Закрыть
Вход
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, или у вас есть учетная запись OpenID, вы можете войти на Lokomotiv.info, используя имеющийся аккаунт.

Если у вас уже есть профиль на Lokomotiv.info, вы можете “привязать” к нему по одному аккаунту с каждого из представленных сайтов. Выберите сайт и следуйте инструкциям.

Если вы зарегистрированы на других сайтах, авторизуйтесь по протоколу OpenID:

Войти по регистрации на Lokomotiv.info:
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
  Блоги   | Гостевая | Люди | Библиотека | Прогнозы | Мозаика | Картинки | Подписка
Главная страница / Библиотека / Подшивка / Тренер Валерий Филатов
 
 

Подшивка

Тренер Валерий Филатов



После изложенных выше событий 90-го года в матче с Ротором, Локомотив получил путевку в высшую лигу союзного первенства. Юрий Павлович, в поиске новых жизненных эмоций и мироощущений, был откомандирован на другой конец света, а тренерскую должность получил молодой специалист Валерий Филатов, чуть ранее пришедший в команду...

С самого начала сезона дела пошли из рук вон плохо, и завершилось все в конце года 18-м местом в турнирной таблице. Хорошо ли, плохо ли, но вновь опуститься дивизионом ниже Локомотиву не удалось - через некоторое время после осеннего интервью, стало окончательно ясно - это был последний чемпионат СССР и следующий год команда проведет в высшей лиге чемпионата России...

Девяносто первый год. Два интервью

 

На тренерской скамейке Валерий Филатов

На тренерской скамейке Валерий Филатов и Николай Ларин
Фото из книги «Официальная история ФК «Локомотив» Москва»




В начале сезона...


© Программка к полуфиналу Кубка СССР "Локомотив" - ЦСКА, 10 мая 1991 года

"ЛОКОМОТИВ" РАЗВОДИТ ПАРЫ

Ваш корреспондент встретился с главным тренером наших сегодняшних соперников мастером спорта Валерием Николаевичем Филатовым после очередного матча, в котором железнодорожники обыграли столичное "Динамо" - 1:0. Настроение моего собеседника вполне соответствовало моменту.

- Полуфинал - это значит, что до Кубка уже рукой подать... И соперник Вам хорошо знаком, не так ли?
- Да, мы думаем об этом. Садырин тоже обращал внимание на то, что мы провели между собой, помимо календарной игры, две товарищеских, и...

- И у Вас уже "накипело"...
- Да, "накипело". Должны же и мы хоть раз "выстрелить". Тем более, Кубок есть Кубок. Перспектива открывается. Думаю, что можем и выиграть. По крайней мере, рассчитываем.

- Второй год подряд "Локомотив" выходит в полуфинал. Это случайно?
- Думаю, нет. Кубковые игры особенные. Вы ведь знаете, что у нас собрались ребята в основном без громких имен. А Кубок дает реальные шансы и возможности им доказать, что где-то рано на них махнули рукой. Поэтому в кубковых матчах и показали себя и Сабитов, и Смирнов, и Семин - те люди, которые хотят показать, что они что-то значат в футболе.

- На кого еще Вы сегодня опираетесь?
- На всех. Я не могу сказать, что опираюсь на двух или трех спортсменов, потому что сейчас команда в таком состоянии, что выпади хоть один или два человека, и уже становится тяжело.

- Да, это не только у команд с нелегкой судьбой, таких как "Локомотив", но и, казалось бы, у крепких, ведущих клубов случается. Без Добровольского и вначале без Кобелева спотыкается "Динамо", без Тишкова не все ладится у торпедовцев.
- Конечно, конечно. Я считаю, что в команде должно быть два-три лидера - исполнителя высшего класса. Это фундамент, от него и отталкиваются. А взять нашу команду с неустоявшимся еще почерком, в которой явных лидеров еще не выявилось. Здесь потеря игрока или снижение формы одним-двумя особенно сильно сказывается.

- Спортсмены и тренеры прогнозировать будущее не очень-то любят, но все же, Валерий Николаевич, как Вам видится судьба "Локомотива"?
- Знаете, перед началом сезона еще Юрий Павлович Семин, а теперь и я, и руководство Московской железной дороги - мы решили, что необходимо сделать все, чтобы команда не только существовала, но прочно закрепилась в высшей лиге. Ведь "Локомотив" - неотъемлемая часть истории советского футбола, и мы не допустим, чтобы повторилась судьба хоккейного "Локомотива". Поэтому мы сейчас прилагаем все усилия и в спортивной, и в хозяйственной деятельности, чтобы у команды была прочная основа, чтобы ни от кого не зависеть, стать в конце концов профессиональным клубом и чтобы ребята, которые здесь собрались, не хотели бы уходить из "Локомотива". Рассчитываем на честолюбие молодых, тех, кто должен стать костяком будущей команды. Да, мы приглашаем опытных ребят-литовцев, они нам помогают, но в перспективе надеемся на своих.

