Александр Смирнов был одним из лидеров «Локо» в те лихие 90-е, когда команда вновь – спустя десятилетия – добралась до медалей чемпионата страны. И до Кубка, конечно. От его аптекарски выверенных передач шла кругом голова даже у самых искушенных защитников, а уж вратари тем более прекрасно помнят мощнейшие удары, после которых так болели руки. Это, конечно, только в том случае, когда удавалось их отразить (что бывало, прямо скажем, довольно редко).
Где же удалось «Локомотиву» отыскать футболиста, во многом олицетворявшего атаку «Локомотива» до начала эпохи Дмитрия Лоськова? Переехал он в нашу команду из Сухуми. Хотя вообще-то Саша родился в Москве – и в футбол тоже начал играть в столице.
- Сначала, как и все, во дворе. Тогда же много было «коробок», детвора больше там проводила время: играли и в футбол, и в другие игры, – рассказывает Смирнов. – А потом родители отвели в школу «Смена» в Капотне. Она была ближе всего к дому. Попал к прекрасному тренеру – Бобкову Владимиру Сергеевичу, воспитавшему уйму классных футболистов.
У этого тренера юный талант и проходил огранку вплоть до перехода во взрослый футбол. Потом, правда, уже в ФШМ («тогда из «Смены» человек семь перешли вместе с Владимиром Сергеевичем, – вспоминает Александр, – с 7-го класса уже жили и учились в интернате, ЭШВСМ тогда это называлось – и были там вместе с нами и представители других видов спорта»).
Про советский футбол у Смирнова – только хорошие воспоминания:
- Помните, сколько у нас появлялось в то время – во второй половине 80-х – способных ребят? Не только в высшей, но и в первой лиге тоже, да и во второй. В том же первом дивизионе, где провел год в сухумском «Динамо», уровень был очень высокий, не чета нынешней ФНЛ, откуда многих игроков и во вторую союзную лигу не взяли бы. Мне достаточно вспомнить матчи с симферопольской «Таврией», у которой, по-моему, все 11 футболистов прошли в свое время такой суперклуб, как киевское «Динамо». И из дублей те, кто стремился играть, а таких было подавляющее большинство, могли уехать в другой город – как мы в Сухуми. За практикой. Никого из молодых не развращали сразу большими контрактами, деньги надо было заработать, а не просто получить… При этом отмечу, что молодежь (не все, конечно, но многие) была готова к конкуренции, потому что приходила после школы готовой.
Да и вообще системе подготовки футболистов в СССР Александр дает положительные характеристики («надо достать ее и модернизировать, не нужно нам только у иностранцев все брать»). Отмечает важную деталь:
- Меня, скажем, не надо было учить останавливать мяч и бить с двух ног. Это в школе Владимир Сергеич все поставил! И это правильно. Двуногий футболист – как здрасьте должно быть. Ну ведь в жизни как? В институт не поступишь, если в школе учиться не будешь. А в футболе почему-то многие думают, что можно уже сложившегося игрока переделать. Да, физические кондиции подтянуть реально. Мышление футбольное не воспитаешь вообще, наверное: это либо дано – либо нет. А в техническом аспекте – однозначно всему в детстве учатся... Замечательно работали и дублирующие составы, это не было молодежным первенством, как сегодня. В «Динамо» с нами часто играло множество заслуженных-перезаслуженных – таких, как Пудышев, Ментюков, Матюнин, Молодцов... Это позволяло учиться у них, расти. А взять уровень сопротивления? Ведь и у соперников в дубле, как сейчас сказали бы, звезд хватало. Или олимпийского чемпиона-1988 Алексея Михайличенко вспомнить: он в Киеве до 25 лет за вторую команду играл – и как вырос!
1997 год. Смирнов только что забил победный гол «Динамо» в финале Кубка России
Кстати, именно упомянутый выше Юрий Пудышев, легендарный для советского футбола человек, стал называть Смирнова – Война (потом, собственно, это прозвище дойдет и до «Локомотива»):
- Ну он не одному мне – всем прозвища придумывал. Причем не только футболистам – даже работникам базы. Тогда ведь на сборах подолгу сидели, а на ТВ – максимум четыре канала, не так, как сейчас… Вот Пудышев нас всех и развлекал с утра до вечера. А со мной так было, кажется. Когда из части приехал, куда нас, молодых, отправляли присягу принимать и где всех обрили наголо, он посмотрел на меня и спросил: «А что, война началась?» С тех пор и понеслось!..
Еще перед динамовским дублем Александр вместе с будущим форвардом сборной России и ряда итальянских клубов Игорем Колывановым («до сих пор с ним дружим!») выиграл юношеский чемпионат СССР. А через несколько лет он вместе с другими дублерами, включая еще одного выпускника ФШМ и воспитанника Владимира Бобкова Равиля Сабитова, а также вратаря Сергея Овчинникова, действительно отправился покорять первую лигу – в Сухуми к Олегу Долматову. И покорял успешно: недаром по окончании сезона-1991 это трио пригласили в «Локо», только вернувшийся в элиту. Тогда как раз Юрия Семина, уехавшего в Новую Зеландию, у тренерского штурвала сменил Валерий Филатов, будущий многолетний президент клуба.
