в голову, когда слышишь про Дроздова.
И пускай в чемпионате России побеждал он – разумеется, с «Локо» – только однажды (в 2002-м), зато ещё 7 раз завоёвывал медали российского первенства (четырежды – серебряные, трижды – бронзовые), четырежды брал Кубок России (а ещё один раз – Кубок Казахстана), в 1991-м становился бронзовым призёром молодёжного чемпионата мира, а в 98-м и 99-м – полуфиналистом Кубка кубков. Такие редко бывают главными любимцами болельщиков в тот момент, когда играют, но спустя годы именно их уже признают чуть ли не символом поколения. Потому в том числе, что Юрий Дроздов всегда бился до конца. И никогда не подводил.
Юрию Алексеевичу сегодня, 16 января, исполняется 50 лет. Самое время вспомнить основные вехи биографии того, кто в 90-е и в начале нулевых годов уже 21-го века считался одним из лучших «персональщиков» отечественного футбола (а может, и всего европейского).
1995 год. «Локомотив» играет против «Баварии». Юрий Дроздов — крайний слева
Дроздов родился в Ставропольском крае, там и начал играть в футбол. «Хотя родители, – рассказывает он, – как и многие в Советском Союзе, не считали, что футболист – это работа, которая будет тебя кормить. Нужно, как говорили тогда, нормальную профессию получить. Отец у меня был – машинист-тракторист широкого профиля. Мог и на грузовике работать. Когда уже в очередной раз меня достали вопросом этим: давай, мол, выбирай профессию – я сказал, что хочу быть, как он. Просто, чтобы не доставали. И опять спокойно стал футболом заниматься. Брат старший, кстати, играл во 2-й лиге».
Ребёнком Юра занимался в детско-юношеской спортивной школе «Машук» в Пятигорске, которая потом уже получила статус СДЮШОР: «В том числе и благодаря моим успехам. Да, ещё и в Ставрополь на полгода ездил. Но итоге очередной медосмотр там не прошёл, забраковали. А потом выяснилось, что ничего страшного не было, строение сердца такое просто. Но я вернулся уже в Пятигорск. И всё же в Ставрополе меня тоже считают своим воспитанником – как и Рому Павлюченко, например».
В 1988 году Дроздов перебрался в Москву – в легендарную ФШМ (Футбольная школа молодёжи). Там состав подобрался уже – о-го-го. «Чемпионаты СССР по интернатам выигрывали все, – вспоминает. – Могу назвать Виктора Булатова, который также за сборную страны играл. Ещё был Андрей Шкурин, можете помнить его по новороссийскому «Черноморцу». Но были и те, кто считался самыми одарёнными, а в результате, как часто бывает, не заиграли».
Вскоре он оказался в московском «Динамо», но за четыре сезона вышел в основном составе лишь 24 раза. Далее – цитируем Официальную историю футбольного клуба «Локомотив»:
«Боец, каких поискать, Дроздов свой первый официальный матч в составе «Динамо» провёл против... «Локомотива», причём на стадионе в Черкизове. Он вышел на замену, его команда проиграла (0:1), но игра запомнилась, поскольку оказалась дебютной.
Причин перехода в «Локомотив» было у Юры две. Первая – желание Сёмина видеть в составе этого футболиста, которому предназначалась важная роль в середине поля. О второй говорит сам он:
– Я стремился к игровой практике. А в «Динамо» в начале 90-х Валерий Газзаев собрал звёздную компанию футболистов: Чернышов, Мох, Деркач, Симутенков, Кирьяков, Колыванов... Мне было очень сложно получать игровое время. К тому же я уже был женат, остро стоял вопрос с жильём. А «Локомотив» предоставил моей семье квартиру... Представить, что довольно скоро моя новая команда не только окажет серьёзную конкуренцию «Динамо», но и станет одной из ведущих в стране, в то время я, конечно, не мог.
Дроздов появился в «Локомотиве» в те времена, когда ничья на чужом поле для команды была пределом мечтаний. Перемены произошли не по мановению волшебной палочки, а благодаря яростной работе большой группы единомышленников – руководителей, тренеров и футболистов, среди которых не затерялся и тот, кто в первый сезон сыграл за «Локо» в 30 матчах.
Невысокий (рост 168 сантиметров), но смелый, цепкий, неуступчивый в борьбе Дроздов – яркий пример для избегающих черновой работы игроков. Он никогда не жаловался на травмы, коих у него было предостаточно, молча перепахивал поле не только на своём участке, но и на сопредельных территориях, не ныл и являл собой образец добросовестного отношения к делу.
