Закрыть
Вход
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, или у вас есть учетная запись OpenID, вы можете войти на Lokomotiv.info, используя имеющийся аккаунт.

Если у вас уже есть профиль на Lokomotiv.info, вы можете “привязать” к нему по одному аккаунту с каждого из представленных сайтов. Выберите сайт и следуйте инструкциям.

Если вы зарегистрированы на других сайтах, авторизуйтесь по протоколу OpenID:

Войти по регистрации на Lokomotiv.info:
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
  Блоги   | Гостевая | Люди | Библиотека | Прогнозы | Мозаика | Картинки | Подписка
 
Библиотека



 

 

"Официальная история футбольного клуба "Локомотив" Москва 1923-2005"

О (Обиора, Овчинников, Оганесян, Осипов)



БРАК ПО РАСЧЕТУ

Для сторонников введения лимита на легионеров в премьер-лиге пример Джеймса Обиоры будет очень кстати. Потому что возвращение нигерийского нападающего в «Локомотив» зимой 2004 г. не принесло пользы ни ему самому, ни клубу. Лишь эпизодически, выходя на замену, Обиора за целый год до блеска отжал скамейку запасных «Локо», на которой вместо него теоретически мог бы сидеть и набираться ума-разума какой-нибудь зеленый юнец, что, согласитесь, было бы лучше со всех точек зрения.
Джей Оу (форвард настаивал, чтобы в России его называли именно так — по первым буквам имени и фамилии) не смог войти дважды в одну и ту же воду. А ведь первое «вхождение» получилось чуть ли не триумфальным. В чемпионате-2001 Обиора с 14 голами стал лучшим бомбардиром «Локомотива», а его последний меткий удар по воротам «Спартака» в заключительном туре принес железнодорожникам серебряные медали и путевку в Лигу чемпионов.
Следующий сезон для нигерийца сложился похуже — по большому счету он «выстрелил» лишь в двух играх. Зато в каких! В «золотом» матче против ЦСКА и на «Сантьяго Бернабеу», где «Локо» едва не обыграл лучший на тот момент клуб мира. Можно только гадать, реализовал бы Обиора (к тому времени автор одного из голов) при счете 2:2 выход один на один с голкипером «Реала» Касильясом, прерванный финальным свистком, прозвучавшим раньше, чем истекло добавленное время. Но остается фактом: это была одна из лучших встреч в карьере Обиоры, после которой его будущее в «Локо» представлялось вполне благополучным.
Однако вместо новых подвигов на поле легионер предпочитал общаться с клубными врачами, которые в большинстве случаев не находили у пациента никаких проблем со здоровьем. Каждая новая жалоба Обиоры лишь усиливала подозрение, что игрок явно «косит».
Юрий Семин до поры до времени демонстрировал свое отношение к вечно травмированному игроку на уровне шуток. Например, говорил:
— Обиора слишком нежный футболист, и поэтому его надо беречь.
Но в конце концов терпению руководства «Локо» пришел конец: Обиора был выставлен на трансфер и доигрывал сезон-2003 в «Кадисе» из второго испанского дивизиона.
Здесь можно было бы поставить точку, если бы на одном из рядовых поединков «Кадиса» волею случая не оказался Семин. Увидев совершенно другого Обиору (номинальный форвард в поте лица отрабатывал в обороне, играя на месте крайнего полузащитника!), главный тренер красно-зеленых решил дать бывшему подопечному теперь уже точно — последний — шанс. Но не зря говорят: «Горбатого могила исправит».
Желая Джей Оу крепкого здоровья, нельзя не признать: его брак с «Локомотивом» был браком по расчету. Любви к московской команде Обиора никогда не питал.

ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

Едва закончился сезон 2001 г., как признанный лучшим футболистом России Руслан Нигматуллин поспешно умчался в итальянскую «Верону». Но не успели болельщики толком погоревать, как «Локомотив» нашел блестящий выход из пиковой ситуации — вернул из португальского простоя самого Босса. Юрий Семин рокировку на посту № 1 прокомментировал так:
— От нас ушел хороший вратарь, а пришел очень хороший.
И, как обычно, оказался прав.
Для любой команды, а для «Локомотива» особенно, Овчинников больше, чем первоклассный голкипер. В отличие от других блистательных мастеров вратарского искусства, сфера влияния Босса не ограничивается пределами вратарской, штрафной площади, да и вообще прямоугольником поля. И даже чисто спортивной областью. Личность это масштабная и не только ввиду габаритов (188 см, 90 кг), а прежде всего силой своего воздействия на окружающих. Будучи лидером по всем параметрам, Овчинников — не трибун или энергетический вампир, наоборот, в его обществе любой партнер по команде или журналист, известный человек или юный болельщик чувствует себя очень даже комфортно. В футболе, да, как оказывается, и в жизни Сергей Иваныч знает, понимает больше многих партнеров, но никого не насилует своей ученостью. В то же время нужно было видеть, как расширялись глаза двух интеллигентных дам — ведущих телевизионной «Школы злословия», заранее, наверное, уверившихся, что в кресле напротив, перевидевшем вереницу известных политиков, деятелей искусства и культуры, они на этот раз обнаружат груду мышц третьего представителя той самой семьи, в которой сначала родились двое умных, как не хотели они отпускать футболиста, поразившего их искренностью, точностью ответов, иронией и настоящим русским языком.
На поле же Овчинников — профессионал до мозга костей, и в зрелом возрасте работающий, не щадя себя, до седьмого пота, но при этом требующий того же и от партнеров по команде. Напрашивалась даже крамольная мысль: без Овчинникова «Локомотиву» не стать чемпионом. И ведь действительно, сразу же после его возвращения «Локо» отчеканил свое первое, такое желанное и многие годы недостижимое российское золото. Надежность Овчинникова — величина не разовая, а постоянная, сродни яшинской, поскольку проистекает она от надежности человеческой. При воспоминании о Нигматуллине на память в первую очередь приходят его конкретные фантастические матчи. Для характеристики вратаря Овчинникова лучше всего подойдут 14 пропущенных мячей в чемпионате России-2002 или другой всероссийский рекорд — 117 матчей, сыгранных на ноль.
Можно, конечно, сослаться на его динамовскую вратарскую школу, которая выводила в люди лишь всесторонне одаренных личностей. И все же главное в человеке, как известно, заложено с молоком матери.
Вырос Овчинников еще в прежней, выражаясь канцелярским языком, социалистической системе, но «коммунистическим» воспитанием тут и не пахнет. Сергей Иваныч — человек редкой даже в наши разгульные дни независимости в суждениях и поступках, и если чувствует несправедливость в отношении к товарищам или самому себе, его жесткий протест не заставит себя ждать. Инцидент в сборной России произошел именно из-за проявленного им чувства собственного достоинства, столкнувшегося с привычкой тренеров видеть в игроках марионеток, которыми они могут манипулировать. В начале 2000 г. Овчинникова вызвали в сборную на матч с Германией, он просидел в запасе все 90 минут и вернулся в Португалию несолоно хлебавши. И тогда вслух высказался в том духе, что и незачем было тогда в сборную вызывать. Пояснял потом:
— Почему я должен позволять лупить себя по голове? Не хочу сказать, что Овчинников хороший вратарь, а кто-то другой — плохой. Но я против того, чтобы со мной обращались столь бесцеремонно, за три года в Португалии отвык от этого.
Учитывая более ранний пассаж голкипера («Ну не люблю я "Спартак" и ничего с собой поделать не могу!»), ему, дабы на корню пресечь личностные проявления, инкриминировали отказ от выступлений за сборную и даже в 2002 г., когда Овчинников был объективно сильнейшим вратарем России, его кандидатуру не рассматривали в преддверии чемпионата мира, хотя по собственному признанию он ждал вызова до последнего момента. А ведь сборная в Японии, ох, как нуждалась как раз в таком не формальном, а по духу своем вожаке, способном сплотить, объединить игроков здоровой идеей, не дать засохнуть их патриотическим чувствам. В сборную Георгия Ярцева Овчинников как-то не явился из-за травмы, а вскоре вышел на поле в составе своего клуба. И вновь оказался в опале. Однако и тут он был последователен:
— Когда я не поехал в сборную в том состоянии, было лучше для нее. Не поехал не потому, что не хочу играть за национальную команду. Тогда я не мог ей помочь, и гораздо честнее в этом признаться, чем подвести.
А это уже из высказываний последнего времени:
— Мы играем за сборную не ради денег, есть другие стимулы — честь, престиж страны. И это все тот же истинный и искренний Овчинников, как-то заявивший:
— В «Локомотиве» самолюбие для меня отступает на второй план, хотя в принципе человек я — очень самолюбивый. Наверное, потому, что для меня поступок — решение «Локомотива» помочь мне в очень трудный момент.
Хотя это еще вопрос, кто кому в тот момент помог больше: «Локомотив» — сидевшему на скамейке «Порту» вратарю или Овчинников — отмечавшей вместе с ним осенью 2002 г. свой первый в истории чемпионский титул команде железнодорожников.
Будучи динамовских кровей, Босс стал харизматической фигурой, одним из символов современного «Локо», такой же достопримечательностью, как черкизовский суперстадион или великолепная база команды в Баковке.

