«Локомотив» – главный игрок РПЛ во время паузы на матчи сборных. Москвичи расстались с
Марко Николичем, которого сменил бывший тренер «Хоффенхайма», «Гамбурга» и «Кельна»
Маркус Гиздоль. Sports.ru уже анализировал работу Николича и удивлялся его увольнению, а также рассказывал об отношениях Гиздоля и консультанта (а, по сути, теневого руководителя) «Локо»
Ральфа Рангника и слабых сторонах нового тренера.
Спустя почти неделю после назначения Гиздоля все еще кажется, что без ежедневного контроля всех процессов Рангником амбициозный проект «Локомотива» громко провалится.
Другие кандидаты были интереснее: у Клауса есть перспектива и ген «Ред Булла», у Фавра – топ-опыт
Давайте честно: Гиздоль – самый слабый из всех кандидатов, чьи имена обсуждали инсайдеры.
Роберт Клаус из «Нюрнберга» казался логичным выбором. Да, без самостоятельного опыта в элите, зато за сезон 36-летний специалист превратил аутсайдера второй Бундеслиги в крепкую команду с претензией на верхушку таблицы. Клаус насквозь пропитан идеями «Ред Булла» (был ассистентом Рангника в одном из сезонов, всего почти 10 лет в системе «РБ»). Работа с Нагельсманном дополнила его футбольное образование, так что он наверняка смог бы не только кивать в дискуссиях о тактике с Рангником. Клаус только начал тренерский путь и ему было бы что доказывать даже в РПЛ.
Про
Люсьена Фавра тоже все понятно: во всех своих командах он выстраивал зрелищный атакующий футбол. Кроме того, бывший тренер дортмундской «Боруссии» был бы очень статусным вариантом для РПЛ. Хотя у Фавра свой взгляд на футбол, который далеко не во всем пересекается с Рангником: его «Дортмунд» пассивно прессинговал и медленно двигал мяч вперед.
Доменико Тедеско, вероятно, был креатурой технического директора «Локомотива» Томаса Цорна (а, значит, и менее вероятным кандидатом). Но и его достижения очевидны: серебро Бундеслиги с «Шальке», серебро РПЛ со «Спартаком» и адаптированность к России.
У Рангника вообще много учеников и хорошо знакомых тренеров по опыту в системе «Ред Булла». Многие из них тренируют клубы Бундеслиги и недостижимы для «Локомотива»:
Джесси Марш («Лейпциг»),
Марко Розе (Дортмунд),
Себастиан Хенесс («Хоффенхайм»),
Ади Хюттер (Гладбах). Но есть и те, кого могло бы заинтересовать предложение из Москвы и кто соответствовал бы статусу участника Лиги Европы.
Например,
Томас Леч, который при Рангнике дорос от молодежек «Зальцбурга» и его фарм-клуба «Лиферинга» до тренера главной команды. А в 2020-м Леч успешно сменил Леонида Слуцкого в «Витессе», заскочив с ним по итогам прошлого сезона на 4-е место. Или Александр Блессин, поочередно руководивший молодежными командами «Лейпцига» разных возрастов, а в прошлом сезоне запустивший самостоятельную профессиональную карьеру в бельгийском «Остенде». За сезон-2020/21 он почти затащил скромный клуб в еврокубки и был признан лучшим тренером чемпионата Бельгии.
Но Рангник привез Гиздоля. Тренера, которого пресс-служба «Локо» представила предельно емко: победитель Оберлиги Баден-Вюртемберга.
«Локо» теперь под полным контролем Рангника – даже на поле? Это объяснило бы приглашение Гиздоля
Главное достижение, которое и привело Гиздоля в Россию – знакомство с Рангником. Гиздоль познакомился с Ральфом через
Хельмута Гроса – ментора самого Рангника, который дал тому путевку в тренерскую профессию, позвав тренировать юношей «Штутгарта», а потом был его советником в «Хоффенхайме» и «Ред Булле».
