– Почти три года исполнилось той истории, когда перед матчем со «Спартаком» трое футболистов «Зенита» в ночь перед игрой ушли в ночной клуб. Можете рассказать, что случилось?
– Нет. Но дело было не в ночном клубе – это все, что я могу сказать.
– И как вы узнали о том, что игроки нарушили режим?
– Люди рассказали.
– Вы узнали о случившемся еще до матча или уже после?
– После, конечно! Если бы я знал раньше, я бы принял меры до игры. Когда имеешь дело с нарушением командной дисциплины, нельзя ждать и мерить все результатом – мол, сыграли здорово, все прощаю; провалили матч – на экзекуцию! Важно, чтобы все понимали: закон одинаков для всех.
– Как вы сообщили провинившимся о своем решении?
– При всех. Объявил на собрании, что всю троицу ссылаю в дубль. И сказал, что, если случившееся повторится вновь, я отправлю их уже не в дубль, а на вольные хлеба, а эта история станет достоянием общественности.
– Внушение, как гласит история, подействовало…
– Думаю, в этом есть большая заслуга тогдашнего президента «Зенита» Фурсенко, который тоже провел с гуляками разъяснительную работу, помог их одернуть. Через пять дней все проказники пришли просить прощение.
– Не чувствовали потом с их стороны затаенную на вас обиду?
– Если честно, мне по большому счету все равно, что обо мне думают игроки. Я лишь выполняю свою работу. Кстати, скажу интересную вещь: тренер не обязан и не должен знать все темные делишки команды. Потому что, если ты в курсе всего, что происходит, – это опасно.
– Вы тоже живете по этим правилам?
– Безусловно!
– А где предел тренерского любопытства, черта, у которой необходимо остановиться?
– Контроль не должен распространяться дальше футбольных дел. Атмосфера в команде, качество тренировок – если все это находится на должном уровне, то вмешиваться в жизнь игроков не имеет смысла. Отношения между тренером и командой все же должны строиться на доверии – если команда проиграла, тренер должен ее защищать. В «Зените» при мне было именно так. Но все равно всегда надо держать ухо востро.
– Можно определить по утренней тренировке, что футболист делал вчера вечером?
– Разумеется. Если у тебя есть сомнения относительно соблюдения режима, достаточно просто немного увеличить интенсивность и количество нагрузок.
«КАК УЕЗЖАЛ АРШАВИН»
– Расскажите, как прошлой зимой уходил из команды Аршавин?
– Как и любой футболист, который хочет уехать за границу. Андрей прошел с командой предсезонные сборы в Турции и Дубае, а потом уехал в «Арсенал».
– Правда ли что, Аршавин саботировал тренировки, притворяясь, что у него что-то болит, когда он выходит на поле.
– Ерунда. То, что он жаловался на мелкие болячки, – это в шутку. Но Андрей был лучшим в команде на предсезонных сборах. В Турции он вообще тренировался лучше, чем когда-либо! Думаю, Аршавин понимал, что вот-вот уже уедет в «Арсенал», поэтому старался всеми силами набрать форму.
– Правда, что зимой он позвонил вам и сказал, что не будет больше играть за «Зенит», пока не уедет за рубеж?
– Правда, но с одной ремаркой – Андрей сказал мне это в лицо. И я с ним согласился – Аршавин засиделся в России, в «Зените». Переход и смена обстановки стали для него очевидной необходимостью. Как показывает время, мы с ним оказались правы – сейчас Андрей один из лидеров «Арсенала».
– Вы поддерживаете с ним связь?
– Нет.
– А с кем-то из игроков?
– Недавно Тимощук поздравил меня с днем рождения. Это было очень трогательно и весело – Анатолий говорил на смеси английского и немецкого, сказал, что скучает. Тимощук всегда был большим профессионалом и при этом оставался приятным человеком. Вообще у нас была классная команда! Сохрани «Зенит» всех своих звезд зимой да купи пару новых игроков — можно было бы замахнуться на большее, чем Кубок УЕФА. Но, увы, большие футболисты всегда стремятся в топ-клубы. «Газпром» сделал все и даже больше, чтобы сохранить главных звезд клуба, но игроку не прикажешь…
– Кто был в вашей команде душой компании?
– Конечно, Тимощук. Причем везде и всегда – на поле, на тренировках, в обычной жизни. Анатолий был ключом ко всем нашим победам.
«ПОЧЕМУ Я НЕ ВЕРИЛ В ЗЫРЯНОВА И ДЕНИСОВА»
– Любопытно услышать вашу характеристику Зырянову. Специалисты называют его «русским Зиданом», Хиддинк – «чемпионом мира по восстановлению». А кем он был для вас?
