Рашид Рахимов, вновь вернувшийся в российскую премьер-лигу, рассказал «Советскому спорту», о чем разговаривал с Рафаэлем Бенитесом во время вынужденного отпуска, объяснил, почему не общается с президентом «Локомотива» Николаем Наумовым, и оценил перспективы в ЦСКА своего товарища Виктора Онопко.
«НИКТО НЕ СКАЖЕТ ПЛОХО О ДИМИТРОВЕ»
– Соскучились по футболу за четыре месяца без работы?– Если честно, до зимы я не планировал возвращаться к активной тренерской деятельности. Но мой отдых во многом был связан с футболом. Поэтому скучать времени не оставалось.
– Что успели?– Стажировался на сборах «Ливерпуля» в Швейцарии. Давно хотел познакомиться с Рафаэлем Бенитесом, работа которого меня очень впечатляет. Раньше возможности не было, теперь две недели провел вместе с клубом, от бровки наблюдал за тем, как проходят тренировки, как Бенитес строит свое общение с футболистами. Мы часто беседовали, я выяснил для себя массу любопытных нюансов. При этом понял, что многое интуитивно делал правильно. Потом в Германии посетил Кубок «Ауди» с участием «МЮ», «Милана», «Баварии» и «Бока Хуниорс», пообщался с футбольными людьми из этих клубов. Девятого сентября собирался на трехнедельную стажировку в «Барселону», затем была договоренность с одним из клубов Италии…
– Но в итоге вместо испанских и итальянских клубов оказались в «Амкаре». Причем отнюдь не на стажировке.– Да. В тот день, когда я прилетел в Москву, позвонил Валерий Чупраков (президент «Амкара». – Прим. ред.), предложил встретиться. Мы пообщались. Он сделал мне предложение поработать с командой, я его принял.
– Вы ведь перед назначением Димитра Димитрова в «Амкар» беседовали с ним. Почему, на ваш взгляд, у него не получилось?– Не считаю этичным обсуждать работу предшественника. Мы с ребятами даже договорились: никто и нигде не говорит плохого слова о болгарском наставнике. Это жизнь. Тренеры меняют команды так же, как игроки. Думаю, у Димитрова получится где-нибудь в другом месте.
– В клубе нет финансовых проблем?– Я их не заметил. Игроки тоже не жалуются.
«ФУЛХЭМУ» ПОВЕЗЛО»
– Два с половиной года контракта с «Амкаром» – ваше условие?– Я попросил Чупракова самому проставить срок соглашения. В любом случае сначала надо доиграть этот сезон, потом думать о том, как работать дальше.
– Сильно вас ограничивает тот факт, что трансферное окно уже закрыто?– Три года назад я приходил в «Амкар» в той же самой ситуации. Даже дата была та же – 2 сентября. Сам бы не обратил внимания, но в клубе напомнили. А что касается кадрового состава, то тут все просто: есть люди, с ними нужно заканчивать сезон.
– Задача – остаться в премьер-лиге?– Задача – биться в каждом матче и брать максимум очков. Посмотрим, что из этого выйдет.
– Если бы не две победы, которые «Амкар» одержал при вас, команда сейчас находилась бы в зоне вылета. Чувствуете, как снизу дует ветерок первого дивизиона?– Будешь думать об этом – можешь простудиться. Если серьезно, лучше не оглядываться, а идти вперед.
– «Амкару» подряд выпало играть с «Рубином» и «Спартаком»…– Мы же не можем исключить эти матчи из календаря! Да, ближайшие соперники в лидерах, но с любой командой можно играть.
– Киевское «Динамо» наглядно показало не только, как играть с «Рубином», но и как его обыгрывать. Во втором тайме киевляне просто задавили казанцев…– Я бы не стал говорить, что «Динамо» превзошло «Рубин» по всем статьям. В первом тайме так и вовсе казанцы заслуженно вели в счете. А во втором киевляне забили после стандарта и поймали кураж. Такое случается. Уверен, «Рубин» еще покажет себя в Лиге чемпионов. Даже несмотря на то, что ему предстоят матчи с «Интером» и «Барселоной».
