Вадим Евсеев, празднующий сегодня 45-летие, не только уникальный футболист, но и личность неординарная. Как многие о нём говорят – и экс-партнёры, и те, кто был на поле по ту сторону баррикад: «Таких больше не делают – он отдавал на поле всего себя все 90 минут». Но нет повода горевать – тем более сам Вадим Валентинович не устаёт повторять, что прошлым жить не стоит. Нынче он – классный тренер, один из самых заметных в футбольной России, успешно работавший и в пермском «Амкаре», и в хабаровском СКА, и в «Уфе». То ли ещё будет!..
Один из лидеров золотого «Локо» начала века – прирождённый боец и победитель по духу. Недаром 6 раз выигрывал чемпионат России в составе «Спартака» и «Локомотива», четырежды – Кубок страны, по 2 раза – Суперкубок и Кубок Содружества.
И забил Евсеев, будучи защитником, около полусотни мячей в официальных матчах! Многих ли вы знаете игроков обороны с такими фантастическими показателями? Причём крайне редко он поражал ворота при счёте, скажем, 4:0 или 5:0 – в основном это были голы, которые нужны команде «прямо сейчас» и позволяли одержать победу или хотя бы сыграть вничью. Так, за сборную Вадим (тогда Валентиновичем его ещё не называли) отличился в официальной встрече лишь однажды – но какой по значимости это был мяч! Да, тот самый – в ворота Уэльса. Обеспечивший нашей команде выход на Евро-2004, а самому футболисту всенародную славу – в том числе, конечно, из-за исторической реплики после матча.
Если попросить же болельщиков «Локомотива» назвать самый памятный гол Евсеева, то многие наверняка приведут как пример мяч, забитый в Стамбуле. На легендарном стадионе «Али Сами Йен». Том самом, где гостей приветствовали своеобразно: «Добро пожаловать в ад!» Этот матч против «Галатасарая» закончился голом Вадима и яркой победой – 2:1.
При этом давно подметил – ещё со времён знакомства с Евсеевым, кажется, в марте 2000 года, перед игрой против сборной Армении в Ереване: если и можно среди футболистов и вообще людей спорта отыскать более равнодушного к всеобщему почитанию человека, чем Вадим, то сделать это будет наверняка непросто.
«Совсем не пафосный», «беззвёздный», «нормальный парень» – такие эпитеты можно было услышать от коллег, которым довелось с ним пообщаться до того.
- Ну а с какой радости, интересно, я должен меняться-то? – искренне изумлялся он, когда мы говорили уже после прославившего его Уэльса. – Да, знаю, что я сделал немало. Принёс радость людям. Здорово, конечно, но причём тут я и моя жизнь?
Разумеется, Евсеев понимал: если раньше его фамилию слышали только интересующиеся спортом, то теперь знает вся страна. От школьников до домохозяек. Сам же рассказывал, как зашёл в магазин, а продавщица огромными глазами на него смотрела: «Ах, это ты за сборную забил? Молодец!!! Мы с сыном так за вас болели!»
- Только ничего же удивительного тут нет, – так же спокойно рассуждал Вадим тогда, как и сейчас – на пресс-конференциях. – Допустим, в «Локомотиве» попаду в ворота – этому только наши болельщики радуются. А тут не просто забил, но ещё и на чемпионат Европы Россию вывел.
…Родом Евсеев из Мытищ. Из совершенно обычной семьи: папа работал водителем, мама – уборщицей. Учился в школе, потом в профессионально-техническом училище – на автослесаря. Параллельно, разумеется, играл в футбол.
Начинал Вадим с динамовской школы (туда было добираться на метро куда проще). Взяли его, правда, не с первого раза. И то – только после того, как... сломал мячом стойку.
- Случайно, конечно, получилось, – он и не скрывает. – Но ребята, разумеется, в школе потом долго шутили, пугая соперников: а вот у нас тут есть парень – мячом штанги ломает!
Вскоре Евсеев принял первое серьёзное решение в своей жизни. Ушёл из «Динамо» в «Локомотив».
- Почему? – он, как всегда, не пытается вилять и что-то придумывать. – Обиделся, что тренер за меня не вступился. Вот ситуация: я в школе как-то на перемене играл на деньги – в «трясучку». Ну, наверное, все дети в школе играли – в то время уж точно... Директор школы меня поймал: «Что такое?!» А тренер сказал мне: «Ты не поедешь на матчи во Францию. Будешь здесь готовиться». На что я и ответил: «Ну, знаете, тогда уж буду готовиться в другой команде». И ушёл в «Локомотив».
Хотя и тренер был динамовский против, и мама Вадима, как оказалось («нет, я не мог передумать, потому что это не был взрыв эмоций, я всё нормально обдумал»). Но, как и сейчас, все решения в своей жизни он принимает сам.
И впоследствии тоже так поступал. Подсказки не слушал. В том числе – и когда уходил из «Спартака» в «Локомотив».
- Писали даже где-то, – удивлялся Вадим, – якобы Романцев меня выгнал... Да нет, никто не выгонял! Заканчивался контракт, на меня вышли руководители «Локомотива»… И я сам принял решение – из-за того, что редко попадал в состав. Ещё за три месяца до окончания того чемпионата. Хотя Романцев предлагал остаться.