- Как проходит у Вас адаптация в роли главного тренера?
- Честно говоря, тяжело.

- Неожиданно это произошло?
- Нет, не то, что неожиданно стал главным, а то, что не ожидал, что такая большая нагрузка будет.

- Помогая Семину, Вы, не представляли, какую ношу тянет главный?
- Да, я это только сейчас понимаю. Я и с Ивановым работал - недооценивал, и с Семиным, пока не почувствовал все это на себе. Знаете, это как айсберг. Видишь только верхнюю часть, то есть внешнюю сторону его работы, а что под водой и не представляешь.

- Повлиял ли на Ваше становление как тренера кто-либо из Ваших старших коллег?
- Я не могу сказать о ком-то одном. У всех понемножку брал. У Иванова - решение чисто жизненных, психологических проблем. Он ведь и тренер, и человек очень своеобразный. Вот кажется парень хорошо играет, подготовлен, а он его не ставит в состав, а берет у которого на первый взгляд не все в порядке, и, смотришь, у человека пошла игра. Знал что ли Иванов заранее, что так будет? У Константина Ивановича Бескова я побывал и игроком сборной, и в "Спартаке" немного поиграл. Это уникальный человек. Я, честно говоря, только сейчас стал его немного понимать. К примеру, все говорят, что искусственные поля - это вред, а вот мне сейчас уже кажется, что за счет работы на искусственном поле и "Спартак", и ЦСКА добились резкого скачка в технике, в наигрывании связей. И следующей весной, если как тренер доживу, Бог даст, я ни за что не поеду на юг, на наши поля - только на искусственном.

- Но потом-то переходить на естественные...
- Здесь вполне десяти дней достаточно. Это, во всяком случае, меньшая проблема, чем постановка игры команды. А потом эта игра на любой площадке проявится.

- Вас ждет нелегкая серия игр: киевляне, "Торпедо", визит в Харьков, полуфинал Кубка страны с армейцами. Как настраиваете своих подопечных?
- Нам, если Вы посмотрите на результаты игр, почти везде, кроме, пожалуй, матча с ЦСКА, не хватало чуть-чуть везения и может быть (я об этом и ребятам говорю) в хорошем смысле игрового нахальства. Если мы наберем какой-то очковый запас, появится и уверенность у моих футболистов. А трудная серия - что ж? Это закалка. И проверка обоснованности наших претензий.

- Как представитель поклонников ЦСКА я не могу желать Вам успехов во всех предстоящих матчах, но хорошей игры "Локомотиву" желаю искренне.
- Спасибо.


... и в конце


© Еженедельник «Футбол» № 44, 3 ноября 1991

Мы говорили на разных языках

Честно признаюсь, подобное в моей практике случилось впервые.

Когда я обратился в главному тренеру "Локомотива" Валерию Филатову, дебютировавшему в нынешнем сезоне в этой роли, с предложением об интервью, то в ответ услышал: "Да что вы?". Он поднял руки, как бы заслоняясь от невидимой угрозы, и продолжил: "Какое интервью? При такой игре стыдно еще и говорить о чем-то". Попросив его не горячиться и подумать, позвонил через несколько дней. "Ладно уж, - сдался Филатов, - приходите завтра в здание клуба "Локомотив", второй этаж по коридору, первая комната направо". И вот, расположившись в небольшом уютном кабинете, мы начали этот нелегкий для него (а как же может быть иначе, если твоя команда на последнем месте) и для меня, вынужденного докучать человеку в такой ситуации, разговор.

- Извините, Валерий Николаевич, но ваши слова о стыде не выходят у меня из головы. Вы что, действительно всю вину за плохую игру команды берете на себя одного?
- Ну, скажем так - пятьдесят на пятьдесят. Формулу - выигрывает команда, а проигрывает тренер - никто ведь не отменял. Можно, конечно, привести немало объективных и субъективных причин, но даже держа их в уме, считаю, что мы действительно могли бы сыграть получше и не попасть в такое положение.

- Вы, наверное, очень смелый человек?
- Почему это?

