Пришли: Чугайнов («Торпедо» Москва), Плотников («Днепр» Днепропетровск), Ю. Гаврилов («Эссет» Финляндия), Ющенко («Динамо-2» Москва), Малхолленд (США), Шамрин (СКА Одесса), по ходу сезона — Иванаускас, Нарбековас, Сукристов, Янонис (все — «Жальгирис» Вильнюс). Ушли: Михалычев («Асмарал» Москва), А. Калайчев («Торпедо» Москва), Горлукович («Боруссия» Дортмунд, Германия), Буланов («Оснабрюк» Германия), Головня («Орландо Лайонс» США), В. Кузнецов («Колос» Никополь), Илялетдинов («Спартак» Москва), Митин (закончил выступления в большом футболе), Иляскин («Динамо» Брянск), Русяев («Аллемания» Аахен, Германия), Панченко («Металлург» Липецк), Кужлев (ЗВЛ «Жилина» Чехия), Синицын («Торгмаш» Люберцы), Носков («Металлург» Алдан), Гремяцкий («Спартак» Владикавказ), Игошин («Даугава» Рига), по ходу сезона — Шевцов («Дитцинген» ФРГ), Проничев («Берлин» ГДР).
В 4-й раз «Локомотив» совершал восхождение из первой лиги, и никогда еще этот турнир не превращался для него в триумфальное шествие. Только один раз (в 1974 г.) железнодорожники стали победителями турнира. Во всех остальных случаях их уделом была последняя из вакансий. Лишь второй раз железнодорожникам удалось вернуться в высшее общество с первого захода, тогда как обычно на это уходило от двух до семи лет. И ведь при понижении в ранге они лишились сразу четырех ведущих игроков — Горлуковича, Буланова, Калайчева и Русяева. Экзотикой выглядело появление в «Локомотиве» первого для нашей страны футболиста — североамериканца Дейла Малхолленда, больше привычного к мини-футболу. Новичок изо всех сил старался приобщиться к «соккеру» и вернулся на родину, можно сказать, состоявшимся футболистом.
219. Первый и пока последний футбольный легионер из США на пространстве СНГ локомотивец Дейл Малхолленд.
До последнего момента судьба команды висела на волоске. Не проиграй в заключительном туре «Шинник», оставаться бы «Локомотиву» второгодником в первой лиге. И все же главная заслуга в возвращении — самих железнодорожников. Среди многих факторов, способствовавших их успеху, особо следует выделить неиссякаемый оптимизм, твердость духа, непреклонность при неудачах... тренеров команды. Юрий Семин со своими помощниками выиграл практически безнадежную партию. После четырех поражений подряд «Локомотив» к концу сентября оказался за бортом даже первой шестерки. Казалось, кончен бал. Но из оставшихся восьми матчей москвичи выиграли семь и вскочили на подножку последнего вагона уходящего поезда. К этому времени за команду уже выступали литовские футболисты. Один из них — Вальдас Иванаускас — стал лидером атак, на финишном отрезке забил семь мячей. Но главным вожаком железнодорожников оставался Юрий Семин. Не в силах усидеть на тренерской скамейке, он зачастую метался вдоль бровки, в буквальном смысле ходил в атаки со своими подопечными на ворота, на соперников, на судей. До собственной ли репутации было ему, когда земля буквально горела под ногами: задержка «Локомотива» в первой лиге грозила в условиях перехода советских клубов на хозрасчет непредсказуемыми последствиями. Несмотря на очередную потерю ряда ведущих игроков, «Локомотив», продуктивно подготовившийся к сезону, начал, как говорится, с места в карьер — беспроигрышной серией из шести матчей в чемпионате, выходом в финал Кубка СССР, на пути к которому он вслед за «Жальгирисом» смел еще две команды высшей лиги — земляков из «Торпедо» и «Динамо». В этих матчах футболисты радовали свежестью, задором, прямо-таки летали по полю и за счет вдохновения били соперников классом выше.
— Ни один из зрителей не заметил разницы в мастерстве между командами, представлявшими высшую и первую лиги, — отмечал Алексей Леонтьев.
— Локомотив» переживает подъем, — говорил неувядающий Юрий Гаврилов. — Мы решили доказать, что вылет в первую лигу был случайным и хотим компенсировать эту неудачу в розыгрыше Кубка СССР.
Но сдвинуть в финале такую громаду, как киевское «Динамо» было нереально. И все же, даже несмотря на трудности с составом, какая-то надежда теплилась. В итоге киевляне разбили «Локомотив» в пух и прах. Шлейф этого разгрома тянулся еще долго.
— Нам советовали весной не гнаться за двумя зайцами, а сконцентрироваться на возвращении в высшую лигу, — вспоминал Семин по окончании сезона. — А я считаю, что опыт тех кубковых игр очень пригодился в переходных матчах с «Ротором», по существу таких же — кубковых.
220. Эпизод финального матча на Кубок СССР. Евгений Милешкин (в центре) и Ромас Мажейкис против Сергея Юрана.
Это «в конце концов». А после 2 мая железнодорожников было не узнать, легкость в игре пропала, победы давались с натугой, с огромным напряжением сил, больше одного гола в матче команда не в состоянии была забить. Дальше — серия из трех поражений. Открылась она в Ярославле, где единственный раз за весь чемпионат у москвичей возникли серьезные претензии к арбитру. Возвращение домой — и провал в матче с «Котайком». Поразили безалаберностью отдельные защитники. Поползли даже туманные слухи насчет исхода этой игры. В команде создалась конфликтная ситуация. Тренеры намеренно не гасили ее, перетасовывали состав, пытаясь встряхнуть футболистов. У некоторых из них вдруг появилась собственная точка зрения на игру, отличная от тренерской. Наставники «Локомотива» полагали, что компенсировать недостатки в мастерстве игроки могут темпом, полной самоотдачей в единоборствах.
