Продолжаем рассказывать о лучших футболистах в истории «Локомотива». Илья Гвоздков – один из сильнейших защитников страны в 30-е годы и обладатель Кубка СССР-1936.
На протяжении многих лет в рамках рубрики «День в истории» мы отмечаем знаковых для «Локомотива» людей в их день рождения. Сделать «День в истории» в день рождения Ильи Гвоздкова, к сожалению, не получится. Не известна не только точная дата рождения, в разных источниках указывают разный год. Футбольные историки считают, что Гвоздков родился в 1910-м, родственники Ильи Павловича склоняются к 1906-му. Эту же дату подтверждает Центральный архив Министерства Обороны РФ.
Гвоздков родился в Москве в многодетной семье. У будущего футболиста было четверо братьев и трое сестер. Правнучка Ильи Павловича Анна вспоминала в интервью «Советскому спорту»:
«Отец Ильи, Павел Гвоздков, был настоящим главой семейства. Построил два дома и держал мастерскую, изготавливающую для соседних ткацких фабрик фурнитуру, иглы и прочие мелкие металлические изделия. В ней, совместно с отцом, работали и все сыновья, кроме Ильи, решившего уже в юном возрасте стать футболистом, что для того времени было в диковинку».
Мужчины в семействе Гвоздковых отличались физическими данными – все как на подбор под два метра ростом, хорошо сложенные и выносливые. Неудивительно, что из Ильи получился прекрасный защитник.
«Внешне он даже казался несколько грузноватым, но при этом обладал такой дистанционной скоростью, что даже самым быстрым форвардам редко удавалось убежать от него. Главными же качествами Гвоздкова были исключительная смелость, самоотверженность в игре. Помню случаи, когда в критический момент он головой ухитрялся снять мяч с ноги приготовившегося нанести удар форварда», – вспоминал позже нападающий «Локомотива» тех лет Виктор Лавров.
Футбольную карьеру Гвоздков начинал в команде Завода им. Фрунзе (ЗиФ), где провел пять лет, а в 1936 году стал игроком «Локомотива», которому в первом же сезоне помог завоевать Кубок СССР. В пяти матчах с Гвоздковым «железнодорожники» пропустили всего один гол.
По итогам осеннего и весеннего чемпионатов 1936 года, в которых Гвоздков сыграл все матчи, газета «Красный спорт» включила его в список 33 лучших футболистов СССР.
«Илья Гвоздков, левый бек команды мастеров «Локомотива», отличается большим спокойствием в игре. Его удары по мячу сильны и точны. Только изредка проявляемая грубость портит первоклассный стиль его игры. Гвоздков – несомненно растущий игрок. Уже сейчас он – один из лучших беков Союза», – писал «Красный спорт».
«Локомотив» в 1936 году. Илья Гвоздков – третий справа
В список лучших футболистов СССР Гвоздков вошел вместе с напарником по обороне Иваном Андреевым. В 30-е годы специалисты даже называли этот тандем защитников сильнейшим в стране. Хладнокровный Гвоздков и взрывной Андреев идеально дополняли друг друга, но в данном случае противоположности притягивались только на страницах газет, которые нахваливали обоих защитников. В жизни они друг друга, мягко говоря, недолюбливали, а в 1938 году тлеющий конфликт не на шутку разгорелся, что даже отразилось на результатах команды.
Вот, что в своей книге «Футбольный театр» писал тренер «Локомотива» Михаил Сушков:
«В последней игре в какой-то момент мяч оказался у Андреева. Его атаковали два нападающих противника. Неподалеку остановился Гвоздков, ожидая паса. Но Андреев мяча не передал, а пошел в дриблинг и в результате остался с носом. Гвоздков укоризненно глянул на капитана и что-то сказал. В ответ Андреев резко… даже не повернул – он буквально дернул головой и бросил что-то очень едкое, неуместное. Во всяком случае, напарник его презрительно усмехнулся, пожал плечами и, отбежав на несколько шагов, включился в игру.
Я запомнил глаза Гвоздкова. В них не было спонтанного возмущения неожиданной резкостью приятеля, своего человека, возмущения с оттенком тайного понимания, что товарищ просто вспылил, как бывает в минуту нервного напряжения, – глотать не стоит, но и делать серьезных выводов тоже не следует. Нет, это были холодные, презрительные глаза недруга. В них светилось скорее довольство, что Андреев сорвался.
На другой день после тренировки я задержал одного из спортсменов и, сделав вид, будто осведомлен, спросил:
– Что там за драчка идет между Гвоздковым и Андреевым?
– А кто их знает, чего они там не поделили… Грызутся как собаки. Одного послушаешь, вроде он прав. Другой начинает рассказывать – все наоборот. Я стараюсь не лезть в это дело… И так уж вся команда на ножах. Одни за Андреева, другие за Гвоздкова…»
Конфликт обострился до такой степени, что оба футболиста посреди сезона отказались выходить на поле друг с другом. По воспоминания Сушкова, ему пришлось убирать из команды одну из «враждующих группировок» и доигрывать чемпионат в 13 футболистов. Мера оказалась действенной – в последних 12 матчах «Локомотив» потерпел лишь одно поражение.
«Локомотив» в 1939 году. Илья Гвоздков – третий слева в верхнем ряду
Свой последний сезон за «Локомотив» Гвоздков провел в 1940 году. После ухода в «Динамо» защитника Ивана Станкевича вся нагрузка вновь легла на плечи проверенного дуэта. Илья Павлович выходил на поле во всех матчах чемпионата.
А в 1941-м стало уже не до футбола. Гвоздков отправился на фронт в одном из первых добровольческих отрядов и погиб через несколько месяцев после начала войны.
«Он был шофером, возил военных, – рассказывала правнучка Анна Гвоздкова. – Осенью 1941 года машина попала под бомбежку. Письменная связь с родными прекратилась с октября 1941 года».