Сергей Васильевич Базулев был одним из тех фундаментальных футболистов, благодаря которым во второй половине 1980-х годов московский «Локомотив» смог крепко встать на нужные «рельсы» и покинуть многолетнее «депо» первой лиги. В чемпионатах и Кубках страны в составе нашего клуба провёл 112 матчей, являясь незаменимым защитником в строящейся команде Юрия Павловича Сёмина.
Футбол мог обойти жизнь Базулева и вовсе стороной. Сергей Васильевич ездил поступать в военно-морское училище в Ленинград, где учился его брат, но нехватка одного балла «похоронила» мечты будущего «моряка», зато сохранила для страны великолепного футболиста. Базулев пошёл в армию: начальник коврового комбината, за который он играл в хоккей, устроил в спортроту в Балашихе, где он был ни много ни мало заведующим катка — заливал его и чистил. Там же попал в футбольную команду при военном заводе. Молодое дарование заметили аж в Костроме, но в единственном матче за местный «Спартак» он сломал ногу и, восстановившись через год, получил предложение сыграть уже в составе московской «Красной Пресни». Оттуда вместе с начальником команды Чернозубовым в кировское «Динамо» на три года перебрался. Вторая лига.
«Играли мы ничего так, но в 1982 году я заболел желтухой. Врачи: «Тебе, парень, бегать вообще нельзя». Вернулся в Москву».
Тот самый Чернозубов и «сосватал» в 1983 году Базулева своему приятелю Варламову — помощнику Бескова в московском «Спартаке». На просмотре было четыре человека. Оставили его одного. «Ладно, мы тебя берём», — услышал он от Бескова. Взяли на ставку запасного игрока.
При этом до 25 лет Сергей Васильевич выступал исключительно во второй лиге.
Отыграл 1983 год Базулев так блестяще, что сразу попал в «33 лучших игрока» СССР по своему амплуа. И это в первый же сезон в высшей лиге, без футбольной школы и фактически случайно оказавшись в футболе.
«По молодости головка от звёздности закружилась. Возвращался в Люберцы и слышал от старых дружков: «Да куда ему до нас. Его теперь по телевизору показывают». А мне обидно. Давал им на бутылку, они мне: «Давай с нами». Я — с ними. Бесков поставил на мне крестик».
У Варламова, помощника Константина Ивановича, был друг в Баку — Вячеслав Соловьёв, которому помогал Гаджи Гаджиев. Уехал Базулев в «Нефтчи».
«Отъезд из «Спартака» в Баку был ошибкой. Клюнул я на то, что продолжу играть в высшей лиге, только не учёл специфики этого южного города. Чужаку в нём стать своим, по-моему, невозможно. Да ещё жара. Едва появился шанс вернуться в Москву, пусть и в первую лигу, я тотчас им воспользовался. И не жалею».
В 1986 году Базулеву позвонил Сёмин: «Приезжай». В «Локомотиве» у Юрия Павловича, в ту пору начинающего тренера, Сергей Васильевич и начал свой путь в клубе.
«Коллектив был славный, никаких группировок. Тренировки у Сёмина, правда, были не сахар. Не забыть, как на предсезонке мы по 20 раз вокруг ещё старой арены в Черкизове носились. Ох, и мукой же для меня всегда были эти кроссы! У Сёмина я играл в защите с Горлуковичем».
«Мне нужен был такой игрок, как Базулев, — рассказывал ещё в то время старший тренер «Локомотива» Юрий Павлович Сёмин. — Я имел дело со взрослым человеком, который сумел сделать выводы из своих ошибок. А значит, ему можно было доверять. У меня не было претензий к нему и на тренировках, хотя замечания по игре он воспринимал болезненно. Но потом всё понимал. Неожиданно для себя я увидел в нём качества лидера. Боец, готов высказать всё, что думает, прямо в глаза. Нет, не случайно спустя год его выбрали капитаном».