Травмы преследовали его. Один только разрыв задней мышцы бедра чего стоит. Лечение, восстановление, приведение себя в порядок – всё это требует времени. По завершении процесса появляется ещё одно важное препятствие – борьба за право играть в основном составе. При жесточайшей конкуренции в такой команде, как «Локомотив», сделать это весьма сложно. Юра делал – и не раз.
– Дроздов – личность уникальная не только для «Локомотива», но и для всего российского футбола. Образец верности клубу и отношения к тренировкам, – охарактеризовал однажды полузащитника многолетний помощник Юрия Сёмина Владимир Эштреков, затем и сам ставший главным тренером «Локо»…»
Уникальность Юры ещё и в том, что именно он, игрок больше оборонительного плана, стал автором победного гола в кубковом финале-1996, принеся «Локомотиву» первый трофей почти за 40 лет. При счёте 2:2 за несколько минут до конца игры подключился вперёд – и метко пробил. «В самый уголок угодил, – описывал он тот исторический гол. – Вратарь Филимонов ничего сделать не мог. Думаю, он не ждал, что оттуда можно так ударить. Какие были эмоции – выиграли впервые Кубок России, да ещё и в день рождения Сёмина!»
Было в карьере Дроздова много матчей, где он отыграл на самом высоком уровне, перекрывая кислород примам соперника (Мирджалолу Касымову, Владиславу Радимову, Егору Титову, Андрею Тихонову в российском чемпионате, а уж сколько таких было в еврокубках!), но один мог стать и вовсе культовым. В какой-то степени он и стал, но вовсе не с тем знаком, с каким нам бы хотелось. Речь про отборочную игру чемпионата Европы Россия – Украина осенью 99-го. Победили бы – и прошли бы на Евро-2000 с первого места. Юра сделал для этого всё. Именно он наглухо закрыл одного из лучших форвардов мира тех лет Андрея Шевченко. Именно Дроздов был признан лучшим в составе нашей сборной. Увы – не помогло. Но это уже совсем другая история…
«Дроздов меня переиграл!» – говорил тогда Шевченко. «Просто я хорошо был готов физически, – объяснил успешную игру сам Дроздов. – Вот и успевал опередить соперника на шаг. Иногда приходилось и жёстко играть. Его ведь чуть-чуть отпустишь, потом не угонишься».
Стоит отдельно сказать, что при всей своей жёсткости грубым игроком Юрий никогда не считался. Недаром в 329 матчах, которые Дроздов провёл в различных турнирах за «Локомотив», его удаляли с поля всего дважды. И оба раза он получал не прямую красную, а вторую жёлтую карточку. «Запомнилось удаление в матче с «Динамо», – и сейчас закипает он, – вторую карточку, представьте, дали за выход из стенки. Спрашиваю судью, довольно известного, кстати, как же так, а он в ответ: «Вы же в гостях». Проиграли в итоге – 1:3, хотя вели – 1:0… Подло, исподтишка никогда не бил никого – это факт. Лицом в лицо встретить – пожалуйста. Я и сейчас, будучи тренером «Сахалинца», учу футболистов: «Играйте жёстко, но сзади – не бейте». На тренировках, когда сужу двусторонние игры, даже порой специально пропускаю моменты, когда, может, излишне сурово встречают. Чтобы были готовы и в игре так вот бороться».
Да, поиграв ещё после долгожданного «золота» в «Локо» за «Аланию», казахстанский «Женис», «Химки», подольский «Витязь» и вернувшись заканчивать в «Локомотив-2», Дроздов стал тренером. Помогал бывшим партнёрам (Евгению Харлачёву в «Локо-2», Хасану Биджиеву в Нальчике, Сергею Гуренко в минском «Динамо»), работал главным в «Краснодаре-2» и «Сахалине» из Южно-Сахалинска. Теперь – в «Сахалинце», но уже московском. Это третья лига. Пока. Ну а в следующем сезоне, вполне возможно, увидим команду блогера Михаила Литвина во втором дивизионе ФНЛ. Сейчас же Юрий Алексеевич воспользовался зимней паузой и сделал операцию на колене: «Уже ходить тяжело было. Так что операцию нужно было делать. Восстанавливаюсь теперь – по квартире вот уже без костылей передвигаюсь».
А в завершение – вновь цитата из Официальной истории ФК «Локомотив». Очень, на мой взгляд, показательная: «При перечислении игроков, чей вклад в превращение команды из «пятого колеса московской футбольной телеги» в лидера российского футбола особенно велик, фамилия Дроздова звучать будет непременно. Он был олицетворением «Локомотива» на старте, при разбеге к чемпионским вершинам, и запомнится силой духа, твёрдостью характера, дисциплинированностью, самоотдачей, граничившей с самопожертвованием».