Знаменитый российский полузащитник конца 20 века и начала 21-го отыграл за «Локо» три неполных сезона – с середины 2003-го по 2005 год. Но болельщики красно-зелёных успели полюбить умного и техничного футболиста под 28-м номером, который достался Дмитрию случайно («была середина сезона, свободных оставалось мало»). И не только за то, что он стал одним из главных творцов чемпионства «Локомотива»-2004. Но и за очень красивые передачи и, конечно, голы, один из которых – в ворота «Интера» в Лиге чемпионов – до сих пор попадает в разнообразные хит-парады.
Хохлову сегодня, 22 декабря, исполняется 45, но называть его Дмитрием Валерьевичем начали давно. Как тренер он добился уже немалого (например, дважды выиграл молодёжное первенство России, а потом и с основной командой «Динамо» в целом неплохо поработал). Хотя внешне – всё тот же Дима, что появился в «Локо» почти 20 лет назад с опытом выступлений в Голландии (ПСВ) и Испании («Реал Сосьедад»). Поэтому не могу удержаться от того, чтобы по старой дружбе начать разговор на «ты»…
- Давай перенесёмся назад – в 15 июля 2003 года. Твой первый матч за «Локомотив» – игра с ЦСКА, в котором ты рос как футболист. Какие ощущения?
- Если честно – даже не помню толком. Вот матч с ЦСКА в апреле следующего года запомнился хорошо. Потому что проводил его почти через два месяца после тяжёлой травмы, которую получил в домашней игре с «Монако». Не знал, как пойдёт, смогу ли вообще доиграть до конца встречи. Но всё выдержал. И даже забил победный мяч (улыбается).
- И в следующем – на Кубок с «Шинником» – снова отличился: хороший темп! А что за травма была, напомнишь?
- О, всё серьёзно: спина полетела… Долго очень не могли вылечить. Кто-то из врачей даже говорил, что пора с футболом заканчивать. Это в 28 лет!.. Стали искать хорошего врача, «Локо» тоже включился. В итоге почти случайно нашёл классного специалиста – просто друзья посоветовали. Съезди, говорит, в простую клинику на Пироговке, там есть Гнездилов Александр Владимирович – причём он работает только с острой болью. А это как раз мой случай: боль была жуткая, на стенку лез! Доходило до того, что спать не мог: как ни повернусь – болит. В машину сначала садился сам, потом уже ноги закидывал…
- Это в какой же момент так травмировался?
- Первый, домашний матч плей-офф Лиги чемпионов против «Монако». Я играл головой, кто-то из соперников под меня подсел, не скажу уже – кто... И я ещё так неудачно упал. Плашмя. Потом к тому же оказалось, что позвонок на соплях – за счёт мышечного корсета – держался. И спасли вот только на Пироговке, ещё раз скажу, в обычной клинике. Помню, приезжаю туда с утра, а там с полседьмого уже 20 человек сидит! Многие рассчитывали на Александра Владимировича. И он помогал. В том числе – и мне вот. Я-то уж думал – это ад вечный. Месяц с лишним прошло – всё болит и болит, никакие манипуляции не помогают.
- Но, к счастью, ты вылечился – и после этого в том самом 2004-м и у тебя, и у «Локо» всё пошло как по маслу?
- Да, удивительный год, у нас тогда такая уверенность в себе была! Всегда – даже когда от ЦСКА прилично в чемпионате отставали… Не сомневались: догоним и перегоним! Игра с «Динамо» знаменитая была, помнишь? Проигрывали 0:2 после первого тайма…
- …И зашёл в перерыве в раздевалку Юрий Палыч Сёмин, и обвинил команду в сдаче игры… После чего взяли и выиграли – 4:2!
