Бывший президент клуба Николай Наумов — об успехе в Кубке России, ошибках нынешнего руководства и проблемах молодежи «Локомотива».
Победа в Кубке России может стать определяющей в дальнейшей судьбе футбольного клуба «Локомотив». «Железнодорожники» обыграли в финале Кубка России «Кубань» в дополнительное время со счетом 3:1 и завоевали первый титул с 2007 года. В ближайшее время должно состояться заседание совета директоров клуба, на котором будет обсуждаться стратегия развития и кандидатура нового главного тренера. Пока исполняющим обязанности тренера является Игорь Черевченко, который к четырем победам в Кубке в качестве игрока добавил и первую в роли тренера, став первым, кому удалось подобное.
Своим видением ситуации в «Локомотиве» в разговоре с корреспондентом «Известий» поделился бывший президент красно-зеленых Николай Наумов, возглавлявший клуб с 2007 по 2010 год — перед приходом нынешнего президента Ольги Смородской.
— В каком направлении следует двигаться «Локомотиву» в ближайшее время? Какие вопросы следует в первую очередь решить совету директоров?
— Считаю, что выбранный вектор развития клуба необходимо слегка скорректировать. Он не совсем правильный. В последние годы, примерно с 2010-го, клуб отошел от идеи создания команды из своих воспитанников, где бы играло больше русских игроков, на что в свое время меня и настраивали.
— Что конкретно изменилось после вашего ухода?
— Прежде всего отношение к молодежи, к школе. Как вы знаете, была расформирована команда «Локомотив-2», где наши воспитанники могли получить настоящую, мужскую практику во втором дивизионе. Мы создали дублирующую команду еще тогда, а сейчас практически все клубы пришли к пониманию этой необходимости. Так что ликвидация дубля — это огромнейшая ошибка. Это больно ударило по молодежи. Вот представьте себе дубль «Зенита» — с Малафеевым, Тимощуком, Аршавиным и Кержаковым. Или «Локомотива» с Павлюченко и Сапатером. Это люди, которые имеют контракт, но по некоторым причинам не проходят в состав и зрители их попросту не видят. Они же должны играть, а рядом с ними и подрастала бы молодежь. А с введением турнира молодежных команд стало лишь хуже. Ну катают мячик с другими молодыми, но они же не вырастут в футбольном плане. После чего перспективные игроки пропадают из вида.
— А что сейчас происходит со школой «Локо»?
— Недавно узнал, что в спортинтернате ликвидировали общеобразовательную школу. А это означает, что детишки должны теперь искать в Москве школу, чтобы продолжить свое образование. Если раньше расписание занятий было согласовано с графиком тренировок и они могли всё это совмещать прямо на стадионе, то сейчас этого не стало. Это первый шаг к возможной ликвидации интерната. Думаю, что его скоро не будет. Я не осуждаю людей, которые сейчас работают в «Локомотиве», но мне кажется, что для них главная цель что-то выиграть срочно. Чего они вчера и добились. Но когда нет системы, нет подпитки, выстроенной вертикали развития футбольных кадров, то тогда этот выигрыш будет лишь галочкой в послужном списке. Можно выиграть и чемпионат, поднатужиться, вывалив очередную тонну денег на покупку легионеров. Такая стратегия ничего не даст. А вот стать стабильным клубом, который из года в год борется за титулы, независимо от того, ушел Н’Дойе или не ушел, вот это действительно сложно.
— Может, выигрыш Кубка поспособствует изменению политики?
— Победа в финале была просто необходима «Локомотиву». Прежде всего, чтобы сделать определенный скачок и понять, что клуб надо развивать по-другому. Может, это как-то положительно повлияет. Наконец-то есть трофей и можно задуматься о своем будущем.
— Как вы считаете, может, стоит прекратить тренерскую чехарду и дать поработать своему человеку. Игорь Черевченко в качестве игрока выигрывал Кубок четыре раза, прекрасно знает команду изнутри, сейчас прервал семилетнюю серию без трофеев…
— Игоря я знаю очень хорошо. Он пришел на тренерскую должность при мне и работал в школе. Когда команду возглавил Рашид Рахимов, мы сделали Черевченко вторым тренером. Есть люди яркие, харизматичные, как Валерий Карпин и тот же Рахимов, а есть неброские, но очень толковые специалисты. Именно ко второй категории относится Игорь. На вид он кажется даже чрезмерно тихим и скромным, но может поговорить с ребятами очень жестко. Игорь великолепно знает футбол, причем отлично понимает локомотивский стиль.