СЛЕД В ИСТОРИИ

Никто не удивляется, встречая его, привычно милого и улыбчивого, снова в «Локомотиве». То ли на тренерских, то ли на администраторских ролях. У клуба процесс строительства того, что газеты называют «системой Локомотива», бесконечный. Кирпичик за кирпичиком. Своя команда должна состоять, конечно, из хороших людей, потому возвращению славного парня Саркиса едва ли кто поразился...
«Локомотив» приятен всем — даже болеющим за кого-то другого. За «Спартак», например. И в заочном противостоянии осени-2004 нейтральная публика переживала понятно за кого. И тот, понятно кто, стал чемпионом. «Локомотив» приятен благодаря игре, но понятно, что не ей одной. Еще и людьми, которые вокруг команды. Окружение внушает доверие. Даже симпатию. Редкий случай.
Каким тренером или административным работником станет Оганесян, пока можно только догадываться — а игроком он был приличным. На фоне тогдашних звезд в памяти отложился, и вовсе не одними штрафными ударами, которые исполнял виртуозно.
Для футбольного чернорабочего Саркис был по-восточному тонок, но играл цепко. Не подступишься. Стремление к изяществу похвально само по себе — так у Оганесяна то изящество еще и раз за разом проходило. На одном стремлении ничего не заканчивалось.
И смотрелась игра Саркиса чем-то особенным, даже странным. Тот «Локомотив» был, помнится, силен хваткой и работоспособностью. Тонкость добавилась годы спустя. Быть может, в сегодняшней команде Оганесян смотрелся бы еще лучше, органичнее...
В 29 лет он был одним из ведущих игроков «Локомотива». Не говоря уже о сборной Армении. Успевший драматично побывать в «Арарате» и московском «Динамо», хотя в составе последнего тоже провел немало запоминающихся матчей. Но хорошая карьера плавно стремилась к закату. Можно было успеть больше, — но и так было неплохо. Как говорят, было что вспомнить. Часто вспоминал он советский еще «Арарат» и тренера Аркадия Андреасяна, которому обязан был многим, но почему-то больше помнилось другое:
— После какого-то поражения попал ему под горячую руку, в самом прямом смысле слова. Ударил меня по плечу в раздевалке. И очень скоро появилось знаменитое письмо игроков против тренера в республиканский ЦК. И моя подпись там тоже стояла. Из всей команды только Бабкен Меликян и второй вратарь подписывать отказались. Потом Аркадий Георгиевич меня приглашал: «Саркис, зачем подписал, можешь объяснить?»
Он ехал в Москву безо всяких страхов. Москва как Москва. И мы, ереванские, не лыком шиты. «Только в одном заблуждался. Рассуждал как в "Арарате": сегодня игра не получается? Ладно. Не страшно. Завтра получится. А в Москве так нельзя»...
Потом был конфликт с Константином Бесковым в «Динамо». Не слишком заметный постороннему глазу. Были тогда конфликты звонче и масштабнее. Бесков против Тетрадзе. Бесков против Калитвинцева с Евгением Смертиным.
Он пережил с «Локомотивом» настоящие драмы. Трагедии. Пережил гонку за «Аланией» в 1995-м, оборвавшуюся домашним поражением от «Уралмаша». Пережил 0:5 от «Баварии». Хотя в торжествах по случаю 1:0 в Мюнхене, конечно, тоже участвовал. — Знаете, как мы выиграли финал Кубка у «Спартака» в 1996-м? — рассказывал Оганесян. — Матч играли 11 мая. И на праздники, за пару дней до игры, Семин нас к семьям отпустил. Разве мы на такой подарок могли ответить поражением?
Тот «Локомотив» выходил в кубковые финалы регулярно. Но следующий Саркис пропустил. Места себе не находил в Германии, в больничной палате. И только жена Гуар каждые пятнадцать минут звонила из Москвы. Рассказывала, как «Локомотив» обыгрывает московское «Динамо».
Его жизнь — словно книга. Эмоции. Потрясения. Победы и поражения. Пережил Саркис и потрясение в Бельгии, правда, не с «Локомотивом». Со сборной Армении.
— Это был мой первый выезд со сборной. Тот бельгийский стадион сделан по английскому типу, выходим на поле — а за сеткой сплошь армянские флаги! Диаспоры со всей Европы съехались! Я сразу вспомнил, как мы с «Араратом» в Уругвай прилетели в 1989-м. Чуть раньше «Нась-ональ» Межконтинентальный кубок взял, ПСВ Эйндховен обыграл в финале, так ему такую встречу в аэропорту не устраивали, как нам. И у всех на устах вопрос: «Кусочек земли из Еревана не привезли?»
А армянское землетрясение стало и его трагедией. Под руинами Ленинакана осталось пять родственников. И как добирался тогда Саркис до города - история отдельная.
Саркисян, Дроздов, Харлачев, Гарин, Чугайнов, Смертин... Это была отличная команда. Раз состав помнится назубок и нынче, если помнится всякий игрок, — это была именно отличная команда. Из которой уезжали в «Рому», «Бенфику» и «Бордо». Команда, игравшая на равных с «Лацио» и традицией сделавшая выход в еврокубковый полуфинал. Российский клуб, заставивший уважать себя в Европе. Себя и всех нас заодно.
Он играл на своем фланге против Тюрама и Джоркаеффа. Пожимал плечами:
— Джоркаефф — ничего особенного...
Играл против великих — и не тушевался. Красивая долгая карьера. След в истории «Локомотива». Медали и кубки. Карьера правильная и логичная, жаловаться грех. Он и не жалуется, кажется. Хотя, если бы не череда травм, закончил бы гораздо позже.
Но все равно будет, что рассказать дочерям.
А тот негромкий конфликт довел до «Локомотива». За что, собственно, хороший игрок Оганесян великому тренеру Бескову благодарен оказался годы спустя.

