Надёжный, умеющий отдать передачу с левой в любую точку поля защитник
Владимир Перегонцев верой и правдой служил
«Локо» в середине 70-х годов ХХ века. «Рассудительный на поле и в жизни», как отмечали партнёры, он провёл за клуб более 150 матчей в первенстве СССР и Кубке Союза, а потом, уже в 80-е, поработал пару лет и в руководящем штабе.
День рождения у него – аккурат 1 января: Владимиру Семёновичу исполняется уже 72. Да, он всё такой же стройный, как отмечали СМИ почти полвека назад, вот только колени, говорит со вздохом Перегонцев, болят: «Наследие перегрузок на сборах, например, в Кисловодске, где «Локомотив» тренировался (причём часто – вообще без мяча!) едва ли не больше всех».
«МЕНЯ НАЗЫВАЛИ МИНДЖЕ – ЭТО МЯЧИК ПО-РУМЫНСКИ»
Вспомнить ему есть что – этим и займёмся. Благо – память у Перегонцева, возглавляющего ныне команду ветеранов «Локо», феноменальная: даты, фамилии, результаты – всё точно, как в хорошей энциклопедии…
- Владимир Семёнович, давайте с самого начала: вы родились в Нижнем Тагиле Свердловской области, где и началась ваша футбольная карьера?- Нет, в Румынии – в городе Галаце (недалеко от границы с СССР). Папа – военный, мы жили там в нашем гарнизоне. Что помню из румынского детства? Всё время был с мячом, даже спал с ним. Меня даже прозвали Миндже – мячик по-румынски. Потом отец взял нас – и мы поехали к брату в Нижний Тагил. Его семья, наша – все поселились вместе в бараке, они потеснились, пустили нас… Наконец получили своё жильё, переехали. До 13 лет играл во дворе. Но совсем рядом – центральный городской стадион. И вот собралось там 500 человек на просмотр.
- А сколько нужно было отобрать?- Лишь 25. Причём я пошёл за 1948-й играть, с ребятами на год старше то есть. Латынцев Валентин Григорьевич, первый тренер, делил всех 11 на 11 – и отбирал. Я попал в число счастливчиков. Начали заниматься осенью в спортзале «Уралец» – это бывшая котельная. Нет, не паркет, простые доски. Причём все там тренировались: и мы, и команда мастеров, и лёгкая атлетика… Потом началось зимнее первенство, выезжали в лагеря. Школу я закончил – 8 классов, поступил в ПТУ. Там культивировался футбол. Но в 9-м классе попрактиковался на Нижнетагильском металлургическом, где рельсы катают. Стал даже слесарем 4-го разряда.
Вскоре на базе нашей команды сделали сборную Свердловской области. И мы в 65-м взяли в Саратове 2-е место по Союзу! Потом в 66-м в основу попал – в 17 лет. А было так. Сначала Евгений Иванович Лядин, легенда «Локомотива», присылает вызов в юниорскую сборную СССР. На всякий случай – а вдруг уведут другие? – не отпускают. Но быстро на ставку нас с Валерой Магомедовым оформляют – одну на двоих. 120 рублей – то есть по 60 нам досталось. Тут же и заявили. И поехали мы в Березники играть. По-нынешнему если судить – это вторая лига.
- И сразу в основной состав?- Было так. Всего 5 молодых – в запасе. Тренер Волошин Владимир Алексеевич отправил нас на трибуны: там тень, а то ведь жара была... И вот он показывает: замена! Кто конкретно – непонятно, бежим все. А страшно же – и я думаю: «Хоть бы не меня!» И на всякий случай последний бегу. И тут тренер именно мне говорит: «Раздевайся». Видит моё состояние – и успокаивает: «Да не бойся ты… Играй как в школе». Вот так и вошёл в игру. И в первом же матче забил. Мяч отскочил – ну я с левой как двинул! 2:1 выиграли.
