Ставки высоки, как никогда. Получится ли помахать трофеем под конфетти или отхватить приз зрительских симпатий, что может оказаться даже ценнее?
Тех, кто не боится букв без картинок, ждут предсезонные мысли скорее не о команде, а о клубе. Кажется, вопросов после приступа графомании только прибавилось.
Мне нравится, что клуб теперь основательно пытается зарабатывать, стал намного лучше себя "продавать". Вложения в это направление пока могут перевешивать выручку, все же нынешняя аудитория, ее вовлеченность и платежеспособность оставляют желать лучшего. Но такая работа говорит об игре вдолгую, чего сильно не хватает в нашем футболе. До статуса клубов как полноценного бизнеса, в который можно вкладывать с расчетом на доходность, далеко всем. Выиграют те, кто старается идти к окупаемости и прибыльности. "Локо" уже на этом пути.
Сложно было не заметить, насколько чаще в стадионной рекламе и интернет-освещении стала упоминаться любимая аббревиатура из трех букв. Вливания РЖД в "Локомотив" надо отбивать хоть как-то, чтобы было заметно, а отчетность изобиловала вариантами размещения рекламы и продвижения бренда. Так и должно быть в случае с госкорпорациями и при действующем финансовом фейр-плей. Огорчает другое, что на контрасте с рекламой РЖД и связанных с ней компаний, общими для РФПЛ рекламодателями, собственной рекламой клубных продуктов, почти не заметны привлеченные спонсоры, реклама с рынка. Вспоминается "Самая олюторская селедка", я очень хотел заценить ее, безуспешно пытался найти в продаже.
Смотря гостевые матчи, создается ощущение, что меньше всего "настоящих" рекламодателей как раз у "Локомотива". Однако дело не только в количестве, что заметно по командам из подвала таблицы, вроде "Томи", у которой полуаварийный стадион с посещаемостью, которой можно пренебречь, завешан кучей разной рекламы, большая часть которой выглядит не слишком доходной, мягко говоря. И, кто знает, может малый бизнес городов и регионов убедительно просят спонсировать клубы. Нелегко представить, что бизнес захочет и сочтет выгодным рекламироваться через наши футбольные клубы, разве что кроме "Спартака" и "Зенита". Малая аудитория, неоднозначная репутация, укоренившийся образ футбольной публики, сильно отличающийся от идеального потребителя тех или иных товаров и услуг. Алкоголь и курево нельзя, лекарства для облегчения последствий от алкоголя и курева тоже нельзя, джанк-фуд и букмекеры без того везде рекламируется, конкуренция с другими площадками снижает цены размещения. Тем не менее, у клубов-середняков и тех, кто наверху, серьезной привлеченной рекламы на стадионах и форме побольше нашей, к сожалению.
Помимо очевидного и уже сделанного, давно обсуждается возможность спонсорского переименования стадиона. Надежда на высокодоходное предложение от не связанной с РЖД компании слаба. Однако стадион строился во многом благодаря железнодорожному ведомству, так что титульное название вроде "РЖД-арена" или "Сапсан-арена" будет смотреться более органично и позволит оправдать изрядную долю вложений РЖД в клуб. Обязаловка употреблять спонсорское название распространяется в основном на всякую официальщину, а желающих называть стадион "Локомотивом" болельщиков арестовывать и штрафовать не должны, наверное.
Печальная ситуация с никчемностью нашего футбола может круто измениться в случае достойного проведения Чемпионата мира, если у могучей машины пропаганды получится представить футбол модным и популярным, а выступление сборной и изречения ее представителей не слишком сильно подпортят этот эффект. В выигрыше окажутся те клубы, которые лучше прочих сумеют монетизировать свою популярность, кто добьется больших успехов в сезоне 17/18 и обязательно попадет в еврокубки 18/19, чтобы достойно сражаться в самом востребованном и резонансном формате "наших против ненаших". Второстепенные факторы вроде харизматичных и привлекательных молодых игроков с потенциалом звезд станут еще важнее. Те, в чьих составах будут блистать этнические представители многочисленных московских диаспор, вроде армянской, получат дополнительное внимание к себе. Борьба за талантливую российскую молодежь обострится, подогреет ценники, но в сравнении с лимитом уже ничто не страшно.
