Футбол – это не просто эмоции на стадионе, но и целая философия, в которой сталкиваются идеи и концепции разных людей. Взгляните на Футбол как на тренерское искусство и эволюцию исторических идей.
Уважаемые посетители сайта, друзья и коллеги! Некоторое время назад я увлеклась чтением одного замечательного справочника о футболе, а точнее, о тренерах мирового футбола. Тогда еще сайт Lokomotiv.INFO посещало в разы меньше болельщиков, и той стройности в организации быта сайта и его материалов, к которой мы привыкли сейчас,- не было и в помине. Я сделала несколько заметок по мотивам этого самого справочника о тренерах, но в виду начала сезона и наличия большого количества футбольных и организационных тем, скоро это дело забросила. Сейчас же, глядя на пылящуюся книжку с футбольным газоном на обложке, подумала - а мы ведь действительно уделяем крайне мало внимания мировому футболу и вообще истории.
Болгария, конечно, к лидерам европейского футбола не относилась никогда, однако и бесцветным середняком ее не назовешь: слишком уж много знаменитых игроков, в первую очередь нападающих, дала она мировому футболу в разное время. Это и Тодор Диев, и Иван Колев, и любимец нации, болгарский аналог Эдуарда Стрельцова – Георге Аспарухов, и Димитар Якимов, и увенчанный золотой бутсой Петар Жеков, и Наско Сираков, и, безусловно, мегазвезды 90-х – Христо Стоичков и Эмил Костадинов.
Для начала любопытный факт: именно в Бельгии впервые стали применять такой ныне классический прием, как искусственный офсайд. Но этот момент не отменяет того, что Бельгию мы воспринимаем как зубастого середнячка, способного время от времени жалить фаворитов. Тем не менее, Бельгия – страна с развитой футбольной инфраструктурой и крепкими традициями. Даже сборная образца 1986 года, так неправедно обыгравшая СССР (о чем потом еще долго со злостью вспоминали все советские граждане, считавшие это поражение обидным и несправедливым), на самом деле была хорошо укомплектованной и прекрасно организованной командой, которая затем одолела в четвертьфинале сильных испанцев, на тот момент вице-чемпионов Европы. Да и вряд ли посредственный футбол смог дать бы миру таких гигантов тренерской мысли, как Раймон Гуталс и Ги Тис, о которых я сегодня и расскажу.
Эктор Купер подобно вихрю ворвался в европейский футбол рубежа ХХ-ХХI вв. Вряд ли руководители скромной испанской "Мальорки" могли предположить то, что, подписывая контракт с этим, далеко не самым раскрученным аргентинским тренером, они способствовали появлению в европейском футболе новой крупной фигуры.
Но настоящая слава пришла к Эктору Куперу в "Валенсии", с которой он буквально взорвал европейский футбол: произошел тот редкий случай, когда команда и тренер, что называется, нашли друг друга.
После того как Меноти, о котором речь шла в предыдущей заметке, оставил пост наставника сборной Аргентины, на него был приглашен тренер, только что выигравший аргентинский чемпионат с "Эстудиантесом" - Карлос Билардо. Он являл собой полную противоположность эмоциональному Менотти - дипломированный врач-гинеколог, участник многих международных конгрессов по медицине, Билардо все свои команды строил на научной базе, ставя во главу угла тактическую обученность игроков.
Огромная заслуга Билардо заключается в том, что он создал тактику, позволившую Марадоне и самому раскрыться наиболее полно, и принести максимальную пользу команде. Главное тактическое детище Билардо - новая игровая система 3-5-2.
Сегодня речь пойдет о Сесаре Луисе Менотти, тренере-революционере, по прозвищу Flaco (Тощий), который стал первым известным футбольным наставником, работающим над своим имиджем. Именно Менотти разрушает стереотип, согласно которому тренер – бесцветный замухрышка в старомодном пиджаке, благодаря его длинным волосам, бакенбардам и запредельной худобе формируется новый, порочно-романтический образ человека на тренерском мостике. А его тренерская концепция своим романтизмом во многом соответствовала облику тренера.
Мало кому известно, что была в десятые, двадцатые, тридцатые годы прошлого столетия легендарная австрийская «вундертим» , которая выделялась не просто отличной подготовкой, но и каким-то особым шармом и обаянием, а эти качества и отличают великих спортсменов от выдающихся. Те австрийцы были мастерами высочайшей пробы: элегантный «картонный форвард» Матиас Шинделар, мощный, безупречный в отборе Карл Сеста, фантастический бомбардир Франц Биндер… Но, главная роль в той команде принадлежала Хьюго Майзлю, человеку, который не сыскал славы как футболист, но стал для всего европейского футбола первой трети двадцатого века фигурой sine qua non.