А от завода с командой журналист поехал. И написал в отчёте в местную газету: «Воспитанник школы Перегонцев забил мяч». Как вернулись домой, тут сразу и почувствовал, что такое слава (смеётся). С тех пор меня минут на 10 начали подпускать. Несколько раз приезжали из Свердловска смотреть. Там же чуть больше 100 километров. И вот – как сейчас помню – перед Новым годом, 30 декабря 1967 года, метёт страшно. Но мы из окна видим – чёрная «волга» подъезжает. Выходят трое. Среди них одеждой работник обкома выделялся. Я пытался отказаться от перехода в «Уралмаш», мол, я патриот своего города. Но отца сразу спросили: «Член партии?» Он ответил: «Да». Вот с ним как с коммунистом и поговорили. Он мне и сказал: «Одевайся и шагом марш в Свердловск!»
- Там вы в «Уралмаше» сыграли в 19 лет в первом союзном дивизионе, а потом и в высшей лиге (или как тогда называли – первой группе класса «А») в 20?- Да, сначала был тяжёлый финальный турнир за право сыграть в элитном дивизионе, где мы, уралмашевцы, опередили львовские «Карпаты», николаевский «Судостроитель» и омский «Иртыш». А уж те 3 матча в высшей лиге до сих пор прекрасно помню – такое было мощное впечатление!.. Я ведь настоящим звёздам, как сейчас сказали бы, противостоял. Первая игра была с ЦСКА дома – вышел против Владимира Поликарпова. Потом с «Динамо» играли, мой визави – Маслов. А у Валерия Палыча же как будто было два сердца, бегал без продыху! Он меня ещё спросил: «Ну что, молодой, не устал?» А затем – Киев, уже против Йожефа Сабо, знаменитого своей жёсткой игрой. И он уже на 5-й минуте под меня так подкатился – еле жив остался…
1972 год. Владимир Перегонцев - второй слева«КАРПОВ ПОЙМАЛ НА ПЕРРОНЕ – СОБИРАЛСЯ УЖЕ ДОМОЙ»
- Как «Локомотив» вас заприметил? Старший тренер Евгений Рогов после матчей в первой лиге в 1971-м пригласил?- Знаю, что присмотрели меня и «Торпедо», и «Зенит», и «Черноморец». Потому что я заявления сразу во все эти клубы написал – я же не знал, что так нельзя... Кстати, из Одессы гонцы даже в час ночи к моим родителям в Тагил приехали. Ящик яблок привезли – редкость по тем временам на Урале зимой. Сразу пообещали квартиру 3-комнатную на берегу Чёрного моря.
Но потом в Сочи, где мы были на сборах, приглашают меня в кабинет к директору стадиона Саркисову. Там сидит легендарный Владимир Семёнович Осипов, бывший капитан «Локомотива» по прозвищу Губа – он же фронтовик, ранен был, после операции у него одна губа выделялась... Он стал известным судьёй, а потом руководил Федерацией футбола РСФСР и опекал «железнодорожников». И вот Губа показывает мне все мои бумаги – и говорит: «Мы вас зарубим, если станет известно, что вы написали заявления о переходе сразу в несколько клубов. А если перейдёте в «Локомотив», то всё будет хорошо». На понт, грубо говоря, взяли. И вот я написал заявление в «Локо», он разложил перед собой его и все остальные – как пасьянс. И говорит: «Рвём эти, а вот это – оставляем!»
- В Москве сразу дело пошло на лад?- Куда там! Я же чуть домой не сбежал – меня только Ефремыч, второй тренер Валерий Карпов, остановил… Рассказываю, как было. Поселили сначала нас прямо в клубе возле трёх вокзалов – рядом с ЦДКЖ: гостиница клубная только достраивалась. Меня, Толю Зарапина… Всего пять человек новичков. И как-то поначалу так тяжело в Москве мне было, даже в метро заблудился. Думаю: «Поеду я домой». Тем более – вокзал рядом. Взял билет, но Ефремыч как-то прочухал: на перроне за руку меня поймал. Отвёз к себе, несколько дней у него пожил. А потом, после сборов, и квартиру дали – на встрече с министром Бещевым попросил. Борис Палыч говорит: «Ты один планируешь жить или с семьёй?» Отвечаю: «Всех перевезти планирую». А я же у родителей старший из четырёх детей... Министр интересуется: «3-комнатная устроит?» – «Конечно!»
- Это после тех сборов, где «Локомотив» обыграл первую сборную СССР?- Да, было дело. В 1972-м в Югославии. Я и сейчас вам линию обороны назову в том матче: Валера Ващенков – справа, Коля Гончаров – слева, Слава Клыков переднего защитника играл, а я – последнего.
