95 лет назад в этот день, 15 августа, родился
Виктор Ворошилов – легендарный форвард «Локо», затем и как тренер подготовивший множество классных футболистов для нашей команды. Пусть Виктор Фёдорович оказался в «Локомотиве» ближе к 30 годам, но успел забить аж 67 мячей в 176 матчах (если считать только чемпионат и Кубок СССР). А знаменитая связка нападающих Бубукин–Соколов–Ворошилов стала одной из лучших в истории «железнодорожников». И во многом именно она принесла «Локо» Кубок в 1957-м и серебряные медали – в 59-м.
«Он москвич и свои наиболее удачные сезоны отыграл в «Локомотиве», – писал о Ворошилове в книге «Форварды» знаменитый футбольный журналист Лев Филатов, подчёркивая, что рядом с левым инсайдом были прекрасные партнёры: Зайцев, Бубукин, Соколов... И далее: – Мяч всегда-то был ему послушен, а тут он получил возможность проявить и свои комбинационные способности, благо партнёры были быстры и напористы, и вести регулярный обстрел ворот, ибо и к этому его влекло. Немудрено, что в «Локомотиве» он забил большую часть своих голов.
Ворошилов умел всего себя вложить в завершающий удар. Не будучи силачом, он так резко замахивался, так наклонялся в ту сторону, куда должен был полететь мяч, так помогал себе взмахом рук, что выстрел получался сокрушительным, за снарядом уследить было невозможно, и лишь запоздалое движение вратаря указывало, где пробоина».
Виктор Фёдорович по нынешним меркам очень поздно пришёл в футбол. Сам он так пояснял в интервью «Советскому спорту»:
«Пришёл, когда удалось. Себя я называю деревенским: родился в селе Всесвятском, хотя сейчас это чуть ли не центральная часть города, рядом с метро «Сокол». Мяч гонял, но каких-либо детских соревнований у нас не проводилось. А в 1941 году у меня, как у многих сверстников, детство закончилось. Работал токарем на опытном производстве КБ Илюшина до 1948 года. Получил медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны»: вытачивал ответственные детали для всех самолетов – от Ил-2 до Ил-12.
С 1943-го возобновили проведение игр на первенство Москвы. Наше ведомство относилось к клубу «Крылья Советов», который имел четыре взрослых и одну детскую команду. И я успел поиграть во всех. Постоянно ходил голодный – 650 граммов хлеба выдавали, но без футбола жить не мог. В 1948 году вместе со мной в заводской команде играл знаменитый лётчик-испытатель Владимир Коккинаки. Он, видя моё фанатичное отношение к спорту, поддержал меня в желании полностью переключиться на футбол. Сообщил генеральному конструктору о моём намерении перейти в команду мастеров. Интеллигентнейший Илюшин не удержался от возгласа: «Он что, дурак? С 3500 перейти на 880 рублей в месяц?»
Конечно, это непросто понять любому человеку, не влюблённому в футбол. Но Ворошилов – жить без него не мог. Уехал в Куйбышев (теперь – Самара) играть за местные «Крылья». Там дважды становился лучшим бомбардиром команды в сезоне, обходя крутейшего снайпера Александра Гулевского. А в 51-м, как и многие звёзды тех лет, он удостоился вызова в резиденцию Василия Сталина, создававшего на базе команды Военно-Воздушных Сил суперклуб.
Далее – цитируем по Официальной истории футбольного клуба «Локомотив»: «…но обманул сына вождя, написав заявление о переходе, сбежал обратно в Куйбышев. Хотя впоследствии о своём поступке жалел. Как жалел и об отказах «Спартаку», «Динамо»… «Считал, что могу не выдержать конкуренции. В «Крыльях» я был любимцем публики, потому и отказывался от приглашений, – вспоминал он впоследствии. – Конечно, выступая за именитые клубы, и забил бы гораздо больше».
Выезжавшие за рубеж команды ЦДСА, «Спартак», «Торпедо», киевское «Динамо», «Зенит», «Шахтёр» одалживали Ворошилова для усиления состава. Универсальный форвард, прекрасный тактик, он удачно вписывался в любую игровую концепцию. Естественно, каждый тренер, довольный такой подмогой, норовил заполучить его к себе насовсем.
Не стал исключением и Борис Аркадьев, наставник «Локомотива», совершавшего осенью 1955 года турне по странам Юго-Восточной Азии. Но даже такой маститый специалист наверняка получил бы от ворот поворот, если бы не предшествовавший поездке случай. Ворошилов — человек на редкость честолюбивый. И его задело, когда председатель Спорткомитета СССР Николай Романов, вручая ему в том же году значок заслуженного мастера спорта, недвусмысленно заметил: «На Волге-то ты герой, а где-нибудь посерьёзнее, небось, слабо будет!»
