Матч в Томске стал для капитана железнодорожников рекордным – 433-м в премьер-лиге: больше не сыграл никто за всю историю отечественных чемпионатов. В традиционной рубрике «Фигура» Sportbox.ru представляет мастера, который радуется игре сам и радует окружающих уже третий десяток лет.
Попытка осмыслить достижение иной раз приводит к искушению отыскать какой-то ключевой пункт – день, эпизод, ситуацию, где содержится вся соль. Есть ли такой момент в футбольной жизни Дмитрия Лоськова? Не исключено. Можно, например, вспомнить переезд из родного Кургана в Ростов: не решись он на него в шестнадцать лет, едва ли в восемнадцать смог бы дебютировать в высшей лиге. Можно вспомнить сложности первых сезонов в «Локомотиве»: в 1997-м и 1998-м Юрий Сёмин немало воевал с новичком, пытаясь внушить ему, что стандарты большого футбола предполагают иной круг игровых обязанностей, чем тот, к которому тот привык в Ростове. Не раз тренер и игрок были близки к разрыву, и если бы старшему не хватило тогда терпения и мудрости, как знать, был бы сегодня повод говорить о рекорде.
А, возможно, это был другой момент, совсем близкий. Когда прошлым летом у Лоськова закончился контракт с «Сатурном», вариантов дальнейшего развития событий виделось два: низший дивизион или завершение карьеры. Клубы премьер-лиги никакой заинтересованности в 36-летнем ветеране, который последнее время в Раменском больше лечился, чем играл, не проявляли. И тогда футболист через прессу попросился в «Локомотив».
Думается, такой абсолютно чуждой всякому эпатажу натуре, как Лоськов, этот шаг дался непросто. Предлагать себя – это почти всегда немного унижаться. Если, конечно, речь идёт не о ситуации на футбольном поле. К тому же едва ли человек, со скоростью компьютера считающий игровые варианты, не просчитал житейских последствий своего предложения. Нельзя было не понимать, что его могут просто не услышать – и это будет новый щелчок по самолюбию. А если услышат и возьмут, но он не потянет, то долго ещё обречён будет жить в коктейле жалости и снисхождения. Наверняка держал он в уме и невесёлые примеры Алексея Смертина и Егора Титова, своих добрых приятелей, которых уже в тридцать три перестали звать в серьёзные клубы. Хотя физически они были в полном порядке, а если иметь в виду природную конституцию, то к продолжению карьеры были предрасположены, пожалуй, больше, чем он.
Тем не менее он попросился. И оказался прав.
При всей его успешности Лоськова не принято считать суперталантом. По крайней мере среди людей, наблюдающих за игрой со стороны. Разумеется, мастер крепкий, но всё же игроков, богаче одарённых природой, вокруг вроде бы хватает. Тем удивительнее та восторженность, с которой оценивает Лоськова футбольный народ, обычно до крайности скупой на эпитеты. Талантище – это мнение Юрия Сёмина. В тон высказывается и Сергей Игнашевич, который называет своего бывшего партнёра по «Локомотиву» самым талантливым футболистом из тех, с кем ему приходилось играть в одной команде. А ведь человеку приходилось играть и с Вагнером, и с Даниэлем Карвальо, и с Андреем Аршавиным. Мнения, которые заставляют задуматься.
И задаться вопросом: а реализовал ли тогда Лоськов в полной мере то, что ему отпущено свыше? Предполагать отрицательный ответ в отношении человека, собравшего приличный багаж клубных и персональных трофеев, было бы странно. И в то же время сам он наверняка чувствует ситуацию иначе. Что ещё может заставить в тридцать шесть лет пойти на зарплату дублёра, кроме неудовлетворённости собой? Кроме некого внутреннего сигнала о том, что ты отдал футболу не всё данное тебе природой? А, может быть, в умении понять это тоже заключается талант?
По блату, как известно, в футбол не играют. И если эта тема ещё как-то могла возникать в прошлом сезоне, когда «Локомотив» возглавлял Сёмин, то нынче она неуместна даже в качестве версии. Потому что для воплощения стержневой идеи футбола Юрия Красножана – как можно быстрее доставить мяч в нужную точку – едва ли можно найти мастера более подходящего, чем Лоськов. Показательный факт: из всех центральных хавбеков «Локомотива» больше всех игрового времени в нынешнем чемпионате получил именно он. Да и в последнем, рекордном для него матче в Томске капитан остался на поле до конца, хотя пару полузащитников Владимир Маминов во втором тайме поменял. Выбор бывшего партнёра, а ныне тренера оказался верным: гол, позволивший железнодорожникам спасти игру, был забит с передачи Лоськова.
Итальянский тренер по физподготовке Винченцо Пинколини, готовивший в прошлом году Лоськова к возвращению на поле, считает, что тот способен играть до сорока лет, как Паоло Мальдини и Алессандро Костакурта, с которыми специалист работал в «Милане». Весь вопрос в желании. Но не стоит, наверное, на этом основании гадать, какого уровня может достичь планка нового достижения. Всё же в возрасте рекордсмена заложено слишком много допусков и ограничений. И главный из них заключается в том, когда игрок поймёт, что уже сказал всё.
Андрей Колесников, Sportbox.ru