Бышовец
Валерий Газзаев и Анатолий Бышовец входят в тот тесный круг тренеров, чьи имена, слава, а иногда и деяния сопровождают нас на протяжении последних лет пятнадцати наблюдения за отечественным футболом. Трудно себе представить, чтобы два настолько звучных имени не порождали, будучи произнесены в соседстве, каких-то зримых, многостраничных, обильно усеянных картинками воспоминаний…
БЫШОВЕЦ ВЫИГРЫВАЕТ ЗА СТОЛОМ…Ну, давайте попробуем: Газзаев и Романцев (я делаю паузу, потому что картинки у каждого свои), Газзаев и Семин (аналогично)… Легко вспомнить, в чем заключался антагонизм – не личностный, а на уровне карьеры, поступков и прочего – Бышовца и Романцева, например.
Но вот Бышовец и Газзаев – это совершенно новый жанр.
Между прочим, если бы этого не случилось сейчас, могло бы не случиться уже никогда. Нет, разумеется, команды этих тренеров уже встречались друг с другом, и у этих встреч есть статистика, но уж слишком разные задачи команды в тот момент преследовали. Так, чтобы на пике амбиций, в контексте борьбы за титул… Нет. Никогда.
Я все-таки преимущественно хотел бы поговорить об Анатолии Федоровиче. Он мне кажется в большей степени ключевой фигурой в завтрашнем противостоянии. Объясню почему.
Мы очень хорошо знаем, каков сегодняшний футбол Газзаева. ЦСКА – отлаженная машина, и даже травмы нескольких игроков в обозримом прошлом не заставляли Валерия Георгиевича отступать от наигранных схем сколько-нибудь далеко.
Как нужно играть против команды Газзаева – знают многие. Но знать и сделать – вещи совершенно разные. В данном случае позиция, в которой оказывается Анатолий Бышовец, абсолютно для него идеальна, если отталкиваться от тренерского кредо этого тренера – самого, наверное, хитрого тренера в нашей стране. Ведь Бышовец часто любил повторять, что большие матчи выигрываются за письменным столом.
Задача ясна. Нужно найти решение. Это как ребус…
ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СВЯЗЬ ВРЕМЕН…Оба тренера – максималисты. Быть первым, по возможности всегда, а в реальности – как можно чаще, как можно дольше. Но при этом стоит помнить, что у Газзаева все-таки побед было уже много, а Бышовец фактически впервые получает возможность работать с командой, которая реально может претендовать на высокие места. В шестьдесят лет, которые Анатолий Федорович когда-то сам обозначал как время для окончания активной тренерской работы.
Но эти слова – тоже всего лишь проявление максимализма. Любому из нас виделся из глубин молодости срок, в котором человек становится стариком. И все мы дожили и убедились, насколько заблуждались.
Бышовец остается для нашего футбола уникальной фигурой. Во-первых, фактически только он один сегодня обозначает связь со старыми временами. Только он из действующих тренеров полноценно работал и добивался успеха до и после распада страны.
Только он один из топ-тренеров работал во всех возможных тренерских качествах. Он 10 лет в академии киевского «Динамо» тренировал детей. Может быть, с тех пор у Бышовца наметан глаз на игроков (качество, которое Газзаев в себе развил только с годами). Он работал за границей – только он один на уровне национальной сборной или в солидном европейском чемпионате. Он работал и с молодежной, и с первой сборными страны и со всеми добивался определенного успеха, от Олимпиады до выхода в финальный турнир чемпионата Европы – еще в формате восьми команд, между прочим.
КОНТРОЛИРУЕТ СИТУАЦИЮ В «ЛОКО»…Анатолий Федорович по праву этим гордится. Но он человек спорта до мозга костей и вот сейчас впервые, повторюсь, он без всяких оговорок имеет под рукой команду титульного размаха. Если сейчас у него не получится… А что бы ни говорилось – успеха от него ждут в первый же год, о чем железнодорожное руководство высказывается недвусмысленно… Так вот – если сейчас не выйдет, будет ли новый шанс? А запоминается последнее. Это фраза из классического советского фильма. Такие фразы в изрядной доле народу заменяют всю мудрость мира, и сквозь их призму оценивается все.
Команду Бышовца все межсезонье окружали слухи. С Лоськовым поссорился – не поссорился, отчислил – оставил, на трансфер – ключевой игрок. И это только один из слухов. Между тем, встретившись на награждении «Локомотива» бронзовыми медалями с Сергеем Липатовым, а это было на пике слухов, в конце января – я спросил его, что он считает важнейшим успехом Бышовца на данный момент. И Липатов, задумавшись на секунду, сказал: он полностью контролирует ситуацию. Это – главное достижение.
Я привык к любым словам относиться скептически. И, едучи комментировать игру «Локомотива» против «Рубина» во втором туре, был готов увидеть что угодно – все-таки серьезно команда обновилась. Но если суммировать впечатления, то самым главным было именно такое: я увидел команду, полностью адекватную тренерской руке. Не идеальную, вкатывающуюся в сезон – но именно такую, которой тренерская воля была понятна и ясна. Которая с охотой этой воле подчинялась.
…НО ХВАТИТ ЛИ ЭТОГО ПРОТИВ ГАЗЗАЕВА?Вот в этом и интрига. Ни один другой клуб не подвергнет команду, находящуюся в процессе становления, такой жесткой проверке, как цельный, спаянный, сбитый – в швы ножик не пролезет – газзаевский ЦСКА. Ни один клуб не бывает, как показывает недавняя история, настолько мотивирован в матчах с ЦСКА, как «Локомотив». А теперь там еще и Бышовец – самый хитрый тренер в России.