– Силу нашего чемпионата переоценивают?– Я бы не стал говорить, что нынешняя осечка российских клубов в еврокубках – отражение истинного положения дел. Это случайность, а не система. Разве «Зенит» слабее португальского «Насьонала»? Нет, ему просто не повезло. А «Динамо» разве не по делу обыграло «Селтик» на его поле?
– У «Амкара» были шансы пройти «Фулхэм»?– Я видел матч в Перми. Могу сказать кратко: «Фулхэму» повезло.
«БОЛЕЛЬЩИКИ ЦСКА ПРИМУТ ОНОПКО»
– Как возникла идея пригласить в «Амкар» Виктора Онопко?– Мы с Витей постоянно общаемся. И когда я узнал, что он хочет попробовать себя на тренерской работе, сказал: «Давай подождем до зимы – и поработаем вместе». Все произошло раньше, но я сразу позвонил Вите. Он согласился. Однако за один день ситуация поменялась: его пригласил ЦСКА. Возможность чему-то научиться у такого тренера, как Хуанде Рамос, появляется нечасто. Поэтому я Витю прекрасно понимаю. И претензий к нему не имею.
– Зато их имеют армейские болельщики. Они никак не могут забыть спартаковское прошлое Онопко…– Не могут же все бывшие спартаковцы работать в «Спартаке»! Витя просто был ярким футболистом, капитаном «Спартака», сборной, поэтому к нему особое отношение. Но армейским болельщикам не стоит вспоминать былое. Я знаю, как Онопко предан футболу, и уверен, что он будет отдавать всего себя работе. Думаю, болельщики это оценят и в конце концов примут его.
Кстати, когда мы беседовали с Бенитесом, он сказал: найти свой тренерский штаб – едва ли не главное в нашей профессии. Он сам не раз обжигался – начинал трудиться с людьми, а потом разочаровывался.
– Вам случалось разочаровываться в коллегах?– Не хочу сейчас поднимать эту тему. Время все расставит на свои места.
– Глядя сейчас на «Локомотив», узнаете команду, в которой работали совсем недавно?– Думаю, мне неправильно сейчас рассуждать о «Локомотиве». Я работаю в другом клубе, и кому-то мои слова могут не понравиться. Хотя я вижу, как играют железнодорожники. И пусть игра у команды идет не всегда, есть результат. Это главное.
– А вы не хотели бы узнать, что сделал Семин для получения результата?– В футболе многое зависит от везения. В первых шести турах, когда я руководил командой, у нас были все шансы добиться лучшего результата, чем тот, который мы имели. До сих пор помню статистику: за шесть матчей мы создали 26 голевых моментов! По этому показателю шли вторыми-третьими в премьер-лиге. К сожалению, за голевые моменты очков не начисляют. В то же время претензий к игрокам я предъявить не могу, они делали на поле все, что могли. Кажется, Евгений Ловчев тогда сказал: к лету эта команда побежит. Она и побежала. Но с другим тренером.
«ПИЛИЕВ – НЕ ЖИРКОВ»
– Сейчас в ЦСКА неплохо заиграл Ника Пилиев, перешедший из «Локомотива». У вас не было мысли подпускать его к основе?– Так он ведь тренировался с основной командой. Его ситуация была аналогичной ситуации с Глушаковым. В свое время я был противником того, чтобы Дениса отдавали в аренду. Говорил: дайте ему время, и он будет играть в основе. То же самое касалось и Пилиева, и Гатагова.
– Президент «Локо» Николай Наумов сказал: «Пилиев еще год назад объявил, что не останется в «Локомотиве».– О том, что он может уйти, мы узнали в декабре. Но мне это не мешало работать с Никой. Задача тренера – помочь игроку раскрыться. Я ею и занимался. А контрактные вопросы обсуждало руководство.
– Многие уже сейчас сравнивают Пилиева с Жирковым, которого он заменил в ЦСКА на левом фланге…– Проводить параллели с Жирковым неправильно. Во-первых, по стилю это два разных игрока. Пилиев – двуногий, он может сыграть на любом из флангов. Но у Жиркова левая нога – волшебная, 90 процентов того, что он делает, создает остроту у ворот соперников. Во-вторых, я не заметил у Пилиева предрасположенности к звездной болезни, но он должен осознавать: ему еще есть, куда расти. Авансы нередко вредят молодым игрокам.