И форвард решил доказать, что в состоянии покорить и столицу. Тем более почувствовав, что за время турне вписался в состав. «Команда была как будто для меня сшита, я в ней сидел как влитой», — вспоминал Ворошилов. И накануне 30-летия он перешёл в «Локомотив».
Аркадьев, умевший разглядеть в футболисте больше, чем он прежде показывал на поле, приобрёл не просто первоклассного организатора игры, но и настоящее горячее сердце. С первых же матчей новичок стал верховодить в игре «Локо». У острого на язык Ворошилова своё определение классного игрока: «Талант, политый потом». Оно выстраданное, потому что сам был таков.
Ему хватало энергии не только на «пропашку» поля, входившую в обязанности полусреднего. Он не давал застояться и партнёрам, побуждая их собственным примером, а когда надо, и крепким словцом, был душой, заводилой в игре «железнодорожников». Но и сам не останавливался в росте. Признанный пенальтист, в «Локомотиве» он стал по-настоящему осваивать штрафные с любых дистанций и вскоре преуспел, немало забил через и в обвод «стенки», а то и напрямую с угловых».
Про характер Ворошилова и влияние на партнёров Андрей Артемьев, младший брат легенды «Локо» – и капитана команды – Виталия Артемьева, говорил так: «Дядя Витя тоже был капитаном – а у него характер совсем другой. Жёсткий. Иногда прикладывал в раздевалке трёхэтажным!»
А насчёт 11-метровых есть несколько интересных историй, связанных с Виктором Фёдоровичем. Вот однажды в игре с «Динамо» он собирался бить пенальти самому Яшину – Льву Ивановичу, кстати, он вообще забивал чаще, чем любой другой форвард в нашей стране.
«Яшин, – рассказывал он «Советскому спорту», – подошёл ко мне и в упор спросил: в какой угол будешь бить? Я ответил: не в тот, который ты думаешь. И он дёрнулся ещё до моего удара, я пробил в другой угол. В той же игре я забил Яшину второй гол с игры дальним ударом. Лёва угадал направление удара, но немного не дотянулся до мяча. Его бросок был очень красив, тот фотоснимок обошёл много печатных изданий. Но вот то, что прыжок оказался неудачным, не упоминалось».
Но – ирония судьбы: больше помнят не те пенальти, что Ворошилов забивал, а нереализованный 11-метровый. В финале Кубка СССР-1957 при счёте 0:0 его удар отразил вратарь «Спартака» Ивакин.
«Да, я в сборной Яшину бил всё время, – вспоминал в телеинтервью Виктор Фёдорович. – И всё время забивал. И не стал менять стиль – бил, как и бил. И пробил хорошо. Полметра, наверное, высота, полметра от штанги. Мяч не берётся… А Ивакин знал! И отбил мяч. Конечно, обида страшная была. Не забить пенальти в такой игре! Но Кубок в итоге был наш».
И это – во многом благодаря тому, что славившийся бойцовским духом Ворошилов после неудачи не сник. А наоборот – стал ещё энергичнее носиться по полю, взбудораживая партнёров. И принял непосредственное участие в атаке, которую решающим голом завершил Бубукин.
«…Был он меток, – вновь обратимся к «Форвардам» Льва Филатова. – Обычно промахи атакующих принято объяснять тем, что «техника подвела». Однообразность истолкования не внушает доверия. Нередко видишь, как мяч летит в сторону от ворот, хотя удар был нанесён согласно всем правилам.
Меткость – одно из природных качеств. Её развивают, упражняют, но тот, кто ею наделён, чувствует себя увереннее... Она выражается в ориентировке, в глазомере, в знании тех точек, с которых невозможно промахнуться, в постоянном ощущении, что прямоугольник ворот как прорезь прицела. И когда всё это есть, мяч послушно раз за разом летит в цель. Классные бомбардиры, люди, постоянно попадающие, они все – Вильгельмы Телли. Их называют ещё и снайперами, и преувеличения в этом нет. Ворошилов был из метких, мяч «за молоком» не посылал».
Уже в 35 (!) лет – в первенстве 1961 года – он поразил ворота соперников «Локо» 20 раз! Из «железнодорожников» повторить это достижение на уровне высшего дивизиона удалось лишь спустя 33 года Олегу Гарину. Заслуженный мастер спорта Виктор Дубинин писал: «35-летний Ворошилов, бесспорно, душа атаки в «Локомотиве». Его огоньку и свежести можно только позавидовать».
«В чём же секрет вашего спортивного долголетия?» – спросил его позже журналист «Советского спорта».