- Ну как же. Возглавили команду, которой предстояла тяжелая борьба за право остаться в высшей лиге. Для этого надо, наверное, обладать недюжинным характером?
- Все дело в том, что когда я брал эту команду, то так не считал. Больше того, по весне даже думал, что мы в итоге окажемся где-то рядом с десятым местом. Опирался при этом на объективные данные. Показатели у всех футболистов в подготовительный период были хорошими. Потому-то и смотрел в будущее с оптимизмом. Но не учел одного. Не зря, наверное, о "Локомотиве" сложилось мнение, как о какой-то ущербной команде, в которую игроки приходят с одной целью - спокойно закончить свою футбольную карьеру.

- Вы коснулись, на мой взгляд, важной проблемы. Действительно, бытует твердое мнение, что Москве-де пятая команда не нужна, и "Локомотив" поэтому вроде бы как пятое колесо в телеге, отчего и отношение к нему, мягко говоря, прохладное. Одни футболисты, как вы сами сказали, идут сюда доигрывать, другие используют как перевалочную базу для выезда в зарубежные клубы, третьи, молодые и способные, ждут приглашения в более именитые московские команды. Получается что-то вроде проходного двора, которым пользуются многие, но ни для кого он не является своим.
- Согласен. Что получилось у меня на практике? Перед началом сезона, когда мы все собрались вместе и поговорили начистоту, то я видел, что у ребят было и желание показать себя, и стремление достичь высокого результата. Но при первых же неудачах, а без них ведь в футболе не обойтись, эта сплоченность оказалась мнимой, и коллектива как такового просто не существует. Одни старались побыстрее решить свои вопросы, другие просто опускали руки.

- Вернемся на несколько лет назад. Закончив выступать за московское "Торпедо", вы как-то плавно переключились на тренерскую работу с дублем этого клуба, причем успешно. Именно вы нашли и привели в команду братьев Савичевых, Чугайнова, Чугунова, Да и заняли третье место в соревновании резервных составов. Но затем из-за конфликта с Валентином Козьмичем Ивановым вынуждены были уйти из команды. Речь, как я понял, шла о том, что вы предлагали ввести в основной состав определенных игроков, а Иванов не прислушался к вашему совету...
- Было такое. Если бы меня спросили об этом тогда, то я, наверное, постарался бы представить ту конфликтную ситуацию в выгодном для себя свете. Сейчас же, побывав в шкуре главного тренера, я многое переосмыслил и вижу ее теперь в другом ракурсе. Неправ я был в том, что, занимая пост второго тренера, не очень четко представлял себе, какие сложные проблемы приходится подчас решать первому тренеру. Не имел в полной мере понятия о той колоссальной ответственности, которую приходилось нести Валентину Козьмичу...

- Потом вы года на два исчезли с футбольного горизонта, решали, как жить дальше?
- Да, у меня были вполне определенные планы пойти по совсем иному жизненному пути, совершенно не связанному со спортом. Но, понимаете, футбол - это такая штука, что отойти от него просто так очень тяжело. Не удалось это сделать и мне. Благо тут получил приглашение от моего давнего знакомого Юрия Семина поработать вместе в "Локомотиве". Я согласился с радостью.

- Но при нем вы опять-таки были вторым человеком в команде. Лишь после отъезда Семина за границу стали первым. И вот тут-то, наверное, сразу же столкнулись с проблемами. Как, например, складывались ваши отношения с руководством общества? Существует ведь и такое мнение, что помощи от него команда не получает.
- Это не так. И прежнее, и нынешнее руководство Московской железной дороги, возглавляемое Иваном Леонтьевичем Паристым, делало и делает все, что в его силах, чтобы помочь команде. И эту помощь мы ощущаем постоянно.

- В чем же тогда ваши проблемы?
- Требовать от игроков, чтобы они сражались за "Локомотив" из каких-то патриотических чувств к этому клубу, я не мог и не хотел. Но я хотел, чтобы они за те большие деньги, что мы им сейчас платим, профессионально относились к своему делу. Но, увы, не выходит...

- И это несмотря на то, что "Локомотив" постоянно приглашал опытных игроков, в частности, бывших футболистов "Жальгириса"?
- Почему мы приглашали игроков из Литвы? Да потому, что перед нами стояла конкретная задача - остаться в высшей лиге, решив которую, мы могли бы спокойно искать молодых способных ребят. Главное было устоять, поэтому мы и шли на это. Еще когда мы играли в первой лиге, то упустили, мне кажется, очень важный момент, вовремя не переформировав команду. Поэтому потом вынуждены были брать тех, кого не взяли другие. Из этого пополнения надежды оправдали лишь вратарь Овчинников и Кондратьев, который, кстати, сделал для команды все, что было в его силах, и, может быть, больше.