Вспомните Билялетдинова. В юности тренеры видели в нем умение сыграть креативно, нестандартно и закрывали глаза на его неумение играть в обороне. Хорошо, что Динияр сам понял, что надо работать над устранением этого недостатка. И благодаря этому стал совершенно другим Билялетдиновым.
– Вы бы посоветовали Динияру ехать в Англию?– С его данными он может заиграть везде. И в Англии тоже. Главное, чтобы Дэн понимал: в агрессивности, умении вести единоборства ему надо прибавлять. Хотя он и так здорово вырос в этом в последнее время.
– Говорят, что Семин узнал об отъезде Билялетдинова одним из последних. Как бы вы отнеслись к тому, что без вашего ведома продают капитана команды?– Мне, как тренеру, трудно в это поверить. Тем более Динияр давно хотел уехать за границу. Не сменить клуб, а именно уехать за границу. Когда у него был вариант с «Зенитом», он пришел ко мне, спросил мое мнение. Я сказал: «Динияр, решай сам, но ты нужен нашей команде». И почти тут же вопрос был снят – он перезаключил контракт с «Локомотивом».
«ГИЛЕРМЕ РАСКРЫТЬСЯ МЕШАЛИ ТРАВМЫ»
– Сейчас основной вратарь «Локо» – бразилец Гилерме. Какое впечатление он оставлял в пору вашей работы в «Локомотиве»?– Хорошее. Но, к сожалению, он почти все время находился в лазарете. Травмировал крестообразную связку, девять месяцев восстанавливался. Начал тренироваться с основной командой, сказал, что готов играть. Как играть без практики? Поставили его за дубль. И в первой же игре он снова травмирует связку. Опять операция, опять полгода лечения. Лишь в марте-апреле он вернулся к занятиям. Шанса проверить его у меня, по сути, и не было. Но то, что он стал основным вратарем, меня не удивляет – данные у него в самом деле очень хорошие.
– Кочиш на месте правого защитника – неожиданный вариант?– Для меня нет. Я тоже раздумывал однажды попробовать Кочиша в обороне – он быстр, хорошо играет головой, но в команде и тогда хватало, и сейчас, думаю, хватает крайних защитников, более привычных к этой позиции.
– Кадрового дефицита «Локомотив» и правда давно уже не испытывает. Даже наоборот. К примеру, Иван Левенец, когда-то приобретавшийся на роль основного голкипера, сейчас не всегда играет даже в дубле…– Считаю, что Левенца сильно надломил гол в Суперкубке-2008, пропущенный от Аршавина. Ему постоянно припоминали эту ошибку и отмечали любые новые просчеты, не обращая внимания на моменты, в которых он выручал команду. Такое психологическое давление выдержать непросто. Хотя я уверен: в любом другом клубе он может заиграть, как прежде.
– Например, в «Амкаре»?– В «Амкаре» хорошие вратари. Нарубин, правда, получил травму в игре со «Спартаком-Нальчиком», неделю вообще не тренировался. С «Москвой» и «Тереком» играл Усминский. И в этих матчах не дал повода себя заменить. Считаю, если человек хватается за свой шанс, я не имею права его отнимать.
«ХВАТИТ ВИНИТЬ СПАХИЧА»
– Если вернуться к селекции «Локо», то зачем вам потребовался аргентинец Перейра? По словам Николая Наумова, вы без него помирали…– Да, интересный человек… Я имею в виду Перейру, – смеется Рахимов. – Аргентинец – квалифицированный опорник. Я лично его просматривал в нескольких матчах, включая встречу с «Барсой». Хорошо играет головой, силен в единоборствах. За четыре года в Аргентине он провел 120 матчей за «Ривер Плейт». За четыре года в Испании – столько же за «Майорку». Кто мог подумать, что в «Локомотиве» у него будет травма за травмой? Я даже звонил в Испанию, спрашивал: имел ли Перейра там проблемы с мышцами? Нет, не имел. Просто несчастный случай. Может, климат не тот.
