Невероятную историю взлёта Марата Измайлова до сих пор, нет сомнений, хорошо помнят те, кто видел его игру за «Локо» в самом начале ХХI века – то есть прямо с 2001 года, когда он, 18-летний, заиграл в основном составе красно-зелёных. Если не сказать сильнее – зафеерил. Многие уверены: ярче дарования в российском футболе за три десятка лет не было.
Давайте для начала – строго по фактам. Итак, в 17 воспитанник ФШМ оказался в дубле «Локо», за который тогда порой рядом с ним выходили побиться во втором дивизионе и зубры из основы: Арифуллин, Маминов, Оганесян, Пашинин, Сенников… Уже в 18 – с первого тура чемпионата-2001 – простой гольяновский парень стал, как мы с вами вспомнили, осваиваться и в Премьер-лиге. И если в марте был дебют Измайлова – в Ростове, то в мае – первый гол юного хавбека: «Зениту». В июне он завоевал с командой свой первый трофей – Кубок России. Причём спокойно пошёл себе начинать в «Локомотиве» серию послематчевых пенальти. А в августе дебютировал и в сборной России!
Ну а дальше – Лига чемпионов, гол австрийскому «Тиролю» в отборе и (это, правда, после 19-летия) в основной «сетке» – бельгийскому «Андерлехту»… Ну и – поездка следующим летом на чемпионат мира-2002 в Японию. Впечатляет путь?..
Мы с коллегами сразу, ещё той весной 2001-го, отметили, что он фантастически талантлив. (Да и не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы это разглядеть – особенно, конечно, когда тогдашний президент клуба Валерий Филатов с восхищением про него рассказывал). Но при этом – ещё и очень скромен. До сих пор в памяти, как при нашем знакомстве 18-летний Измайлов с ходу удивил: «Нет-нет, я пока не достоин большого материала в газете. Только – маленького».
Да и сам первый разговор с Маратом заставил вспомнить Майка Науменко, рок-кумира 80-х, и его культовую для тех времён «Песню простого человека»: «Я обычный парень, не лишён простоты. // Я такой же, как он, я такой же, как ты. // И я не вижу смысла говорить со мной. // Это то же самое, что говорить с тобой. // Я такой, как все…»
«Нет, журналистов я вовсе не избегаю, – пояснял Измайлов в нашей беседе, когда она наконец состоялась, – особенно – если это нормальные люди. Другое дело – повода для интервью ведь не было. Ну если не играю – о чём говорить? А все эти предматчевые разговоры вообще как-то не люблю. Банальные вопросы, банальные ответы. «Скажите, как вам соперник?» – «Хорошая команда, сильная…» И кому это интересно?»
Эту свою простоту и «неособость», если хотите, Измайлов всячески подчёркивал. То ли умышленно, то ли неумышленно, кто знает. И добираясь на интервью на метро, и без проблем выходя поиграть во двор с друзьями детства – уже забивая в Лиге чемпионов (сейчас такое можете представить?). И даже примеряя на себя роль журналиста…
«Насчёт метро, – уточнял он, – ну а что тут такого? Если пробки, например… Не вижу проблемы. Не доставали ли меня люди вокруг? Да нет. Никто не верил, когда смотрел на меня. Думали, наверное: да это не он, не может быть такого! Но если и понимали вдруг – то не доставали никогда, наоборот, желали удачи. Это приятно, конечно же! Насчёт того, чтобы во дворе поиграть – а что в этом плохого? Это полезно и для поддержания физической формы, это и психологическая разрядка: пообщаться с друзьями здорово. Другое дело – времени не всегда хватает.
Поэтому для ребят и устроил турнир на «Локомотиве». А то нет возможности со всеми встретиться, с кем раньше играл и общался...
А насчёт передачи «На футболе с Виктором Гусевым», когда взял микрофон и стал спрашивать прохожих: «Что вы думаете про футболиста Марата Измайлова?» – так мне это вправду было интересно. Хорошо получилось же, правда?»