— В последнее время на стадион приходит всё меньше болельщиков. Что происходит?
— Я убежден, что «Локомотив» особенный клуб, он отличается от всех других. Раньше, когда на него ходило по 200 зрителей, нас называли «пятым колесом московской телеги». Тогда все болельщики были распределены между столичными грандами. Мы постепенно увеличивали число поклонников. Одна из главных бед современного «Локомотива» — это потеря своих болельщиков, аудитории. 15 тыс. на дерби с ЦСКА и чуть более 4 тыс. на встрече с «Рубином». Это провал. У «Динамо» зритель придет, как только построят новый стадион, такая же ситуация и у ЦСКА. У «Спартака» с этим уже всё в полном порядке. А вот «Локомотиву» вернуть зрителя будет крайне сложно. И произойдет это только тогда, когда команда вновь станет «своей». Сейчас она, к сожалению, чужая. Нет таких ребят, как Лоськов, Чугайнов, Маминов. Необходимо, чтобы все тренеры были наши, начиная со школы. Чтобы выстроилась единая философия футбола. Дабы дети и взрослые играли в один футбол. У нас ведь очень много тренеров, подходящих под эту категорию: Харлачев, Евсеев, Пашинин, Дроздов, Оганесян. Овчинников в ЦСКА и сборной трудится. Они очень сильные, грамотные и образованные люди. Полагаю, это будущее «Локомотива». Нужно создать коллектив единомышленников, коими они были и на поле, и вне его. И все они не ради денег горят желанием помочь родному клубу, «Локо» для них не пустой звук.
— В последние годы пропало ощущение, что «Локомотив» — это большая дружная семья.
— Опять в точку. Это одна из главных бед нынешнего «Локомотива». Раньше любой болельщик мог и поговорить о матче чуть ли не с каждым футболистом — и пожурить его, и похвалить. Футболисты были дружны с поклонниками и открыты для общения. Когда я пришел в клуб, то уже начинался разлад, сразу почувствовал, что мне не доверяют. И при многочисленных встречах с Валерием Филатовым (бывший президент «Локо». — «Известия») мы постоянно обсуждали эту тему. Он мне сразу сказал, что самое главное, чтобы болельщики не отвернулись. В 2009 году по статистике на стадион приходило в среднем 16 тыс. зрителей. Сейчас этот показатель колеблется в районе 7 тыс. На такие матчи, как с ЦСКА и «Динамо», не приходит целый стадион… Печально всё это.
— Это происходит из-за того, что команда стала «чужой» и на поле всё более значимую роль играют приезжие футболисты?
— Здесь целый комплекс проблем. Постоянная ротация тренеров, массовые покупки и распродажи игроков. Многие решили для себя, что на такую команду проще посмотреть по телевизору. Вроде как мы за нее болеем, но, с другой стороны, она для нас «чужая». И посмотрите, как болельщики с восторгом реагируют, когда на поле выходят братья Миранчуки, Баринов, Лобанцев или еще кто-то из нашей молодежи. Сразу эйфория у болельщиков — вот наши воспитанники. А сейчас что? Уходят Полоз, Дьяков, Корян, Бурлак, на лавке закис Беляев. В «Спартаке» дебютируют Мелкадзе, Кротов, кстати, тоже наш — локомотивский. А у нас в глухом запасе сидит напарник Мелкадзе по юношеской сборной, очень одаренный Николай Кипиани. Всегда раньше в юношеской сборной было по 7–8 игроков «Локо». Это опять-таки говорило, что школа работала. А сейчас ее значение пытаются принизить.
— Так всё же стоит ли руководству оставить у руля команды Черевченко?
— Убежден в том, что главным тренером «Локомтива» должен быть наш человек – из той знаменитой «семьи». Когда приглашали Славена Билича, его представляли чуть ли не лучшим тренером Европы, за которого боролись многие клубы-гранды. Но ошибка была очевидной. Он не был клубным тренером, а работал только со сборной. Он не знал методов предсезонной подготовки, как поставить тренировочный процесс. Он был прекрасным мотиватором, не более. Можно было с таким же успехом поставить Маминова и посмотреть, что выйдет. Про Билича еще тогда заявил руководству РЖД, что между водителем тепловоза и, условно, таксистом на «Жигулях» существенная разница. Одно дело выпускать несколько раз в год на поле звезд европейского футбола, другое — вести кропотливую, ежедневную работу в клубе.