При этом, когда мы его покупали, на позицию опорника был еще один кандидат – из Бразилии. Но, во-первых, он стоил в два раза дороже. Во-вторых, ему наверняка потребовалось бы полгода на адаптацию. Как, например, Шарлесу.
Кстати, на него я вышел случайно. Просматривал в Бразилии другого игрока «Крузейро». Он стоил 8 миллионов евро. Мне сказали: это дорого. Ну дорого – так дорого. Зато теперь этот парень играет в сборной Бразилии
(речь, судя по всему, об опорном полузащитнике Рамиресе. – Прим. ред.). Вместе с тем поездка все равно оказалась полезной. Я поразился тому объему работы, который проделывает Шарлес, и предложил приобрести его в «Локомотив».
– А что за история с аргентинцем Матео, которого забраковали на медкомиссии?– Мне этот центральный защитник нравился. Хотели его купить. Но на обследовании обнаружили изъяны в работе сердца. Аргентинцы прислали бумаги, где говорилось, что проблем с сердцем у него отродясь не было. Тем не менее брать на себя ответственность и приобретать такого футболиста в «Локомотиве» никто не захотел. Я тоже не настаивал. Вот и вся история.
– Сейчас по прошествии года можете признаться: что же все-таки случилось в матче с «Химками», после которого половина команды выразила недоверие Эмиру Спахичу?– Не хочу, чтобы сейчас всех собак вешали на Спахича. Давайте остановимся на том, что для него это была просто неудачная игра. Скажу о другом. Зимой 2008-го, когда я только пришел в команду, я увидел разрозненный коллектив, где было несколько групп, почти не общавшихся между собой. Через год ситуация стала совершенно иной. Людей, которые несли негатив, не осталось. Новички, наоборот, прекрасно вписались в команду.
Мне хотелось поменять стиль «Локомотива», играть в атакующий футбол. Такой, который в последнее время проповедовал «Зенит». И весной, когда мы теряли очки с «Химками» и «Ростовом», я все равно видел то, что хотел увидеть. Я эту команду собрал, я ее создал, я видел ее потенциал. Мне не стыдно за свою работу. А если кто-то говорит, что команда не играла… Бог ему судья.
«ВМЕСТО «ЛОКО» МОГ ПОЙТИ В ДРУГОЙ КЛУБ»
– С президентом «Локо» после своего ухода не контактировали?– Нет. Не вижу в этом смысла.
– По словам Наумова, вы человек малообщительный и это вам мешает. Согласны?– С вами мы общаемся уже более получаса, – от души посмеявшись, отвечает Рахимов. – И если у вас еще есть вопросы, то продолжайте их задавать. Тут все просто: если я с кем-то начинаю меньше общаться, значит, потерял доверие к человеку. Значит, в чем-то он меня подвел.
– Еще одна фраза Наумова: «Под грузом контракта вы сломались».– Вот уж не думал, что у меня был такой тяжелый контракт! – вновь весело реагирует Рахимов. – Если серьезно, я не заострял внимание на денежном вопросе ни когда подписывал соглашение, ни позже. Хотя у меня в ту пору было и другое предложение. Ничуть не хуже в финансовом плане. Но я даже не стал играть на повышение, просто сказал в том клубе, что уже дал слово «Локомотиву». На следующий день пришел в черкизовский офис и подписал контракт. А говорить «сломался»… Это рассказы для дилетантов, которые могут подумать, будто тренер, стоя у бровки, считает свою зарплату.
– Обижают такие слова, сказанные вдогонку?– Задевают. На мой взгляд, расставаться тоже нужно уметь.
– К «Локомотиву» у вас остались претензии? Финансовые или какие-либо еще?– «Локомотив» со мной рассчитался. Да и дело не в самом клубе, а в конкретных людях.
– На слово «Москва» у вас аллергии нет? Если вдруг снова позовут работать в столицу, пойдете?– В Москве у меня масса друзей. И о том, что будет, не загадываю. Сейчас я в «Амкаре». И снова получаю удовольствие от работы.
Пряхин С.