«Безусловно, смена тренера усложняет подготовку к игре, потому что мы вряд ли можем предположить стартовый состав, расстановку, игровую схему. Я знаю, что это классический немецкий тренер, который играет в достаточно агрессивный футбол с большим количеством передач за спину. То есть такая вертикальная ориентированность команды. Успеет ли он привить свои игровые принципы за несколько дней игрокам, многие из которых были в расположении сборных, большой вопрос.
Центральные защитники, которые были травмированы – тот же Едвай – начали ли тренироваться в общей группе? На мой взгляд, предполагать вариант состава и расстановку «Локомотива» достаточно сложно, поэтому мы будем больше отталкиваться больше от себя», – анализировал «Локомотив» Леонид Слуцкий.
Маркус Гиздоль дебютировал схемой 4-3-3 – в этом сезоне «Локо» сыграл так только против «Марселя». В атаке тогда «Локо» сыграл очень уныло, в обороне – достаточно надежно («Марсель» не довел до ума свой потенциал).
Первое изменение в составе – появление Ненахова на правом фланге обороны (до этого выходил только на замену). Тройка полузащиты: Куликов – нижний опорник, Бека-Бека и Марадишвили – выше. Впервые за долгое время Смолов в РПЛ вышел в качестве единственного форварда.
Первое отличие Гиздоля от установок Николича – интенсивность давления. Средний показатель «Локомотива» по PPDA в течение сезона – 10,82 (6-е место, данные Understat). Кратко напомним, что такое PPDA – это количество пасов соперника, разделенное на собственные оборонительные действия, чем ниже этот показатель – тем интенсивнее прессинг.
Но в матчах с топами «Локомотив» менялся:
- против «Зенита» – 14,60 PPDA (учитывая, что почти целый тайм «Локомотив» играл в большинстве); - против «Краснодара» – 23,21 PPDA ; - против «Динамо» – 12,94 PPDA;
В Казани произошло кардинальное стилистическое изменение – 3,45 PPDA. «Локомотив» встречал гораздо выше и агрессивнее, плюс вступал в контпрессинг. Разумеется, у Гиздоля не было времени, чтобы настроить давление, но будущие (возможные) черты уже заметны.
Когда Дюпин разыгрывал от ворот, на первый план выходила полузащита «Локо» – Бека-Бека и Марадишвили забирали пару опорников «Рубина» (Абильгора и Хвана), а Куликов их страховал. В некоторых эпизодах Керк и Петров занимали промежуточную позицию между центральными и крайними защитниками, в некоторых – смещались к Самошникову и Зотову.
Данные и графика – InStat
В некоторых эпизодах «Локо» классно расставлялся, поэтому Дюпин регулярно выбивал. И часть вертикальных атак соперника стала проблемой для «Локомотива». Например, в этом эпизоде Самошников обыграл Марадишвили, Куликов не успел на подстраховку – в результате Илья классно выбегал, но ошибся в передаче.
Другой эпизод с острой подачей Кварацхелии: Тальби обыграл Керка, Самошников отрезал Марадишвили, работа Хакшабановича и Хвичи продавила Ненахова. Последствия можно оценить визуально: Марадишвили и Куликов – вдалеке от эпизода, в результате Хвича закинул на Онугху, который продавил Тикнизяна (таймкод – 1:51).
Но фланговый прессинг выглядел мощнее. Например, давление и последующий рывок Керка после аута привели к неудачной передаче Тальби. В других эпизодах «Локо» включался количеством или играл персонально: ближайший опорник, крайний защитник и вингер сразу разбирались.
Еще одно стилистическое изменение – конструкция атак. Куликов и Бека-Бека играли на мяче (Даниил открывался под защитников, Алексис находился чуть выше и левее). Интересна роль Марадишвили, учитывая, что в первом тайме левый фланг «Локо» проседал – из-за этого он был наиболее заметен.
Константин отвечал за пространство и короткие передачи. При выносах он открывался под Смолова, при атаках через короткий пас располагался выше Бека-Бека – находился в полуфланге, бегал в зоне между опорниками и центральными защитниками, двигался в штрафной. В отдельных эпизодах он менялся позициями со Смоловым – Федор отскакивал в глубину, Константин играл в штрафной.
Например, один из первых моментов «Локо» – розыгрыш аута. Смолов был на углу штрафной, Марадишвили внутри – полузащитник продлил мяч на Керка. Гирано сыграл на опережение, но не попал в створ.
Еще Марадишвили классно взаимодействовал с Керком и Смоловым через короткие передачи. В этом эпизоде он открылся под Бека-Бека, после чего нашел Керка.
Здесь открылся под вертикальную передачу Баринова, отыгрался с Керком. Нидерландец смещался в центр и сыграл в перепасовку со Смоловым, а затем нанес удар с левой.
Выход Жемалетдинова добавил разнообразия. Петров был малозаметен, но с выходом Рифата левый фланг заиграл интереснее. Жемалетдинов легко и эффективно смещался в центр и полуфланги, помогая с разгоном атак. Плюс благодаря этому активнее стал Тикнизян – «Локо» уже не концентрировался только на правом фланге.
Еще один плюс – регулярная смена позиций с Керком. Оба гола – при их участии не на формально своих флангах: Керк взаимодействовал со Смоловым и Тикнизяном слева (Жемалетдинов тогда открывался направо, но не получил мяч), а Рифат забил при передаче направо.
«Мне бы хотелось верить, что такого количества шансов мы соперникам больше предоставлять не будем», – рассказал Маркус Гиздоль. Его можно понять. Во втором тайме «Локомотив» нарвался на несколько атак. Некоторые контрвыпады были после потерь, другие – атаки «Рубина» после стандартов.
Наиболее общий симптом – отрезанный Куликов. Например, перед вторым голом его отыграли дважды: сначала Хван накрутил Марадишвили, затем прокинул мимо Куликова, а потом Хвича нашел пространство между Даниилом и Живоглядовым.
В первом случае Куликов остался без подстраховки, поэтому Дрейер открылся на фланге и убежал (опасно пробил на входе в штрафную), во втором – его и Бека-Бека отрезала передача Хвана.
***
Главные выводы по первой игре «Локо»:
• Бека-Бека чаще играл на мяче, а Марадишвили открывался и создавал пространство для партнеров, еще часто заполнял штрафную;
• Гиздоль не побоялся сыграть в принципиально ином стиле – «Локо» привык к контратакам и закрытому футболу в матчах против равных. Вчера команда прессинговала гораздо смелее, несмотря на неотработанные механизмы, и была готова к владению и смелой атакующей структуре;
• возможно, роль Смолова не сильно изменится: вчера он также не был привязан к створу ворот, как и при Николиче;
• Керк классно смотрелся в новой схеме: обострял с левого и правого фланга, смело смещался в центр, был нацелен на короткие передачи, Жемалетдинов – аналогично;
На пресс-конференции Гиздоль сделал тактический анонс: «Команда играла очень смело. Но это нормальная реакция на новшества, на изменения. И когда происходит что-то новое, команда начинает играть очень храбро, мужественно. Значительная часть нашей философии заключается в том, чтобы атаковать высоко и с большим риском.
Процент владения мячом – не самое главное для нас. Но мне хотелось бы, чтобы наша команда владела мячом больше, чем соперник. Самое главное – как команда ведет себя в тот момент, когда мы возвращаем себе мяч».
Первый матч – не время для глобальных выводов, но дебют Гиздоля точно получился интересным, потому что немец не испугался изменить стиль.