Ровно 100 лет назад в этот день, 31 июля 1921 года, родился
Владимир Осипов, который вписал свою фамилию в историю не только
«Локомотива», но и, не побоимся громких слов, всего российского футбола. Фронтовик, награждённый Орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Москвы», вошедший в число 33 лучших игроков страны, потом много лет был одним из самых авторитетных футбольных руководителей.
По традиции начнём с Официальной истории футбольного клуба «Локомотив»: «В 1935 году 14-летний Осипов пришёл в юношескую команду «Спартака» к тренеру Владимиру Горохову, а спустя 4 года уже играл за первую команду в чемпионате Москвы». Казалось – всё, открыта дорога в большой футбол. Но – началась Великая Отечественная война. Он ушёл на фронт.
Да не просто ушёл – попал в самое пекло. И в рукопашной схватке получил тяжёлое штыковое ранение в шею.
Но с футболом Владимир Семёнович, к счастью, не расстался. И перебрался в «Локомотив» в 1947-м. Когда команда стала усиливаться после сезона-1946. Первого (и далеко не последнего) в истории «Локо» сезона, который команда провела в первом дивизионе. Тогда, в 46-м, она не смогла с ходу вернуться в элиту. Только 7-е место в Южной подгруппе 2-й группы. Согласитесь, результат – далеко не блестящий: ниже, чем «Пищевик» (Одесса).
Так что свежая кровь была необходима. И она поступила. Вместе с 25-летним защитником Владимиром Осиповым перешли в железнодорожные ряды такие знаковые для «Локомотива» игроки, как Антоневич, Клыш, Полунин, Оботов… Плюс – вернулись проверенные бойцы из довоенной ещё дружины: вратарь Разумовский и нападающий Теренков.
«Локомотив»-1948. Справа налево: Михаил Антоневич (капитан), Владимир Давтян, Иван Ларин, Владимир Осипов, Анатолий Клыш, Геннадий Забелин, Борис Лагутин, Виктор Лахонин, Александр Оботов, Михаил Мухортов, Виктор Полунин.И всё получилось! В тот сезон старший тренер (и кстати, бывший капитан команды) Дмитрий Максимов привёл «Локо» к блестящей победе во 2-й группе: сначала – к первенству в Центральной зоне, а затем – и в финальной «пульке». Восторженные комментарии раздавались со всех сторон, хвалил «молодых и способных» вратарь и будущий крупный (причём не только спортивный) руководитель Николай Разумовский. Отдельно отмечая и Осипова.
И пусть не отличался он физическими данными, громадным ростом или сверхъестественными скоростными качествами, защитник брал своё на поле, как отмечает всё та же Официальная история «Локомотива», «тактической сметкой, техникой, цепкостью и непримиримостью в единоборствах. А преданность футболу, образованность и коммуникабельность снискали ему уважение в глазах партнёров».
Недаром несколько лет Владимир Семёнович провёл на посту капитана команды. Неспроста в 1951 году его включили в список 33 лучших футболистов на месте левого защитника.
Карьеру, по рассказам, Осипов завершил резко (хотя не исключено, что всё тщательно продумал). Не смог футболист, сыгравший за «Локо» около 140 матчей, пережить спокойно, когда его в матче с московским «Динамо» принялся накручивать 34-летний уже Василий Трофимов. Сказал: «Ухожу». А он если что говорил – то и делал обязательно.
Вот и ушёл. Но – не из футбола вообще: Осипова через несколько лет считали уже одним из ведущих арбитров СССР, он получил всесоюзную категорию. И это – не всё. Владимир Семёнович и дальше пошёл по руководящей, как тогда принято было говорить, линии. Стал ни много ни мало начальником отдела футбола и хоккея Спорткомитета Российской Федерации!
Влияние его на футбол в РСФСР было огромным. И вновь – цитата из Официальной истории: «Именно к нему обращались руководители крупных промышленных центров, обкомов КПСС, возжелавшие протолкнуть свои команды лигой повыше. И он умел так организовать дело, что протеже получали повышение… Одной «организацией» Владимир Семенович не ограничивался. «Если команда на что-то претендует, она должна соответствовать рангу», – считал Осипов, давая рекомендации по подбору тренерских кадров, предлагая способных игроков из глубинки. Ведь он был одним из инициаторов создания сборной РСФСР из игроков низших дивизионов, которая имела свой международный календарь и порой побеждала очень сильных соперников».