- Получается, что остальным на судьбу "Локомотива" было наплевать?
- Да не о судьбе "Локомотива" надо было думать, а о себе. Сколько раз я объяснял игрокам: выходите на игру, думайте о том, что у вас семьи, которые надо кормить. Понимаю, что чего-то вы не умеете, ну хоть желание проявите, чтобы видно было, что вы стараетесь. Да, у вас может не получиться, но тогда после игры вы хоть сможете честно посмотреть друг другу в глаза и сказать себе - не получилось, но мы отдали борьбе в этом матче все, что могли. Разве, к примеру, "Шахтер" или "Металлист" сильнее вас? Да нет, они просто убиваются в каждом игровом эпизоде - тем и берут. По этим мотивам мы, кстати, в середине сезона освободили из команды Галлагберова, Рыбакова, Сурова.

- Выходит, что не сумели вы достучаться до сердец футболистов?
- Получается так. Хотя есть у нас, конечно, ребята, которые относятся к делу и с пониманием, и достаточно квалифицированно. Но многих футболистов порой просто не понимаю. Видно, у нас с ними совершенно разные взгляды и на жизнь, и на игру. А это плохо. В коллективе все должны говорить на одном языке. Понимаю, что люди разные, у каждого свой характер, и мерить всех одинаковой меркой нельзя. Может, главная беда моя, что не сумел подобрать к каждому футболисту только свой индивидуальный ключик? Не знаю, время рассудит. Но ведь тот же Галлагберов и в команде второй лиги "Асмарал" играет от случая к случаю...

- Да, не простая сложилась ситуация. Но, видимо, еще в более сложное положение попали вы. Ваш, если так можно выразиться, тренерский рейтинг заметно упал. Продолжают ли вам верить сейчас, и, главное, верите ли вы сами в то, что можете в ближайшем будущем его вновь поднять?
- Мне сейчас несладко, это точно. Доверяют ли? Пока вроде доверяют. Главное же, чего мне не хватило, так это времени. Как работали в "Спартаке" Константин Иванович Бесков и его коллеги? Сколько только за один сезон они просматривали игроков и как легко отчисляли тех, кто не подходил под спартаковскую схему и стиль игры? В итоге из большого числа претендентов они отбирали двух-трех, а то даже и одного подходящего им футболиста. А в "Локомотив" мало того, что и калачом редко кого заманишь, так еще трудно бывает направить на те рельсы, которые ты хочешь, тех, кто есть в команде. Тяжело преодолеть инерцию обреченности, во всяком случае, за один сезон осуществить это практически невозможно.

- Что же будет дальше? Вы планируете свой завтрашний день, или...
- Об "или" думать не хочется. В следующем году мы решили перейти на систему западных клубов. У футболистов будут очень большие зарплаты, но не одинаковые. Каждый будет получать в зависимости от уровня показываемого им мастерства. Собираемся пригласить таких людей, которые смогут отрабатывать эти большие деньги, то есть тех, кто желает профессионально относиться к своему делу. И сейчас такие переговоры уже ведутся. В любом случае мы будем ставить перед собой цель вернуться в высшую лигу.

- Извините, но то, что вы наметили, наверняка нельзя будет выполнить без хорошего спонсора. Он у команды уже есть?
- Да, наш спонсор - это торговая биржа "Виктор", во главе с ее президентом Виктором Дрожжиным. Она взяла на себя всю тяжесть финансового обеспечения футбольного клуба "Локомотив".

- Вам будут платить деньги, но, наверное, и требовать соответствующую отдачу?
- Конечно. Мы хотим добиться того, чтобы люди сами желали к нам попасть, чтобы они знали, что "Локомотив" - не прежний прозябающий клуб, а солидная команда, которая хочет играть в хороший футбол и добиваться высоких результатов, за что здесь и платить будут соответствующе.

- Ну что ж, успехов вам.
- Спасибо, и к черту.

Иван Тимошкин



« Предыдущий раздел
Беги, Палыч, беги...
К оглавлению Следующий раздел »
1988. Южная Америка

 

О проекте | В помощь новичку | Техподдержка | Обратная связь | Баннеры сайта | Реклама на сайте | Каталог ссылок
При использовании материалов ссылка на lokomotiv.info - обязательна