Обратный путь в группу сильнейших получился у «Локомотива» не столь триумфальным, как, возможно, рассчитывали его игроки, опираясь на свой опыт и авторитет.
— Весной ни один тренер не планирует случайных потерь, - рассуждал старший тренер «Локо» Борис Аркадьев. — Мы считаем, что победителем будет команда, которая наберет сто процентов очков на своем поле и 50 процентов — на чужих. Конечно, варианты возможны различные, но сумма очков должна быть такая или немного больше. Надо уважать и ценить соперников. Уверяю, что в финале слабых не будет. Но цель у нас одна — вернуться в высшую группу. Настроение деловое, рабочее, боевое.
В итоге «Локомотив» очковую норму, установленную Аркадьевым, даже перевыполнил и вышел победителем турнира. Однако на старте, очевидно, не все игроки прониклись настроениями своего тренера. «Ничейные вирусы» предыдущего сезона продолжали витать над командой, и после пяти стартовых матчей «Локомотив» оказался в своей 2-й подгруппе за пределами первой семерки, участники которой получали путевки в финал турнира второй группы. Юрий Ваньят резонно замечал, что железнодорожники рассчитывали быть в лидерах не в последнюю очередь «благодаря робости соперников перед их былыми заслугами». Однако вышло наоборот. Старожилы второго эшелона, особенно в родных стенах, из кожи вон лезли в матчах против московского гостя, стремясь таким образом поддержать свой авторитет в глазах болельщиков. К тому же на старте команда потеряла полсостава из-за травм. Но холодный душ подействовал, и победы в следующих двух матчах показали, что железнодорожники постепенно приходят в себя. Это подтвердили и кубковые матчи с московским «Динамо», которому «Локомотив» уступил лишь один мяч (1:1, 1:2). И все же соперники не собирались приносить железнодорожникам очки на блюдечке, каждое очко или два приходилось брать в жестком бою. А проигрыш на финише первого круга воронежскому «Труду» (1:3) вновь вывел железнодорожников за пределы заветной семерки. Довольно неожиданно москвичи уступили в родных стенах тбилисским одноклубникам (0:2), а затем были сенсационно разгромлены в Одессе лидировавшим в турнире местным СКА (0:3). Одесская встряска подействовала, после нее «Локомотив» не знал поражений целых три месяца. В финальный турнир за 1 — 14-е места команда вышла, уступая лишь два очка одесскому СКА и, по разности мячей, «Жальгирису». Однако пристрастие к ничьим уже через два тура вывело «Локомотив» из квартета, участники которого на финише перемещались на уровень выше. Одержав затем две победы, железнодорожники вскочили сразу на вторую ступеньку таблицы и продолжали преследование одесских армейцев. В 18-м туре «Локомотив», наконец, настиг лидера, а спустя еще пять туров возглавил турнирную таблицу и не опускался с первого места до самого финиша.
- В заключительных играх «Локомотив» строил свой план на реальной оценке сил противников, на уважении к ним и на возможности потери очков, — писал Алексей Леонтьев. — Это и предопределило различный подход к решению задач, выдвигаемых каждым матчем. Оставаясь верными своей основной игровой идее, которая определяет почерк команды, железнодорожники стремились строить свою тактику с таким расчетом, чтобы блокировать сильные звенья противника и тем нарушить его единый игровой ансамбль. В то же время это позволяло более продуктивно использовать лучшие качества своих футболистов. Разнообразие в тактике служило средством полной мобилизации физических и волевых усилий футболистов — ведь каждый раз надо было решать новые проблемы. Дифференцированный подход к каждому матчу позволил железнодорожникам ставить соперников в необычные условия и тем добиваться психологического преимущества. Немалую роль в высокой волевой настроенности сыграл и опытный костяк коллектива, на себе познавший, к чему приводит недооценка возможностей противника. Потеря очка или даже двух не превращалась для железнодорожников в трагедию, ибо они понимали, что в соперничестве равных потери неизбежны.
114. Соперников по второй группе железнодорожники принимали на переданном им стадионе «Локомотив» (бывший «Сталинец», затем «Шахтер») в его еще первозданном виде.
Другой специалист Серафим Холодков также подметил в игре железнодорожников любопытные особенности.
— У московского «Локомотива» нельзя не отметить умение рационально перегруппировать силы в контратаке, перебросить их с одного фланга на другой и все-таки найти уязвимое место в обороне соперников, — констатировал он. — Расчетливые действия «Локомотива» обусловлены присутствием нескольких опытных футболистов во главе с Бубу-киным. Благодаря своей активной игре в последних матчах, «Локомотив» по праву стал лидером.
Дал свою оценку возвращению «Локомотива» в высшее общество и заслуженный мастер спорта Сергей Сальников, возглавлявший в том сезоне воронежский «Труд»:
— Путь железнодорожников к воротам, ведущим в высшую лигу, отнюдь не был ровным и ясным. Пребывая в весьма туманном положении еще в середине турнира, они, сумев преодолеть столь опасное для них очковое голодание, уверенно двинулись вперед. «Локомотив» обладал весьма ценным и своеобразным качеством — умением играть на чужих полях. Практика второй группы класса «А» свидетельствует, что, как правило, показывая хороший футбол на своем поле, подавляющее большинство коллективов на чужом поле такой же уровень игры продемонстрировать не в силах. Московские железнодорожники составляют исключение. Предыдущий опыт выступлений в высшей лиге во многом помог «Локомотиву» в умении быть максимально мобилизованным на чужих полях. Железнодорожники демонстрировали завидное спокойствие, хладнокровие и неизменно сохраняли, так сказать, среднеарифметический уровень своей игры в любой обстановке. Между тем остальные испытывали в этом смысле резкие колебания. Объясняется это, наверное, еще и тем, что еще в первой группе класса «А» «Локомотив» привык терпеть. Мы помним, как железнодорожники тогда вынуждены были часто отдавать территорию соперникам. Так нередко происходило и во второй группе. Но здесь у тех, кто выступал против «Локомотива», была лишь видимость превосходства. Внешне чужой территориальный перевес не служил для москвичей поводом для уныния, а их мастерство в конечном итоге определяло и окончательный исход встреч. Хотелось бы отметить старожилов «Локомотива». Именно костяк команды, сохранившийся с прошлого года, в основном определял солидность игры команды. Это Бубукин, Ковалев, Горшков, Максимов и другие. Появлялись в «Локомотиве» и молодые футболисты.
Борис Аркадьев назвал несколько причин успеха своей команды:
- Во-первых, это предельная мобилизация возможностей каждого игрока и всего коллектива. Во-вторых, удачное сочетание задора молодых футболистов, впервые начавших постоянно играть в основном составе (вратарь Вячеслав Поляков, защитник Валерий Зайцев, полузащитник Юрий Иванов, нападающий Александр Маньшин), с мастерством и опытом Валентина Бубукина, Игоря Максимова, Юрия Ковалева, Ивана Сорокина и других. И еще одна причина. Правильно построенная тактика, которая точно соответствовала возможностям игроков и команды в целом.
Защитник Валерий Зайцев (кажется 1941г. рожд) проживает в наст. время в Сокольниках, отлично сохранился, быстрый и мобильный как в молодые годы. Играл крайнего защитника, физически проделывал большой обЪем работты, но был жестче Янбаева (по манере игры был похож на Лекхето). С этого времени я уже помню Локо, именно по Бубукину, его колоссальный объем работы по всему полю с его лысой головой остался навсегда в памяти. Кстати, Черчесов также часто прогуливается в Сокольниках, чувствую в думах о Спартаке.