- По итогам игры со «Спартаком» вас – вместе с Юрием Чесноковым – выделял его тренер Никита Палыч Симонян. И пресса в том сезоне хвалила: «Стройный, гибкий…» Да и вообще «Локо» доставалось много похвал, но команда выбыла из высшей лиги – почему? И что помешало вернуться сразу?- Состав у нас подобрался тогда очень интересный: как тренерский (Рогову помогали и Карпов, и легенда «Локомотива» Виктор Фёдорыч Ворошилов – плюс начальником команды был Игорь Семёныч Волчок), так и футболистов много было перспективных. Защитников вам уже назвал, а в нападении Юра Чесноков, например, вошёл в список «33 лучших». До сих пор перед глазами, как он объегорил оборону ереванского «Арарата». Смотрю – Юра у центра поля возле боковой линии. Даю ему длинный пас – с левой я, скажу не скромничая, мог практически на любое расстояние в любую точку выдать. Чесноков идёт как будто бы параллельно центральной линии поля, ереванцы и расслабились – ещё не знали, насколько он быстрый. И вдруг – как шмыгнёт к воротам меж двух, только его и видели: битком набитый стадион ахнул!
А почему мы вылетели? Наверное, просто опыта не хватило – в составе ведь была в основном молодёжь. Да и тренерские пертурбации сказались: Рогова заменил Волчок… А на следующий год в первой лиге история продолжилась. Тогда нас возглавил Михаил Иосифович Якушин, также известный как Хитрый Михей. Отношения с Волчком у них не сложились. Насколько я знаю, на сбор перед сезоном Игоря Семёныча не пропустили (тогда на выезд за границу требовалось специальное разрешение) лишь по той причине, что Михал Иосифыч включил свои, скажем так, динамовские связи. На том сборе случались разные дисциплинарные моменты – думаю, Волчка не хватало.
1974 год. Владимир Перегонцев - первый слева в верхнем ряду«СТАРАЛСЯ ЧИТАТЬ ИГРУ, ТРАВМЫ НИКОМУ НЕ НАНОСИТЬ…»
- И в итоге закончилось тем, что Якушина уволили, он через суд был восстановлен в должности, но затем ушёл сам – уникальная для футбола СССР ситуация!- Да, но для нас были ещё свои последствия. В результате тех же связей тренера стало известно, что мы получаем доплаты – несмотря на то, что это практиковалось в советском футболе практически повсеместно, с точки зрения законности тут могли быть вопросы. И нам их задавали. Меня лично спрашивали: «Вы получали деньги по этим ведомостям? А по этим?» Я числился контролёром на Белорусском направлении, кажется, и получал там дополнительно 60 рублей… Спас нас в итоге только почти всесильный Бещев – благодаря Борису Палычу дело удалось замять. Но вся эта нервотрёпка на команде, конечно, сказалась. Вернулись мы в высшую лигу только по итогам сезона 1974 года, уверенно на сей раз победив в первом дивизионе.
- Вот и оборона «Локомотива» приобрела другой вид: вы – последний защитник, Алексей Овчинников – передний, Александр Сёмин – справа, Владимир Ряховский – слева…- Да, классная защита у нас была, приятно вспомнить. И вратарь замечательный – Золтан Милес. Не самый высокий, из-за этого были проблемы с игрой на выходах, но как на линии зато играл: руки длинные, реакция, прыжок – потрясающие! Да и про остальных много могу хороших слов сказать. И не только про игроков – вот мы Ворошилова уже упоминали… Так Фёдорыч на пятом десятке гонял двусторонки с нами и был далеко не худшим. А удар какой! И мощный – тому же Золтану руки на тренировках как сушил, и точный – по заказу клал мячи по углам.
- Что именно в вашей карьере меня впечатляет: у вас вообще почти не было жёлтых карточек. И в «Локо» – всего 1 «горчичник»…- Да, в Запорожье в 1973-м… Секрет? Да какой секрет! Просто старался игру читать. Действовать на перехватах. На опережение. Травмы точно никому не наносил.