Собственно, спартаковские партнёры до сих пор отзываются о Евсееве исключительно с уважением – недаром тот же Дмитрий Парфёнов взял его в помощники в ивановском «Текстильщике» на заре тренерских карьер обоих.
- Да, Вадика в команде всегда ценили, – вспоминает сейчас Егор Титов, его партнёр по «Спартаку» 90-х и по сборной России. – Начинали мы вместе: он всегда был настоящим бойцом, преданным своему делу, 90 минут умиравшим на поле. Образно говоря, там, где другой побоится в подкат ногой пойти, Евсеев шёл головой… Как и Солома, Андрюха Соломатин. Сейчас таких уже не делают!
- Вадим – это прежде всего характер, это настоящий боец, – мнение многолетнего партнёра уже по «Локомотиву», легенды нашего клуба Владимира Маминова, – это мужик в хорошем смысле – на поле и в жизни.
…Что тот знаменитый матч с Уэльсом, помнится, со всей отчётливостью и показал – уже не только футбольным болельщикам, но и вообще всей стране. Тот год ведь – совершенно особая глава в его жизни. Тогда, в 2003-м, и выяснилось: у дочки Полины – порок сердца. И нужна операция. Евсеев пошёл с вопросом к доктору «Локо» Савелию Мышалову: к кому бы лучше обратиться?
Тот порекомендовал знакомую, работающую в Германии. Туда и отправились. Футболисты «Локо» не остались, кстати, в стороне, собрали 25 тысяч долларов – безо всякой указки, по инициативе самих ребят. («Да, вот какой коллектив был у нас!» – вспоминает, соглашаясь, Вадим).
Время операции пришло как раз к стыковым играм с Уэльсом, переносить было уже нельзя. Вот поэтому Евсеев и улетал между матчами. Собирался держать в тайне, но... «Георгий Саныч Ярцев, – вспоминал Вадим, – в то время – главный тренер сборной, рассказал журналистам об этом. Понятно, что не со зла. Ну и ладно: раз сказал – значит, сказал; что делать?..»
Собственно, Евсеев и не думал на него обижаться. Главное – операция прошла успешно. Как и ответный матч с Уэльсом, на всём протяжении которого зрители на «Миллениуме» в Кардиффе защитника яростно освистывали. Что вполне объяснимо: они же не знали про историю с Полиной, зато прекрасно помнили жёсткий, если не жестокий подкат Вадима против местной суперзвезды Райана Гиггза в Москве, после которого валлиец отмахнулся, а боец Евсеев изобразил нечеловеческие страдания – чего не сделаешь ради победы?
Но чего он точно никогда не мог сделать и не может до сих пор – предать. Потому и отказывался решительно от предложений уйти из «Локо» на большие деньги. («Приглашали и киевское «Динамо», и «Спартак» назад звал. Но Сёмина с Филатовым я бы не мог бросить... Просто потому что Палыч с Николаичем сделали из меня не только игрока, но и человека. Когда я мог пойти неверным путём – всегда давали мудрые советы!»).
Уходил он из «Локомотива» уже не по своей воле – в 2007-м. И тогда тренера Бышовца не понял совершенно: как тот за неделю успел разобраться, что Вадим «не вписывается в тренерскую концепцию»? Не понял, как говорил он сам чуть ранее, и решения руководства «Локо» расстаться с сербом Славолюбом Муслином: «Мы, лидеры команды, сказали, что против. Обстановка была замечательная, Муслин доверял игрокам – и мы платили ему той же монетой».
А вот о Сёмине, легендарном Палыче, у Евсеева только лучшие воспоминания: «Да, всякое бывало. Он на меня кричал, я на него, потом уходил с тренировки. Но после этого он меня ставил в состав. Вообще это хорошо, это правильно, когда тренер выставляет на поле сильнейших, а не из личных симпатий-антипатий». Хотя и тут был момент, когда Вадима отстранили от игры по нефутбольным причинам:
- На тренировке я сыграл против Измайлова жёстко, – рассказывал он. – И с Киевом оказался в запасе... Но вообще я так встречал только тех, кто плохо тренируется. Других не трогал. А вот если тот, кто не дорабатывает, прибегал ко мне, того вместе с мячом жёстко и отоваривал!
Заканчивал карьеру футболиста Евсеев в белорусском чемпионате, играя за клуб «Торпедо-БелАЗ» (Жодино) у тренера Сергея Гуренко, многолетнего партнёра по «Локомотиву».
- Никаких проблем с Вадимом не было, – говорит Сергей Витальевич, – он ведь вообще изначально попросил просто помочь форму поддержать, покуда ищет варианты в России. Приехал за свой счёт, снял гостиницу… Потом, наверное, увидел, что команда хорошая, микроклимат ему понравился – вот и договорился с нашими руководителями об условиях, я там не участвовал. Конечно, помощь его чувствовал. Он сплачивал коллектив и на поле, и вне его… Лидер! И вообще неординарная личность со своим фирменным юмором – таким был, таким и остаётся теперь уже в качестве тренера, дай Бог ему здоровья и всех благ.