По окончании сезона 1987 года, во многом благодаря Сергею Васильевичу, московский «Локомотив» спустя семь лет вернулся в высшую лигу и в последний, пятый раз, выиграл почётный кубок Международного Спортивного Союза Железнодорожников (МССЖ). На этом турнире в болгарском городе Пловдив Базулев провёл три из четырёх матчей, включая финал с местным «Локомотивом». Трофей капитану команды вручали в Москве, на стадионе «Локомотив», под аплодисменты 22000 зрителей перед кубковой игрой против киевского «Динамо».
«Мне как капитану положено объяснить феномен нашего коллективного успеха похвалой каждому члену команды, и это было бы справедливо — каждый это заслужил, но я начну с благодарности тренерам во главе с Юрием Павловичем Сёминым. Взял он под начало людей, отвергнутых высшей лигой, причём о каждом говорилось что-нибудь плохое, в каждом находили какие-то изъяны, душевные или игровые, и нашёл в нас, выделил главное — страстное желание проявить себя, доказать себе и людям, что ты чего-то стоишь. И не разделял нас, не разбивал, не выделял никого, будь ты заслуженный или юнец. Мы все для него равны. Ответственность во всём! За себя и за всех. За общее дело. Мы это уже впитали.
Перед началом сезона сказали себе: добьёмся. Вслух сказали, все вместе. И никто не отступил, не дрогнул. Ни трудности не испугали, ни травмы. С тяжелейшим переломом на долгие месяцы попал в больницу Женя Дрожжин, но как бы остался с нами, а мы сомкнули ряды. И добились. Думаю, не только за счёт характера, но и самой игры. Удовлетворили своё здоровое честолюбие. Но этого мало.
Сразу же после окончания сезона, на итоговом собрании команды, я сказал ребятам: теперь надо ставить перед собой новую, более высокую и трудную цель. Остаться в высшей лиге — слишком скромно. Поэтому от лица своих товарищей хочу обещать нашим верным болельщикам, что не посрамим честь коллектива и свою не уроним».
И обещание было выполнено. На будущий год команда была как никогда близка к еврокубковой зоне. Пресловутый лимит ничьих отобрал два очка, тем самым не дав возможности московскому «Локомотиву» уже в советское время дебютировать в Кубке УЕФА. На своём поле команда проиграла только чемпиону днепропетровскому «Днепру» с минимальным счётом 0:1, в чём, несомненно, заслуга и «столпа» обороны Сергея Васильевича Базулева. Заняли седьмое место. Футболистам дали звания почетных железнодорожников.
1988 год. Вратарь Станислав Черчесов и защитник Сергей Базулев (слева) прерывают атаку «Металлиста»
«Можно раз в год ездить по России бесплатно. Жаль, только пару раз прокатился на электричке на дачу к родителям. И то кондуктор докопался: «Откуда у вас в тридцать лет удостоверение почётного железнодорожника?»
В начале 1989 года, в рамках подготовки к предстоящему сезону, Сергей Базулев вместе с московским «Локомотивом» на месяц уехал в Америку играть в мини-футбол. В это время ему позвонил Олег Романцев: «Серёж, я принял «Спартак» — можешь помочь?».
С Романцевым у Константина Ивановича Бескова в «Спартаке» они два года бок о бок отыграли в обороне. Сложно было отказаться от такого предложения. И вместе с вратарём Станиславом Черчесовым они написали в «Локомотиве» заявления об уходе.
Через год Базулев в составе спартаковцев станет чемпионом страны, а с её распадом уедет играть в Финляндию. Там он в одном из столкновений получит серьёзную травму и завершит свою славную карьеру. Сергей Васильевич до сих пор проживает в пригороде Хельсинки и с теплотой вспоминает то время, когда помог возродить московский «Локомотив» из очередного «пепла» в его истории.
«Что я могу сказать о том времени, что провёл в «Локомотиве». У нас была хорошая команда. Мы вышли в высшую лигу и заняли седьмое место. Это у меня останется в памяти навсегда. Сейчас я болею и за «Спартак», и за «Локомотив», команды, где прошли лучшие годы моей спортивной жизни. Спасибо, что помните».