- Ну так Палыч знал, что сказать! Как завести команду… Духом мы сильны были – это однозначно. И ещё мы, безусловно, получали огромное удовольствие от игры. И никого тогда не боялись: ни «Арсенал», ни «Интер». Наверное, за счёт всего этого мы в Лиге чемпионов так здорово и играли. В плей-офф-то «Монако» тоже должны были пройти по большому счёту, но работа португальского арбитра в ответном матче, на который я не смог из-за той травмы полететь, не позволила.
Я ведь «Локомотив» в том числе и поэтому выбрал: мне все говорили, что там – настоящая семья. В чём огромная заслуга и Сёмина, и, конечно, президента клуба Филатова. Два гиганта – Валерий Николаич и Юрий Палыч – по сути, и создали современный «Локомотив», подняв его в элиту. А там сделали достойным конкурентом тогдашним грандам. Во многом это стало возможным благодаря тому, что у «Локо» появилась надёжная репутация. Футболисты знали, что тут – не обманывают.
Хорошо помню нашу первую с Филатовым встречу. Я принял решение вернуться в Россию из «Сосьедада». Поступило три предложения: ЦСКА, «Спартак» и «Локомотив». Прилетел из Испании – встретились с ним на 2-м этаже ещё в старом аэропорту Внуково. После этого остальные варианты отпали – такое впечатление произвёл Николаич. Обаятельный человек, но при этом держит слово. Да и в Лигу чемпионов, к которой уже привык в ПСВ, хотелось снова. Ну и команда в «Локо» была фантастическая, помнишь? И не только в плане футбола, но и в плане атмосферы.
А Палыч – как мы уже говорили – прекрасный психолог. Запомнилось, что он всегда очень точно знал, с кем пожёстче надо, а с кем помягче. И ещё: когда чувствуешь доверие тренера – играешь за него. Поэтому даже те, кто не попадал в стартовый состав, после бесед с ним всё понимали – и не бузили.
- Да, тогда, в золотом 2004-м, много народу в центре полузащиты у «Локомотива» могло сыграть: помимо тебя – Билялетдинов, Измайлов, Лима, Лоськов, Маминов, да и Гуренко…
- Конкуренция меня лично всегда подстёгивала. Когда она есть, ты прибавляешь, а не деградируешь. В любом коллективе, который ставит высокие задачи, в любом большом клубе – всегда конкуренция. Приходя в команду, игрок должен быть к этому готов. Странно, когда футболист говорит, что его не ценят – вместо того, чтобы работать…
- У тебя в Голландии разве не такая история была – когда ты в ПСВ перестал попадать в состав и решил уйти?
- Так в том-то и разница: я не жаловался, а поняв, что на меня не рассчитывают, сразу начал искать другой клуб.
- Знаю, ты эту историю уже рассказывал – и всё же: что помешало закрепиться в Голландии? Действительно бельгийский тренер Эрик Геретс не любил русских?
- Не просто русских, а выходцев из СССР. Даже больше: весь бывший социалистический блок. Там же были и Юра Никифоров, и Серёжа Темрюков (он работал раньше в школе«Локо», сейчас – в РФС), и грузин Гахокидзе, и литовец Скерла, и поляк, и словак… Но за что уважаю Геретса: он не скрывал, что не любит нас, ничего не придумывал, мол, подожди-ка, ещё дам шанс. Прямо сказал: «Ты играть у меня не будешь». И что? Имеет право… Поначалу-то с Диком Адвокатом, с Бобби Робсоном всё шло нормально. А вот с Геретсом – увы! Ну а я свой принцип уже озвучивал: если несправедливо относятся – переходи. Вот и не стал ждать.
- И оказался в Испании! Насколько помню, тебя приобрёл «Реал Сосьедад» – за 5 млн евро…
- Самое интересное, Никифоров дружил с Карпиным, который играл тогда в Сан-Себастьяне – и по моей просьбе Юра разузнавал у Валеры все нюансы. А когда до того сам Юра переходил в ПСВ – то уже я был в роли советника…
- Интересно, приезжал потом в Эйндховен и Сан-Себастьян?