- Именно Палыч с Николаичем, – вспоминает Смирнов, – и создали тот мощнейший «Локомотив», что потом так пошумел в Лиге чемпионов и до сих пор является одним из ведущих российских клубов. Это по-хорошему больные футболом люди, живущие игрой. Поэтому у них все и получилось.
И у Александра в «Локо» тоже с ходу пошло: в первом же матче чемпионата СССР во Владикавказе он забил красавец-мяч со штрафного. Собственно, потом на долгие годы такие чудо-удары стали его визитной карточкой – как, например, у знаменитого французского футболиста (а в дальнейшем – и президента УЕФА) Мишеля Платини, который говорил, что отрабатывал эти штрафные, оставаясь на несколько часов после тренировок. А как с этим было у Смирнова?
- Я тоже всегда оставался. Пусть не на несколько часов, но на продолжительное время точно. Выкатывали мне на поле стенку – и начинал бить. Важно, что для меня не было разницы – левой или правой штрафные исполнять. Хет-трика со стандартов, как у Синиши Михайловича, у меня не было. Но как-то в одном матче дважды со штрафных положил: с левой и с правой!
При этом Платини, невзирая на три «Золотых мяча», доставалось немало критики: мол, не отрабатывал в обороне, не играл в отборе. На что великолепный Мишель, впрочем, возражал: «У меня слабые легкие – если начну тратить силы на то, чтобы отобрать мяч, их не хватит на то, чтобы отправить его в ворота соперника или отдать передачу». Александр Смирнов с таким подходом в целом согласен:
- Мне тоже немало доставалось за это от тренеров. От того же Юрия Палыча сами можете представить – как… Но я считаю, что у каждого свои сильные стороны. Соответственно – и слабые тоже. Идеальных футболистов, умеющих все, не бывает. Либо же человек делает почти все, но на одинаково, скажем так, среднем уровне. По большому же счету не отдельный игрок должен быть гармоничен, а команда. Чтобы минусы одного футболиста в чем-то уравновешивались плюсами другого в этом же аспекте – и так далее. У Семина как раз такие гармоничные коллективы и получались, поэтому он и выигрывал…
Выигрывать «Локомотив» начал, конечно, не сразу. В 92-м со Смирновым добрались до 4-го места, что позволило попасть в Кубок УЕФА, где, правда, проиграли дважды «Ювентусу». Но рулевой туринцев, легендарный Джованни Трапаттони, светловолосого лидера соперников выделил персонально. Сезон-1993 у Александра вообще получился на славу – один хет-трик против одноклубников из Нижнего Новгорода чего стоит! Но команда, увы, осталась без медалей. На следующий год Смирнов отправился на год в «Динамо» («когда зовет такой мэтр, как Константин Иванович Бесков, отказать невозможно!»), а потом вернулся в «Локо» и завоевал первое клубное серебро в российской истории.
…После окончания карьеры футболиста Александр возвращался в «Локомотив» уже в качестве селекционера – пригласил Валерий Филатов. И воспоминания о тех временах у него тоже любопытные:
- Валерий Николаевич отправил нас в Бразилию. И какая вещь меня поразила: хотя там лето почти круглый год, но играли дети не на траве, а на такой, знаете, красной крошке рядом с основным полем. Я спросил: «Зачем?» Мне ответили: «Ровное поле – это не всегда хорошо. Координация улучшается именно на таком покрытии, когда есть неровности. Кочки – это ведь и отскоки, ты к ним приспосабливаешься. Поэтому в плане координации ребята и прибавляют. Это к разговору насчет лучших условий у современных детей по сравнению с теми, что были у нас. Ровные искусственные поля – тоже не всегда хорошо. Бразильцы ведь – не идиоты, лучшие футболисты именно оттуда выходят.
- Саша Смирнов, конечно, потрясающий футболист был, – рассказывает его партнер по «Локо» 90-х Хасан Биджиев, тогда защищавший ворота нашей команды, а затем трудившийся техническим директором. – Удары с обеих ногмощнейшие (вратари плакали после них!), передачи острые… Плюс бойцовские качества – всегда стремился побеждать! Они с Лешей Косолаповым большую угрозу для соперников представляли: оба и очень техничные, и настоящие лидеры… А вне поля у него не было проблем – общительный, коммуникабельный. Поскольку у нас день рождения у обоих – 19 мая, часто устраивали совместный праздник. А такие мероприятия тоже помогают создать настоящий коллектив, чем всегда и славился «Локомотив»!