- Почему ушли из «Локомотива» перед сезоном-1977?- Во-первых, в середине сезона 1976 года получил травму, много из-за неё пропустил. Причём играли-то, самое обидное, товарищеский матч. В Балашихе. С командой из первенства области. Народу пришло много, сами понимаете, ажиотаж: соперник настроился что надо. Бились – не щадя ни себя, ни нас. Вот и мне в стыке попали ногой в пах. Утром смотрю: нога синяя! Поехал в ЦИТО, рентген сделали: так и есть, разрыв приводящей… Месяц восстанавливался: пресс, помню, по 600 раз в день качал. Вскоре вышел потихоньку, через дубль стал восстанавливаться… Но во-вторых – на моё место уже стали наигрывать другого. И я решил: ухожу. Тем более звал в Воронеж такой замечательный тренер, как Борис Евгеньевич Яковлев.
- Вы потом играли у него не только за «Факел», но и в Кирове за «Динамо», а ещё между ними – в «Красной Пресне»…- Но в «Пресне», которая потом будет «Асмаралом», уже у Александра Михалыча Пискарёва. А «Факел», конечно, мне особенно запомнился, состав там подобрался отличный: и Виктор Папаев, и Володя Муханов, он вскоре станет главным бомбардиром «Локомотива» начала 80-х, и Сергей Крестененко, и Вадим Никонов ещё присоединился… Играть было – одно удовольствие!
- Как затем стали тренером в «Локо»?- Волчок меня позвал. Но несмотря на то, что по всем справочникам и энциклопедиям числюсь тренером, исполнял скорее функции начальника команды: что-то достать ребятам – тогда с продуктами, особенно дефицитными, требовалось же крутиться; решить другие бытовые вопросы, а их было немало… Но затем «Локомотив» возглавил Юрий Сёмин, привёл свою команду. Я пошёл тренером в тот «Локо», что был недалеко от метро «Тимирязевская» (играл там и за первую мужскую команду). Потом нас объединили с другим «Локомотивом», с «Лосинкой», но не со школой, где подготовили Вадима Евсеева, Володю Маминова, Олега Пашинина, а с клубом…
- А потом в вашей жизни появилась и наша команда ветеранов!- Да, помню, какое удовольствие было собираться всем на Мемориале Бещева (проводился в 1993-м, с 2003-го по 2006-й, а также в 2008 году), туда почти все бывшие союзные республики приезжали… Это всё Валерий Николаич Филатов придумал, спасибо ему. А ветеранами поначалу руководил Валерий Маслов. Мы с Палычем всегда дружно вспоминали, как он тогда мне при нашей первой встрече сказал: «Что, молодой, не устал?»
Ну и регулярно уже добрых два десятка лет 6 команд (кроме нас – «Динамо», «Спартак», «Торпедо», ЦСКА, а также арбитры) проводят турнир «Негаснущие звёзды» для футболистов от 50 лет и старше. Классная инициатива Российского футбольного союза! Говорю так не потому что у «Локомотива» рекорд – 9 победных сезонов, что само по себе греет душу. А ещё и потому что нам всем, ветеранам, всегда очень приятно встретиться на поле и потом за дружеским обедом, повспоминать сражения минувших лет и великих людей советского и российского футбола. Сильно надеюсь, что вскоре вернутся те времена, когда до начала пандемии мы могли ежемесячно собираться – в том числе дважды в год на черкизовских полях. Точнее, все мы сильно на это надеемся. Бог даст – скоро соберёмся!
100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ВАЛЕНТИН ГРАНАТКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». НИКОЛАЙ РАЗУМОВСКИЙ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». МИЛЕШКИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ЛАВРОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». БАБУРИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ГАРИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». АВЕРЬЯНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ДРОЖЖИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». АРИФУЛЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА».ГОРЬКОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». КАЛАЙЧЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ «ЛОКОМОТИВА». ЧУГАЙНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. АРТЕМЬЕВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МИХАИЛ АНТОНЕВИЧ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. КАМЗУЛИН100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. МУХАНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. СМИРНОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. РОГОВ100 ЛУЧШИХ ИГРОКОВ ЛОКОМОТИВА. ХОХЛОВпресс-служба ФК «Локомотив», Алексей Лебедев