С уходом Дуймовича снова стали говорить о провалах в центральной зоне, неэффективности игры опорников и т.д.
Любопытно, впрочем, то, что сегодняшний матч ознаменовался провалами, но провалами отнюдь не в центральной зоне, а на флангах, которые у нас номинально считаются сильными.
То и дело или Тарасов, или Глушаков оказывались у боковой линии, пытаясь отобрать мяч у крайних спартаковских хавбеков. Отсюда и возникает изначально мысль о том, что, мол, опорники не успевают. Но следующая мысль: «Минуточку, а какого хрена опорники отбирают мяч у боковой линии? Где фланговые игроки?» сразу же переводит взгляд на крайних защитников (которые находятся в полупозиции между средней линией и штрафной) и вингеров (которые, в принципе, отбором мяча заниматься не должны).
Можно возразить, конечно, что, раз опорников двое, то, почему они должны просто стоять и держать непойми кого, когда игрок на фланге идёт с мячом, не встречая никакого сопротивления? Вот именно отсюда и начинается игра в «бей-беги-догоняй-отбирай-зарабатывай штрафной», т.е. схема, по которой было забито около 50% голов «Локомотива».
Чтобы объяснить, что я имею в виду, в качестве метафоры я приведу торт. Да-да, тот самый праздничный чемпионский торт образца 2004 года. Целостный, твёрдый, ломает зубы при укусе.
С тех пор от него потихоньку отрезали кусочки, причём отрезали именно с краёв: сначала с края не стало Гуренко, потом Евсеева, Измайлова, Спахича, Ивановича, Самедова, а уход Билялетдинова и вообще превратил левую часть торта в пустоту. Нет там ничего.
Единственный левоногий футболист в команде, Торбинский, который стал знаменитым именно за игру на своём фланге, какими-то неведомыми путями оказывается то на правом фланге (и это с левой рабочей ногой!), то в центре. Обратная ситуация с Янбаевым: он был хорош как замена Ивановичу (во мне лично ещё теплится память того, как он в одиночку на своём горбу вывозил матчи и попросту выжигал свой фланг, утаптывая в грязь того же Шишкина, который теперь играет на его позиции).
Нынешняя схема подразумевает, что крайние защитники будут бороздить всю бровку, помогая и в обороне, и подключаясь к атаке (а ещё повышать рождаемость, тушить пожары и ловить преступников – но это в идеале). Главную слабость этой схемы обнаружил её создатель – Эленио Эррере. Он понял, что когда идёт контратака и крайние полузащитники получают мяч за спинами крайних защитников, слишком увлёкшихся атакой, получается выход четыре в три (крайний нападающий с мячом, плюс два нападающих или нападающий и другой крайний полузащитник – по вкусу, в общем), и эту проблему он решил, выпустив на поле ещё одного защитника: сквозь них и опорника двум нападающим соперника пробиться тупо сложно. У нас же получается так, что постоянные смещения опорников на фланги приводят к зияющим пустотам в центре. Вот так, с флангов, сегодня в наши ворота пришло два гола.
Но продолжим же нашу метафору. Чемпионский торт вообще делали очень скучно: забивали один-два гола и садились в такую глухую оборону, так что зрителям оставалось только развлекать себя, щёлкая семечки и дуя в дудки. Обращу ваше внимание, что в то время голы у нас забивали нападающие. Сейчас же забивает Алиев, и все счастливы. Сычёв, который от «Локомотива» отрезал сам себя новым контрактом (посмотрите его статистику ДО нового контракта и ПОСЛЕ – удивительная штука, знаете ли), просто бегает как безголовая курица, изредка радуя нас голами (эта фраза вызовет очень много ненависти и недоброжелательности в мой адрес, но смотреть на то, как Сычёв принимает мяч и как он с ним распоряжается, мне сегодня было физически больно).
Покупка Милевского не изменит ничего. В «Динамо» фланги работают на славу и Газзаев, как тренер достаточно консервативный, ставит левоногих полузащитников на левый фланг, правоногих – на правый, а крайние защитники доходят только до центральной линии. У нас же, с этим неимоверным хаосом на флангах и нападающими, не знающими, что делать с мячом как до, так и после его получения, его перспективы выглядят туманными: он не такой игрок, как тот же Веллитон, который нацелен только на ворота и чётко знает свою позицию и роль на поле; Милевский зависит от подач или чётко в ноги или от навесов – бороться за мяч для него чуждо.
Вот и получается, что самое вкусное в тортике нашем уже безвозвратно съедено, осталась только серединка, которую до сих пор не может затронуть та пустота на краях, которая, впрочем, уже вызвала частичное осыпание теста у наших ворот.
Схема 4-3-3 в «Локомотиве» не прижилась. Сначала казалось, что это только у Рахимова не получается, но нет – она тупо просто не работает в условиях нашего чемпионата и с нынешним побором игроков.
Я не вижу ничего, что могло бы стать толчком для внезапного улучшения игры в этом сезоне.
Остаётся только включить гениальную песню «Heartbreaker» группы с железнодорожным названием Grand Funk Railroad и просто перетерпеть матчи Лиги Европы. Может в межсезонье и произойдут какие-то перемены.