Бывший футболист сборной России
Роман Шишкин — о звездном нападающем, «Спартаке», «Локомотиве», национальной команде и Илье Цымбаларе
На прошлой неделе РФС организовал матч между легендами «Спартака» и сборной мира в память лучшего футболиста России 1995 года, легенды «Спартака» Ильи Цымбаларя, скончавшегося в декабре 2013-го в возрасте 44 лет. Одним из участников мероприятия стал бывший защитник сборной России, «Спартака» и
«Локомотива» Роман Шишкин.
В интервью «Известиям» он вспомнил, как Цымбаларь его тренировал, поделился мнением о нынешнем состоянии своих бывших клубов и целесообразности проводить матчи сборной России в условиях ее отстранения от международных соревнований.
«Одни легенды вокруг»
— Чем сейчас занимаетесь?— Ты же анонсировал, что я завершил карьеру. Теперь пости новость, что я возобновляю (смеется).
— Где?— Так тебе всё расскажи. Сейчас еду подписывать контракт с «Народной командой» — в Одинцово играем в Медиалиге. Пусть народ приходит на трибуны — нам очень нужны болельщики и поддержка.
— Вы сыграли за команду ветеранов «Спартака» против сборной мира в матче, посвященном памяти Ильи Цымбаларя. Как вам атмосфера?— Прекраснейшая. Одни легенды вокруг. А мне вдвойне приятней — я на этих легенд смотрел в детстве в Воронеже по телевизору. Сейчас нахожусь в одной раздевалке — конечно, незабываемые ощущения. Олег Иванович [Романцев] с Саламычем (Станислав Черчесов. — «Известия») руководят. Что может быть лучше?
— Илья Цымбаларь завершил карьеру игрока, еще когда вы были ребенком, но для вас он всё равно не просто человек из телевизора — вы пересекались, когда он был главным тренером дубля «Спартака» в 2003–2004 годах, а вы там начинали играть.— Еще как пересекались. Он не только дубль тренировал. Илья Владимирович еще тренировал в школе «Спартака» 1987 год рождения. Мои первые шаги в футболе были при нем. И потом да, как раз они с Мирославом Ромащенко взяли меня в дубль.
— Многому вас научил?— Конечно, многому. Все-таки многие не любят такое выражение, как спартаковский стиль, но у меня он с детства был в голове. Я на них смотрел, наблюдал, что такое дальняя нога, что такое забегание, что такое стеночки. И там же игра в обороне в «Спартаке» Романцева для меня показательной была. Поэтому, когда такие люди из той команды, как Цымбаларь и Ромащенко, не только тренировали, но и на своем примере показывали — это, конечно, дорогого стоит. Благодаря им у меня получилось то, что получилось.
— Цымбаларь мог преуспеть как тренер взрослых команд, если бы не умер так рано?— Он ведь к этому моменту и сделал первые шаги в тренерской карьере во взрослых командах. Илья Владимирович был прекрасным футболистом. И, учитывая его напористый характер, он мог бы стать хорошим тренером в основных командах, набравшись опыта на этом уровне. Но это только Бог знает.
— Вы упомянули ассистировавшего Цымбаларю и Сергею Родионову в дубле «Спартака» Мирослава Ромащенко, который потом и возглавлял этот дубль, а в дальнейшем успешно трудился ассистентом Станислава Черчесова в сборной России и множестве клубов. Как вам его последние успехи в «Ахмате» в качестве главного тренера?— Пока тяжело говорить какие-то громкие слова. Он только недавно начал эту работу. Хотя отсутствие поражений в первый месяц на посту впечатляет. В любом случае я знаю Мирослава Юрьевича как хорошего специалиста — и по сборной, и по дублю. Он очень скрупулезно относится к своей работе. И сейчас, набравшись опыта, прекрасно понимает, что делает. Не зря он возглавил команду — пришел к этому, возглавив ее единолично, а не в качестве помощника. Сейчас у Ромащенко хорошо получается в этом качестве, но надо смотреть на дистанции. С Грозным всегда такие качели (улыбается). Поэтому просто хочется пожелать ему удачи.
«Если коротко, то качели»
— Почти все знают его только как помощника Черчесова, а про короткие периоды работы главным тренером «Томи» в 2008 году и белгородского «Салюта» в 2010-м уже давно забыли. Каким он был главным в дубле «Спартака»?— А ты помнишь, кто тогда был в той команде?
— Ужас, какой состав. Вы, Артем Дзюба, Федор Кудряшов, Дмитрий Торбинский, Дмитрий Тарасов, Алексей Ребко, может быть, кого-то еще я забыл из тех, кто потом на уровне РПЛ закрепился.— Об этом и речь. Все, кого вы перечислили, выступали на очень высоком уровне. Есть даже фотография со сборов в Сочи — она до сих пор ходит по интернету. И там все люди по-прежнему либо играют, либо еще недавно играли на высоком уровне. Хорошее было поколение. И заслуга тренеров дубля была высочайшая в их успехах.