- Да, оба города мне очень понравились. В Эйндховене были и на отдыхе с женой, и на сборах с «Динамо». А в Сан-Себастьян вообще много раз приезжал. Там невероятно красиво. И океан, и сам город – всё как на картинке. На улицах? Да, узнают до сих пор… И за командой слежу, сейчас приятно, что ребята здорово играют. Причём была возможность поехать посмотреть, как там нынче они работают, мне очень интересно, но всё сорвалось из-за пандемии.
- Может, ещё и поработаешь в «Сосьедаде»?
- Да кто же в нашей тренерской профессии загадывает наперёд? Хотя вот недавно был у меня один вариант поработать за границей, но поскольку не сложилось – не вижу смысла рассказывать.
- Тогда почему уехал из Сан-Себастьяна, если там всё так нравилось?
- Причина – опять всё та же. У Хавьера Клементе я играл, у валлийца Джона Тошака играл, а француз Рейнальд Денуэкс – уже реже ставил. В «Эспаньол», правда, ещё звал всё тот же Клементе. Но в итоге, как знаешь, вернулся в Россию.
- И не зря – сколько классных матчей выдал! А лучший – тот самый в Лиге чемпионов с «Интером», когда «Локо» выиграл у итальянцев – 3:0?
- Да, это как минимум если не лучший, то один из лучших матчей в жизни. Вот бывает, иногда выходишь на поле – и всё не так. А тут я сразу понял, что наоборот: всё сегодня у меня и у команды получится!
- И, конечно, все, кто был на той встрече или смотрел её по ТВ, вспомнят твой чудо-мяч!
- Да, необычный гол получился! Немало мячей головой забил, но чтобы практически с линии штрафной… Как так получилось? И Дима Лоськов хорошо подал, и я хорошо попал, доля везения есть, в общем... Не то чтоб я видел, что голкипер вышел, а мне надо мяч через него перекинуть – нет, просто опередил опекуна, с которым остался один в один, и пробил.
- Со скоростью, как писали тогда, 75 км/ч. Это сообщили в УЕФА, объявив твой гол – лучшим в туре…
- Ну первый и второй тоже хорошие у нас получились, разыграли мы здорово. Говорю же – вот всё получалось!
- А откуда такой мощный удар с обеих ног у тебя?
- Лоськов вот обеими действительно одинаково владел, я – нет. У меня левая не для ходьбы, но, конечно, они неравноценные, ноги мои… Но в целом – да, владел и пасом, и ударом с левой. Спасибо Афонину Михаилу Васильевичу, многим компонентам внимание уделял. Детские тренеры – вообще основа основ для процветания футбола. Чтобы не потерять нам талантливых мальчишек, чтобы они оттачивали в детстве технику, видение поля, работу с мячом – это очень важно. Увы, из-за погони за результатом, который требуют отдельные руководители, некоторые тренеры больше отрабатывают тактику, физику – хотя этим правильнее заниматься уже потом…
- С тренерами тебе вообще везло ведь?
- В целом – да: и с тем же Михал Васильичем, с которым до сих пор общаемся тесно; и потом в России – с Тархановым, с Сёминым, конечно; и в Голландии – с Адвокатом, с Бобби Робсоном; и в Испании – с Клементе, с Тошаком, да и с Денуэксом… У каждого из них я что-то брал для себя. Ну и с коллегами сейчас общаюсь с удовольствием. Вот накануне дня рождения я подтверждал в Высшей школе тренеров лицензию PRO (это нужно делать раз в три года), делились мнениями с Сергеем Семаком, Андреем Талалаевым, Андреем Тихоновым. Я делал доклад «управление футбольной командой в современных условиях».
- Не буду просить раскрыть секреты. Просто пожелаю успехов в дальнейшей тренерской карьере – и в России, и, возможно, за границей!
- Благодарю. Со своей стороны пожелаю успехов «Локомотиву» и заверю, что частичка «Локо» – всегда в моём сердце.