— Московский «Локомотив», теряя из года в год лучших своих футболистов, тем не менее, остается на уровне, показывая порою хороший футбол, — делился своими мыслями будущий тренер сборной Латвии и московского «Спартака», а тогда слушатель ВШТ Александр Старков. — Нелегкие испытания выпадают раз за разом на долю Юрия Семина и Виталия Шевченко. Но неудачи, видимо, лишь способствуют закалке их характеров. «Локомотив» вновь близок к возвращению в высшую лигу, а недавний спад объясняется сбоями во взаимоотношениях игроков. В таких ситуациях слово за самыми опытными — Гавриловым, Милешкиным, Юркусом.
Апофеозом противостоявшей им атмосферы безволия стало поражение в Тирасполе от «Тираса», который тремя неделями раньше железнодорожники разгромили в Москве (4:0).
— В тяжелые для команды моменты кто-то должен брать игру на себя, вести за собой партнеров, самолично принести результат в каком-то матче, — говорил начальник команды Виталий Шевченко. — К сожалению, у нас таких лидеров пока не нашлось. Но народ в «Локомотиве» подобрался трудолюбивый, турнирных планов никто менять не собирается, думаю, все же вернем прежнюю игру и результаты скоро улучшим.
— Наши весенние успехи — выход в финал Кубка СССР, стартовые победы в чемпионате — показали, что мастерство у команды есть, — отмечал вратарь «Локомотива» Вацловас Юркус. — Когда же потребовались дополнительные усилия, необходимость иной раз сыграть через «не могу», дело застопорилось. Некоторые игроки решили поберечь ноги для высшей лиги. А ведь так до нее можно и не добраться.
Вовремя подоспела «литовская бригада». На подмогу Юркусу из «Жальгириса» прибыли защитники Вячеслав Сукристов и Арвидас Янонис, игроки атаки Вальдас Иванаускас и Арминас Нарбековас.
221. Первой скрипкой «Локомотива» во втором круге стал литовский Вальдас Иванаускас (справа).
— «Локомотив» с приобретением игроков «Жальгириса» имеет возможность приблизиться к западноевропейской манере игры, для которой характерны рациональная техника, высокая игровая дисциплина и спортивный характер, — считал заслуженный тренер РСФСР Владимир Федотов. — Постепенно железнодорожники избавляются от монотонности, характерной для них в последние месяцы. Рост игроков теперь неминуем, поскольку им есть на кого равняться. Желания проявить себя у литовцев хоть отбавляй. А Иванаускаса как будто выпустили из клетки, настолько ожесточенно вступает он в борьбу за каждый мяч, решительно штурмует ворота соперников.
Сентябрьская серия неудач «Локомотива» завершилась во Владикавказе, где несмотря на поражение, москвичи показали отличный футбол, ни в чем не уступая лидеру турнира. Бессонные ночи, титанические усилия тренеров, наконец, воплотились в реальную игру. В тот вечер и футболисты поверили, что потеряно еще далеко не все, хотя в сложившейся турнирной ситуации никто не поставил бы на «Локомотив» и медного пятака. Но обретенные вновь вера и игра стали для железнодорожников путеводной звездой в высшую лигу.
222. И в окружении трех защитников Арминас Нарбековас (в центре) успевает пробить по воротам.
На финише турнира спортивный обозреватель «Известий» Андрей Петров писал:
— Литовцы явно повысили игровую мощь своей новой команды. «Локомотив» выглядит сейчас по игре командой высшей лиги. По всем футбольным законам хорошая игра обязательно принесет в итоге и хороший результат.
«Локомотив», занявший в турнире 4-е место, получил право на переходные игры с волгоградским «Ротором», а успешно преодолев этот барьер (3:1, 0:1), и путевку в высшую лигу.
— Сезон для нас получился рваным, с заметными провалами, — анализировал итоги футбольного года Юрий Семин. — Причина — текучесть кадров — не можем стабилизировать состав даже на один-два сезона. С другой стороны, футболистам не хватило характера, волевых качеств. До прихода к нам вильнюсцев команда по составу была не сильнее пяти—семи других.
В начале марта Алексей Арифуллин и Игорь Чугайнов в составе молодежной сборной СССР выиграли представительный турнир в Таиланде. В конце августа Чугайнов провел за олимпийскую сборную контрольный матч с Румынией (1:0), а затем и отборочный к Олимпиаде-92 с Норвегией (2:2). В конце июля воспитанник «Локомотива» Андрей Шкурин стал чемпионом Европы в составе юношеской сборной СССР (до 18 лет). Правда, буквально накануне финального турнира он перешел в московское «Динамо». В октябре Вальдас Иванаускас сыграл за сборную клубов СССР против Израиля (3:0), а Чугайнов — за олимпийскую сборную с израильтянами (6:2), забил в матче последний, шестой, гол.
Случилось в том сезоне и еще одно знаменательное событие. 4 сентября вратарь сухумского «Динамо» Сергей Овчинников в Черкизове спас свою команду от поражения, отразив пенальти, пробитый локомотивцем Евгением Милешкиным, отбив и повторный удар при добивании, и окончательно убедил давно положившего на него глаз Юрия Семина в своем редком таланте и перспективах для нового «Локомотива», о которых теперь известно уже всей Европе.
По окончании сезона железнодорожники первыми из советских клубов побывали на Бермудских островах, выиграв у сильнейших местных команд четыре матча при одном поражении.