При этом, как быстро, увы, выяснилось, Измайлов – явно не из тех, кого называют баловнями судьбы. Резвое начало карьеры «компенсировалось» чередой травм уже в 2002-м. Том самом, где он, казалось, должен блеснуть и за сборную на чемпионате мира. Туда Марат, кстати, поехал – основным. В 19, напомним, лет. Но вот чтобы прямо ярчайше сверкнуть на всю планету – не вышло. А ведь тогда всерьёз присматривался к нему и гремевший в Европе с английским «Арсеналом» Арсен Венгер. Но, видно, не убедил. А может, другие факторы сказались – типа завышенной, на взгляд из Лондона, трансферной суммы. Кто ж теперь разберёт…
На следующий год Марат, пусть и не попадая в состав регулярно, миру вновь запомнился: здорово потрепал нервы в Лиге чемпионов и тому же «Арсеналу», и миланскому «Интеру». А уже в 2004-м забил чудо-мяч «Монако» в плей-офф – гол этот потом долго крутили по различным европейским каналам, признавая лучшим то на неделе, а то и за весь месяц.
А ещё была поездка на Евро-2004. Где мы опять ждали от него большего – Измайлов, как показалось многим, надежд в полной мере вновь не оправдал. Но ведь после игры с испанцами великий Рауль именно его выделял – как человека, который способен придумать что-то экстраординарное…
А дальше – вновь проклятые травмы. И их последствия. Кому-то казалось, что травм чересчур много. Кто-то и вовсе называл их «выдуманными». Подразумевая, что Марат – чересчур мнителен. И не хочет играть даже тогда, когда доктора считают: годен. Но, думается, всё дело, скорее, в другом.
Измайлов – перфекционист. Он слишком боялся сыграть неидеально. Не так, как хотелось бы ему самому. И не так, как от него ждут.
(В связи с этим вспоминается опять-таки фрагмент нашего разговора, когда спросил Марата, прокручивает ли он потом свои матчи в записи: «Нет. Почему? Все ошибки сразу видно – начинаю переживать всё по новой. Да и потом, зачем смотреть: я и так хорошо всё помню. Каждый эпизод. Лучше Бразилию поставлю. Или Аргентину с Диего Марадоной. Например, матч с Англией на чемпионате мира-1986 в Мексике. Или на Зидана посмотрю. Главное, чтобы было чему поучиться».)
Поэтому – и не выходил иногда на поле в «Локомотиве», чувствуя, что пока не набрал форму. Поэтому – отказался от возвращения в «Локо» в 2010-м, кажется, когда зашедший по третьему уже разу в красно-зелёную реку Сёмин, тренер всей его жизни, звал назад: не был уверен, что не подведёт. Поэтому – шокировал спортивного директора лиссабонского «Спортинга» Коштинью, когда отказался играть, не ощущая стопроцентной готовности. Чуть до расставания не дошло!
Да, он всё-таки уехал – в 2007-м. В Португалию. И провёл там несколько очень неплохих сезонов. А подчас и вовсе удивлял опять Европу новыми красавцами-голами. Фанаты «Спортинга», да и «Порту», уверен, с ходу вспомнят и фамилию Измайлова, и особенно эстетские его финты…
Затем была азербайджанская «Габала», куда его вытащил Юрий Палыч, конечно же, и возвращение в Россию – в «Краснодар». И опять периодически – потрясающие сольные номера. Которые и запомнятся болельщикам.
Как и слова Бориса Игнатьева, много лет помогавшего Юрию Сёмину (в «Локомотиве» в том числе): «Марат – настоящий фанат футбола. Помню, как он занимался на базе в Баковке поздно вечером и даже ночью – с фонарями. И помню, как жили с ним как-то в соседних номерах, а мне мешал заснуть стук в стенку. И подумать не мог об этом, но наутро выяснилось: это Измайлов колошматил различными мячиками – от теннисного до большого. Тренировался».
Как ни странно, может, этот максимализм, одержимость футболом, постоянное стремление быть ещё лучше – и помешали Марату стать большой мировой звездой. Да и стоит ли сейчас копаться – так ли это важно, если он просто радовал людей своей игрой?
Вот это понимаю- молодой, перспективный. Начал в 18 лет и мог добиться огромных успехов, если бы не травмы. А сейчас 20-24 летне миранчуки, баринов, рыбчинский все еще ходят в молодых да перспективных у журналистов.