Гиздоль спасал от вылета «Хоффенхайм» и «Гамбург», а также работал в кризисном «Кельне». Может показаться, что беда Гиздоля – как раз в состоянии достававшихся ему клубов, в которых не было времени на перестройку. Маркус сетует на это в свежем интервью Kicker: «Я хочу примерить на себя другую роль. В «Хоффенхайме», «Гамбурге» и «Кельне» на меня смотрели как на спасателя, пожарника. Но до этого у меня всегда были команды, которыми я чаще побеждал, чем проигрывал. Теперь хочу добиться этого и с «Локо».
Говорить, что в «Хоффенхайме» Гиздоль был лишь пожарником – странно. После спасения у него было два с лишним сезона на выстраивание команды, ради этого Маркус даже отказался от приглашения Рангника возглавить «РБ Лейпциг» в 2015-м (Ральфу пришлось самому возобновить тренерскую карьеру, чтобы вывести клуб в первую Бундеслигу). Однако все закончилось тем, что позже стало привычным – зоной вылета и увольнением.
Получается, что:
- Гиздоль – довольно слабый тренер, который ни разу в карьере не смог построить стабильную и сбалансированную команду. Его «Хоффенхайм» много забивал (в среднем – 1,93 гола за игру), но и много пропускал (1,78). Его «Гамбург» и «Кельн» просто много пропускали (1,62 и 1,89 соответственно);- Гиздоль никогда не был близок к тактическим идеалам Рангника. Возможно, взгляды на футбол у Гиздоля и родственные Рангнику, но на практике он этого продемонстрировать ни разу не смог. Даже если говорить о его любимой схеме – чаще всего Гиздоль использовал 4-2-3-1, а в «Кельне» периодически использовал и схемы с тремя защитниками. Опыта с 4-2-2-2, которые Рангник ставил в «Ред Булле» и на которые, судя по всему, с его подачи перешел «Локомотив», у Гиздоля практически нет.Как самостоятельный главный тренер Гиздоль «Локомотиву» не подходит ни по каким критериям. Чем тогда обусловлен выбор Рангника? Конечно, важную роль сыграло, что Гиздоль был доступен прямо сейчас. Но если главный аргумент – невозможность пригласить желаемого тренера, можно было просто не увольнять Николича, и подождать хотя бы до зимы.
Видимо, Рангнику не терпелось закрепить полную власть в проекте «Локо». Единственный расклад, при котором назначение Гиздоля выглядит объяснимо – если Рангник готов лично участвовать в работе нового тренера. Со слов самого Ральфа мы уже описывали, насколько плотное вмешательство в дела тренерского штаба он допускает для себя во главе спортивного отдела.
Сейчас напрашивается еще более ручное управление: Гиздоль руководит повседневным тренировочным процессом по конспектам Рангника, советуется с ним по каждому решению и претворяет его идеи в жизнь. То есть Рангник стал бы кем-то вроде тренера на удаленке, а Гиздоль – де-факто его помощником у кромки поля, несмотря на формальный статус главного. О таком разделении ролей говорит Telesport.
В «Ред Булле» Ральф сам занимал пост тренера в переходные периоды – в уже упомянутом сезоне, когда надо было вывести «Лейпциг» в элиту, а также когда ждали Юлиана Нагельсманна. На еще один полноценный тренерский камбэк Рангник, видимо, не готов – возможно, из-за статуса «Локо» и РПЛ.
Но все же, похоже, «Локо» учится играть по-редбулльному под непосредственным надзором создателя этой модели. Судя по всему, Гиздоль продержится ровно до момента, пока не освободится более подходящий кандидат – контракт с Маркусом подписан до конца этого сезона.
«Мне нравится идея играть в тот футбол, который у меня в плоти и крови, потому что ему я учился. Для меня это возвращение к корням», – заявил Гиздоль Kicker в первом интервью после назначения в «Локо». Может, это и так – изучить, как играли его команды в низших дивизионах в середине нулевых, невозможно. Если все получится, Рангник руками Гиздоля заложит фундамент новой жизни «Локомотива».
Пока же это больше похоже на карточный домик, который прямо сейчас без полного контроля архитектора просто рухнет.
Фото:
РИА Новости/Павел Бедняков; Gettyimages.ru/Thomas Starke/Bongarts; globallookpress.com/Swen Pförtner, O.Behrendt via www.imago-images.
Илья Коваль