— Говорят, что Дмитрий Тарасов тогда считался новым Егором Титовым.— Возможно. Вы знаете, в нашем с Димой 1987 году рождения столько было талантливых ребят, которые могли заиграть. Но, к сожалению, когда подходит переходный возраст, он становится определяющим. Поэтому второй Титов, не второй Титов, но Тарасов тоже сделал хорошую карьеру.
— Но он правда был креативным игроком тогда? Мы же по играм за «Томь», «Москву», «Локомотив» и сборную знаем его как жесткого оборонительного опорного полузащитника.— В детстве и юношестве он играл ближе к атаке. Такой box to box. Еще и рост позволял головой забить. Наверно, немножко повыше Дима стал ростом, чем Титов, поэтому его опустили ближе к обороне.
— Как вам нынешние «Спартак» и «Локомотив»?— Если коротко, то качели. Опять заоблачные ожидания — борьба с «Зенитом» за чемпионство. Но, как видите, немножко буксуют и «Локомотив», и «Спартак». Честно говоря, в причинах тяжело разобраться. Кто-то различные версии предоставляет: ошибки Абаскаля (Гильермо Абаскаль, главный тренер «Спартака». — «Известия»), неправильный выбор состава. Но мы же не участвуем в тренировочном процессе и не знаем, кто в каком состоянии. Тут надо изнутри смотреть и спрашивать у него.
— Кем себя больше ощущаете — спартаковцем или «железнодорожником»?— Вопрос такой с подвохом. Скажу так: я являюсь спартаковским воспитанником, первые шаги в футболе делал в «Спартаке». Но «Локомотиву» отдал семь лет. И очень благодарен этому клубу за всё.
— Какие перспективы у «Локо» сейчас?— Если честно, у меня были большие надежды по сравнению с тем, как начинался прошлый сезон, когда команда была около зоны вылета. Концовка прошлого сезона, когда «Локомотив» поднялся на восьмое место, обнадеживала. С учетом перспективной работы главного тренера Михаила Галактионова ожидания были большими. Проблески присутствуют, но нужна стабильность. Присутствует большая зависимость от Дзюбы. Две разные команды, когда он играет и не играет. Еще в обороне очень много проблем, как и у «Спартака». На мой взгляд, там «Локо» нужен лидер типа игравшего у них когда-то Ведрана Чорлуки или игравшего в «Спартаке» Самуэля Жиго. Который будет руководить обороной. Тогда, возможно, заиграет команда по-другому.
«Главное — люди, которые ему подносят снаряды»
— Сколько Дзюба еще отыграет на уровне РПЛ?— У Артема такое положение, что он уже давно набрался хорошего опыта. И у него такая позиция на поле, что в принципе, на мой взгляд, не нужны большой объем работы и работоспособность. Он очень хорош в подыгрыше, хорошо реализует моменты. Главное — люди, которые ему подносят снаряды. А они есть — и Пиняев, и Глушенков, и Баринов. Команда в целом хорошо укомплектована. Думаю, Дзюба еще пару лет способен поиграть. Он не опорник и не крайний защитник, где нужен объем работы, километраж. Артем хорош на своей позиции и сейчас это доказывает.
— В школе и дубле «Спартака» Дзюба был с таким же характером, как в бытность звездой?— Он с детства был хорошим игроком. Я его хорошо знал уже тогда. Артем 1988 года рождения. И часто его команда играла против нашей команды 1987-го. И часто Дзюба забивал нам, более старшим ребятам. И с каждым годом обрастал мышцами. Становился игроком. Плюс аренды в «Томь», «Ростов», тульский «Арсенал» его замотивировали и стимулировали доказывать всем, что он лучший. И это помогло ему в карьере.
«Лучше собираться, чем не собираться»
— Что скажете о сборной России? Насколько нужны ей нынешние товарищеские матчи в условиях отстранения от официальных международных турниров?— А приходится выбирать? Если говорить глобально про сборную, то только такие матчи и остается играть. Поэтому Карпину, естественно, тяжело. На мой взгляд, хорошо еще, что он хотя бы придумывает что-то необычное. Понятно, что любой вызов любого игрока — это сейчас условно, как говорит Головин: «Я приезжаю и некоторых ребят из состава не знаю». Думаю, что многие тоже не знают ребят, которые попадают в состав. Но если Карпин решил так, значит, это хоть какой-то креатив. Они разделили команду на две части и играют с теми дружественными странами, с которыми можно играть. А остальное что? От них ничего не зависит. От РФС ничего не зависит. Это всё политические моменты, поэтому остается действовать только так.
— Стоит ли вообще перестать проводить матчи сборной до возвращения нас на международные соревнования?— Я бы так не сказал. Всё равно эту энергетику сборной нужно футболистам ощущать. Они собираются, общаются, налаживают коммуникацию плюс проводят совместный тренировочный процесс. И Карпин для себя в плане опыта во главе сборной, наверно, хочет почувствовать какую-то практику. Понятно, что тяжело настраиваться на неофициальные матчи. Но думаю, что лучше собираться, чем не собираться.
Алексей Фомин