Антон Сычев Фото: fclm.ru/официальный сайт ФК «Локомотив»
Кто о чем, а Лексеич о молодежи. Тема, конечно, актуальная и в разговорах о своих воспитанниках Наумов набирает хорошие баллы среди болельщиков. Только как обычно слова с делом расходятся. Сколько наших воспитанников заиграло на постоянной основе в клубе в новейшей российской истории? Кто-нибудь об этом задумывался? Я вам отвечу - один лишь Динияр Белялетдинов. Капитан команды, которого Наумов продал в Англию в разгар сезона за спиной у Палыча. И все. Никто, кроме Биляша из молодежки не занял прочного места в основе на несколько сезонов. При разных тренерах, при разных руководителях клуба. А приводить в пример Спартак, Кротова и Мелкадзе это крындец. Полный. Давыдов и спартаковский "Месси" на пару весной забили 1 гол. Больше двух мячей с этими "талантами" Спартак забивал лишь в двух матчах весной. На хер нам надо такое счастье. Если Леха заиграет, это будет большой успех молодежного сектора Локо. Но делать фундамент команды из своих воспитанников, которая будет претендовать на что-то серьезное, в современном мире сродни утопии. За последние 20 лет так получилось только у Барсы и Аякса. И это не формула, а стечение обстоятельств, которое они же сами и не могут вновь повторить. Так, что Наумов большой болтун и утопист, хотя человек хороший) Но к его словам на полном серьезе относиться не стоит)
Молодежи у нас мало закрепилось, потому что нет уже давно этой системы интеграции молодежки в основу. Выпускать через раз молодого парня на 5-7 минут, когда команда закончила игру нет никакого смысла.
Того же Оздоева можно назвать нашим воспитанником. Что, он не заиграл бы, дай ему побольше адекватных шансов? Заиграл бы. Правда, Леша посильнее явно будет, но Оздоев вряд ли бы провел сезон хуже Фернандеша того же.
Вот не понимаю я этой упоротой логики, когда тот же Божович на матчи с дном выпускал Шешукова в паре с Тарасовым. Ну надо же до этого додуматься вообще. Два идентичных бревна, которым уже плевать на развитие: главное, чтоб бабки капали. Выпусти ты на матч с каким-нибудь "Амкаром", "Уралом" и тд молодого парня, он тебе в благодарность за это весь центр поля вспашет.
Смолова того же как только не опускали. Поверили в игрока, Федя начал феерить. Не знаю, может он и сам решил просто одуматься в начале сезона, но без человека-фломастера тут точно не обошлось.
Молодежи у нас мало закрепилось, потому что нет уже давно этой системы интеграции молодежки в основу. У нас ее во-первых, никогда и не было, а, во-вторых, у кого по другому-то? Чтобы и команда выигрывала, и своих воспитанников было в достатке? У кого так в ЧР?
А про молодежь принято вспоминать, когда у основы игра не ладится, результата нет и т.д. 1,5 года назад, осенью 2013 года при Кучуке, когда команда и играла бодро и очки добывала стабильно про молодежь что-то никто не вспоминал: и деревянный Тарасов всех устраивал, и мертвый Самедов на правом краю, и Бурлак с Беляевым в глухом запасе. А как результат нет, начинается массовая истерия про то, что молодым не доверяют, молодежь пропадает, давайте всех на хрен повыгоняем и пусть свои воспитанники играют. Если один игрок из молодежки в 2-3 года раз постепенно подводится к основе и начинает в ней играть, это уже большой успех. Повторяю, для команды, которая претендует на что-то серьезные в тех турнирах, в которых принимает участие, это норма. Во всем мире так. За исключением команд-доноров, которые зарабатывают на своих воспитанниках.
Смолова того же как только не опускали. Поверили в игрока, Федя начал феерить. Не знаю, может он и сам решил просто одуматься в начале сезона, но без человека-фломастера тут точно не обошлось.
Ты, хоть поинтересуйся, сколько Феде лет) Молодежь, блин)