Озвученная Дворковичем и повторенная на совете директоров задача выращивать качественных игроков может принести огромную пользу пользу при должной реализации. Если получится воспитать, то важно хотя бы не разбазаривать как раньше, а выгодно продавать после хорошей аренды, повышающей стоимость. Не разбазарив, привлекать к основе самых востребованных и талантливых, а не лишать игровой практики и обрекать отсиживать зад на лавке, глядя как их конкуренты на закате карьеры из последних сил вымучивают посредственную игру без перспектив на улучшение, но с неизбежной дальнейшей деградацией хотя бы в силу возраста, не считая фактор мотивации, отношения к спортивному режиму и прочее. Или того хуже, когда совсем тяжело смотреть на затыкание дыр через смену амплуа, что классно вышло с еще довольно молодыми Асатиани и Родолфо, но сколько было безуспешных, упорных попыток. Такие вещи могут обломать не только конкретных дублеров, но и всю систему клубной вертикали. Кстати, насчет Тугарева что-нибудь прояснилось?
Предстоит второй сезон Геркуса с его командой и Семина с легендарным штабом. Для многих игроков синдром второго сезона выдается очень тяжелым, непросто будет и в нашем случае.
Эйфорию после избавления от коллективной смородщины уже проехали, но въевшаяся в память позорная мерзопакостность все еще остается шикарным, идеальным фоном для пришедших на смену. Хоть какая-то польза от Смородской.
Пиар-эффект от назначений легенд тоже, по большому счету, отыгран, если не получит свое развитие. Противоречивые, да-да, к счастью ставшие благодаря завоеванию кубка противоречивыми результаты и, к сожалению, не столь противоречивое качество игры сказались на восприятии ставки на своих. А какими могут быть её последствия, проходили и видели.
В новом сезоне сложнее будет придумывать поводы, подводки, концепции. Самые выгодные, лежавшие на поверхности решения использованы. Многим людей уже не удивишь, к хорошему быстро привыкают, как поначалу ощущаться не будет. Но с этим делом в клубе порядок, работа действительно классная, здесь опасений нет.
Надвигающийся сезон, вероятно, станет самым важным в истории РФПЛ, столь высоких ставок еще не было. Клубы здорово усиливаются, из уже свершившегося одни тренерские назначения чего стоят. Обострится и московская конкуренция, в которой мы пока выделяемся по большому счету развлечениями и сервисом, особенностями аудитории: кузьмичевско-семейная публика, локогелз всех возрастов, думающая интеллектуальная молодежь все еще составляют приличную долю. Важно не упустить их, работать для них.
Соперничать с другими клубами придется и в привлекательности игры, не только в результатах. За внимание потенциального зрителя борется вся медиамощь интернета, хорошие телеки больше полсотни дюймов и удобные диваны, игры, столичное многообразие, новые стадионы, среди которых наш все равно самый уютный, и все остальное. Быстрее времени и внимания дорожает только криптовалюта. Чтобы тратить 90 с чем-то минут времени на футбол, он должен быть захватывающим, в каком-то смысле искренним, когда можно смело говорить, что не вышло, но как пытались! Дежурные штампы и невнятные отговорки сродни медийному суициду. Смотреть на вялое движение, состоящее из череды потерь и дуболомства, мучений одних и тех же лажающих игроков, особенно когда им за тридцать и прогресса ждать не приходится, заставить получится только привязывая людей в прямом смысле, раздвигая им веки, а для облегчения ситуации можно включить Людвига вана (с). Но без вдохновенной работы с эффективностью в приоритете, ради которой придется рисковать, не ссылаясь на осложняющие обстоятельства, даже гениальная музыка не поможет, и это точно.