Сергей Александрович Беляев, известный советский арбитр, рассказывает: «Осипов всё держал в своих руках. Жёсткий был руководитель, хотя в жизни – настоящий балагур». Именно он, Владимир Семёнович, спас, кстати, от дисквалификации будущего полузащитника и легендарного главного тренера «Локо» Юрия Сёмина, отправив игрока, повздорившего с боссами алмаатинского «Кайрата», на годик подальше от центра – в новосибирский «Чкаловец».
Так что неудивительно, что именно с его подачи, по сути, и был укомплектован перед сезоном 1971 года и «Локомотив», такой родной Осипову. «Локомотив», вновь завоевавший путевку в высшую лигу.
Руководитель ветеранской команды «Локо» Владимир Перегонцев вспоминает: «Владимир Семёнович не оставлял наш коллектив без внимания, часто в клуб наведывался, насколько помню. И на домашние матчи всегда на своей «Волге» приезжал. Виктор Марьенко, Игорь Волчок, Евгений Рогов, тренеры «Локомотива» в разные годы – все его друзья».
Перегонцев тогда как раз играл за упомянутую сборную РСФСР. И в его переходе в «Локо» Осипов тоже сыграл определяющую роль:
«Знаю, что присмотрели меня и «Торпедо», и «Зенит», и «Черноморец». Потому что я заявления сразу во все эти клубы написал – я же по наивности не знал, что так нельзя. Да, из Одессы гонцы даже в час ночи к моим родителям в Тагил приехали. Ящик яблок привезли – редкость тогда на Урале зимой! И пообещали квартиру 3-комнатную на берегу Чёрного моря.
Но потом в Сочи, где мы были на сборах, пригласили меня как-то в кабинет к директору стадиона Саркисову. Там – Осипов, у которого было прозвище Губа (после ранения на фронте), начинает со мной разговор. Показывает все мои бумаги – и говорит: «Мы вас зарубим, если станет известно, что вы написали заявления о переходе сразу в несколько клубов. А если перейдёте в «Локомотив», то всё будет хорошо». И я тогда написал заявление в «Локо». А он взял и разложил перед собой его и все остальные – как пасьянс. И сказал: «Рвём эти, а вот это – оставляем!» На понт, грубо говоря, взял».
И в заключение слово –
Владимиру Петровичу Короткову. Ещё одной легенде «Локо», прекрасному футболисту, тренеру, многолетнему начальнику команды, и поныне работающему в руководстве красно-зелёных:
«При всём превосходном юморе Осипова – это был очень серьёзный руководитель. И очень квалифицированный. Достаточно сказать, что никаких судейских скандалов при нём, насколько помню, не было. Во многом по той причине, что он сам от и до изучил футбол: и как игрок, и как арбитр».
«Локомотив»-1949. Владимир Осипов – шестой слева.100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ВАЛЕНТИН ГРАНАТКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». НИКОЛАЙ РАЗУМОВСКИЙ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». МИЛЕШКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ЛАВРОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». БАБУРИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ГАРИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». АВЕРЬЯНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ДРОЖЖИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». АРИФУЛЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА».ГОРЬКОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». КАЛАЙЧЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ЧУГАЙНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АРТЕМЬЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МИХАИЛ АНТОНЕВИЧ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. КАМЗУЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МУХАНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. СМИРНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. РОГОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ХОХЛОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ПЕРЕГОНЦЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ЗАБЕЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ЕВСЕЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. БУБУКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ХАРЛАЧЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. КОВАЛЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ДЖАНАШИЯ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АНДРЕЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. БИЛЯЛЕТДИНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МАСЛАЧЕНКО100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. КОСОЛАПОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ЛЕКХЕТО100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. НИЖЕГОРОДОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. СЕННИКОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МОКШАРКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АТАМАЛЯН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. РЯХОВСКИЙ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА.РАДИОНОВ 100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ИЛЬИН