«В преданности футболу, – ответил Виктор Фёдорович. – Я поздно пришёл в команду мастеров. Всегда был жаден до игры и ради футбола готов был жертвовать многими радостями жизни. Счастливо избежал тяжёлых травм, хотя защита соперников меня не щадила. Главная причина долголетия – добросовестное отношение к тренировкам в период межсезонья.
Хотя и моё отношение к режиму – не предмет для подражания... Спиртным не злоупотреблял, но без курева обойтись не мог. В течение 50 лет уходило по пачке в день, а порой и больше. Я этим не бравирую. Наоборот, признаюсь: бросить не хватало силы воли. Отказался от курения я только в 1991 году, когда это всерьёз стало угрожать здоровью».
Его «вечная молодость» подкупала и тренеров: неслучайно Виктора Фёдоровича после тридцати всё же дебютировал в сборной. Гавриил Качалин выставил его, 32-летнего, на товарищескую игру со сборной Чехословакии. И Ворошилов сразу отметился голом (а СССР победил — 2:1). Хоть чемпионат мира-1958 уже прошёл, казалось, остаётся шанс поиграть за сборную на других турнирах.
Увы: в следующей встрече (1/8 финала Кубка Европы с венграми) Ворошилов остался в запасе, как и потом в проигранном матче с Англией — 0:5. А после того поражения самого Гавриила Дмитриевича отправили в отставку. И начинавшаяся карьера в сборной оборвалась.
А когда через несколько лет пришла пора заканчивать карьеру футболиста вовсе, Борис Аркадьев предложил ему войти в штаб «Локомотива».
«У меня всегда были хорошие отношения с тренерами, – рассказывал Виктор Фёдорович. – Но больше всех благодарен Борису Андреевичу Аркадьеву. Это был не просто интеллигент, обращавшийся ко всем на «вы», в том числе к юниорам. В нём высочайшего уровня специалист и редкостный эрудит сочетался с неисправимым романтиком.
Помню, перед поездкой в Индонезию он мечтал: эх, возьму с собой этюдник, буду писать буйные тропические пейзажи. Какой этюдник, какие пейзажи?! До них ли при такой профессии? Хотя в молодости он и в живописи достиг определенных успехов. Тогда все знакомые ходили к нему в гости и восхищались – как они с братом Виталием разрисовали стены своей квартиры. Однажды при поездке в Рейкьявик он завёл меня в музей и просто поразил рассказами о древней Исландии. Не только знал много, но и преподнести это мог живо и интересно».
И, перейдя на тренерскую работу, Ворошилов продолжал приносить пользу «Локо». Начало 1974 года – рассказ Владимира Ряховского: «Тогда «Локомотив» ещё находился в первой советской лиге, но сумел вернуться в высшую. Неудивительно, состав боеспособный подобрался: Игорь Семёныч Волчок и Виктор Фёдорыч Ворошилов, легенда «Локомотива», многих москвичей вернули. Хотя конкуренты были – тоже о-го-го: «Нефтчи» (Баку), «Динамо» (Минск), СКА (Ростов-на-Дону), вместе с которым, кстати, и шагнули наверх». Владимир Перегонцев, ещё один защитник того «Локо», вспоминает не только организаторские способности Ворошилова: «Он на пятом десятке гонял двусторонки с нами – и был далеко не худшим».
А потом Виктор Фёдорович стал работать детским тренером – и воспитал для «Локомотива» множество замечательных футболистов: Дмитрия Горькова, Алексея Ильина, Алексея Арифуллина… Трудился в Детской футбольной лиге. Жил футболом до последнего.
10 лет как Ворошилов покинул наш мир. Но портрет капитана с Кубком СССР встречает футболистов «Локо», приезжающих на очередной матч.
Пресс-служба ФК «Локомотив» // Алексей Лебедев100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ВАЛЕНТИН ГРАНАТКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». НИКОЛАЙ РАЗУМОВСКИЙ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». МИЛЕШКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ЛАВРОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». БАБУРИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ГАРИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». АВЕРЬЯНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ДРОЖЖИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». АРИФУЛЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА».ГОРЬКОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». КАЛАЙЧЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ЧУГАЙНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АРТЕМЬЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МИХАИЛ АНТОНЕВИЧ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. КАМЗУЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МУХАНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. СМИРНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. РОГОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ХОХЛОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ПЕРЕГОНЦЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ЗАБЕЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ЕВСЕЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. БУБУКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ХАРЛАЧЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. КОВАЛЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ДЖАНАШИЯ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АНДРЕЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. БИЛЯЛЕТДИНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МАСЛАЧЕНКО100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. КОСОЛАПОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ЛЕКХЕТО100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. НИЖЕГОРОДОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. СЕННИКОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МОКШАРКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АТАМАЛЯН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. РЯХОВСКИЙ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. РАДИОНОВ 100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ИЛЬИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ОСИПОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АСАТИАНИ