– Безусловно, одной из ключевых фигур в команде, ее мотором. Причем так ведь было не с самого начала! Я брал Костю в «Зенит» как игрока лавки – помню, один из последних матчей сезона-2006 мы играли как раз с «Торпедо», которое после поражения со счетом 1:2 вылетело в первый дивизион. Тогда я спросил Сарсанию: «Можем ли мы заполучить капитана этой команды? Такой игрок нужен мне на замену». Но уже после нескольких тренировок в «Зените» Зырянов показал, что на самом деле является блестящим футболистом! Костя – один из таких игроков, которые всегда, как бы ни складывался матч, борются до конца, до последней секунды. Жаль, конечно, что наши пути с ним пересеклись так поздно – когда Зырянову было уже 30 лет. Но он и по сей день является одним из лучших футболистов России.
– «Русский Зидан»?
– Конечно, уровень Зидана – космический. Но по типу футболиста Зырянов действительно похож на великого француза. Считаю где-то и своей заслугой то, что Костя стал играть очень результативно, причем не только в «Зените», но и в сборной. В «Торпедо» он был чистым центральным полузащитником, а у нас стал играть ближе к чужим воротам и раскрылся в новом качестве.
– В сборной и – с вашим уходом – в «Зените» Зырянов действует также на фланге и на месте опорного полузащитника…
– Мне кажется, что команда от этого не выигрывает. Все-таки Костя – креативный игрок центральной оси.
– С Денисовым вы поступили наоборот – отодвинули его из атакующей линии в глубину поля, сделав, по сути, опорником…
– Чем навлек на себя общественный гнев. Никто не верил, что из Денисова может получиться хороший опорный созидательный полузащитник. Но когда я уходил из «Зенита», он был лучшим в России в своем амплуа. Уходя, я сказал ему: «Игорь, прости, но поначалу я не верил, что ты способен играть так хорошо на таком уровне!».
– Но в сборной, согласитесь, Денисов выглядел совсем не так хорошо. Особенно в осенних матчах.
– Я так не считаю. Для меня он – один из лучших в команде. Хотя я и допускаю, что Игорь относится ко мне не самым лучшим образом.
– Почему?
– Потому что Денисов здорово от меня натерпелся, пока числился атакующим полузащитником. Я не верил, что в этом качестве из него может выйти классный футболист. Так что Игорь может смело считать, что сделал себя сам!
«НЕ СЫГРАТЬ ЛИ РОССИИ С БЕЛЬГИЕЙ?»
– Дик, когда вы были тренером сборной Южной Кореи, сколько времени проводили в стране?
– 15 дней месяца я был в Корее, другие 15 проводил в Европе. Причем это была оптимальная формула – на тот момент многие из ключевых игроков сборной уже играли в европейских чемпионатах. Я даже составлял специальный европейский календарь – какие матчи на этой неделе и в какой стране лучше посетить. Все силы уходили на сборную, но я ни о чем не жалею – прекрасное было время!
– Как вы теперь успеваете совмещать работу в сборной Бельгии и «Алкмаре»?
– Очень просто – расстояния между Бельгией и Голландией минимальные, буду ездить. Вот, например, в субботу «Алкмар» играет дома против моей первой профессиональной команды «Ден Хаг». Сыграем, а в воскресенье отправлюсь на машине в Бельгию на матч «Андерлехта» с «Брюгге». В понедельник у «Алкмара» тренировка, а во вторник – очередной матч чемпионата Голландии. Так и буду ездить до конца сезона. Главное – есть желание и силы.
– Не бравируйте, Дик. Я слышал, что вы как-то чуть не заснули за рулем, когда возвращались с тренировки сборной Бельгии поздно вечером.
– Было такое. Но это единичный случай. Я люблю самостоятельно водить машину, поэтому, пока есть силы, к услугам личного водителя прибегать не стану.
– Не могу не спросить напоследок – вас называют возможным преемником Гуса Хиддинка в сборной России…
– Даже не хочу начинать этот разговор! – сразу перебивает Дик. – Сейчас я в первую очередь тренер сборной Бельгии, и федерация футбола этой страны любезно позволила мне поработать в «Алкмаре». Там и так уже немного нервничают из-за всех этих слухов. Поэтому давайте, как в пословице, поживем – увидим. А пока я хочу обратиться к РФС с предложением – 3 марта 2010 года все сборные играют товарищеские матчи. Насколько я знаю, у сборной России пока нет спарринг-партнера. Наши команды могли бы сыграть между собой! Я бы с удовольствием приехал в Россию на товарищеский матч или принял бы русских где-нибудь в Бельгии.