ЗАЩИТНИК, АРБИТР, ОРГАНИЗАТОР

Кто в отечественном футбольном мире 1960—1980-х гг. не знал Владимира Осипова! Какую бы должность в Спорткомитете он ни занимал, известно было, что все руководящие нити в его руках. Именно к нему обращались руководители крупных промышленных центров, обкомов КПСС, возжелавшие протолкнуть свои команды лигой повыше. И он умел так организовать дело, что протеже получали повышение. Однако одной «организацией» Владимир Семенович не ограничивался. «Если команда на что-то претендует, она должна соответствовать рангу», — считал он, давал свои рекомендации по подбору тренерских кадров, предлагал способных игроков из российской глубинки — ведь он был одним из инициаторов создания сборной РСФСР из игроков низших дивизионов, которая имела свой международный календарь и порой побеждала очень сильных соперников. С его «подачи» был укомплектован в 1971 г. и «Локомотив», завоевавший путевку в высшую лигу.
В 1935 г. 14-летний Осипов пришел в юношескую команду «Спартака» к тренеру Владимиру Горохову, а спустя четыре года уже играл за первую команду в чемпионате Москвы. С началом войны он ушел на фронт и в одной из рукопашных схваток с противником получил тяжелое штыковое ранение в шею. Однако с футболом не расстался. После демобилизации Осипов возвращается в «Спартак», играет за дубль, а в 1947 г. переходит в «Локомотив». В 1951 г. его включают в список 33 лучших на месте левого защитника. Но спустя два года он резко завершает карьеру — не смог перенести, когда его в матче с московским «Динамо» «раздел» 34-летний Василий Трофимов. В раздевалке Осипов сорвал с себя и бросил в угол бутсы, заявил: — Я закончил, больше на поле не выйду.
Однако вышел в том же году уже в роли... футбольного арбитра, спустя пять лет стал обслуживать матчи в высшей лиге, а в 1961 г. получил всесоюзную категорию.
Много лет Владимир Семенович Осипов был членом президиума Федерации футбола СССР, за подготовку российских футбольных кадров получил звание заслуженного тренера РСФСР. До последних лет жизни он выступал в спортивной прессе с глубокими, серьезными обзорами главных футбольных событий, внедрял в отечественную практику передовые формы организации соревнований.
Авторитет Осипова в футбольной среде был чрезвычайно высок. И как-то даже забылось, что и на поле — в «Локомотиве» 1940-х — начала 1950-х гг. — левый защитник Осипов был одной из самых колоритных фигур. Не отличаясь высоким ростом и сверхъестественными скоростными качествами, он брал на поле тактической сметкой, техникой, цепкостью и непримиримостью в единоборствах. А преданность футболу, образованность и коммуникабельность снискали ему уважение в глазах партнеров. Долгое время он провел на посту капитана команды.



« Предыдущий раздел
Н (Нигматуллин, Нижегородов)
К оглавлению Следующий раздел »
П (Панфилов, Пашинин, Петраков, Петров, Пименов, Подпалый)

 

О проекте | В помощь новичку | Техподдержка | Обратная связь | Баннеры сайта | Реклама на сайте | Каталог ссылок
При использовании материалов ссылка на lokomotiv.info - обязательна