Голкипер «Локомотива» Маринато Гилерме стал первым вратарём из Бразилии, который сыграл в чемпионате России. Правда, поначалу дела у Гилерме не ладились – из-за травм он долгое время не выходил на поле. Но в 2009 году бразилец своей игрой сумел убедить главного тренера Юрия Сёмина в том, что достоин быть вратарём номер один. О том, как ему удалось пережить непростые времена, о жизни в России и многом другом Гилерме рассказал «Гудку».
– Гилерме, в вашей родной Бразилии в цене нападающие и полузащитники. Вы, наверное, тоже начинали играть в поле или сразу встали в ворота?
– Когда в 7 лет я начал заниматься футболом, то играл в поле. Но у меня далеко не всё получалось. И в один из дней, когда наш голкипер заболел, меня попросили его подменить. Играть в воротах мне сразу понравилось, и с тех пор в поле я больше не выходил.
– Но вы однажды гол забили…
– Да, ещё в Бразилии, играя за юниорскую команду, на последних минутах пошёл в штрафную площадку и забил гол ударом головой. Но это единичный случай. Я – вратарь. И играть в поле меня не тянет. Но если команда проигрывает и надо будет спасать ситуацию, могу вновь на последних минутах пойти в штрафную площадку соперника и помочь забить гол.
– Вы как-то рассказывали, что начинали свою карьеру в футзале. Так?
– Да, в Бразилии существует такой подход к подготовке футболистов. Сначала мальчишки начинают играть в зале, а уже потом переходят в большой футбол. Дело в том, что, занимаясь в футзале, можно отточить технику работы с мячом. Вот и я в 6 лет начал играть в зале. – Сильно ли отличаются методики вратарских тренировок в России и Бразилии?
– В Бразилии приходилось заниматься намного больше. У вратарей несколько раз в неделю бывает по две тренировки в день. К тому же мы должны были выйти на тренировку на час раньше остальных, чтобы сделать специальные вратарские упражнения.
– Что вы слышали о российских вратарях до того, как приехали сюда? Например, о Льве Яшине? Или Сергее Овчинникове, который долгое время был первым номером «Локомотива»?
– Откровенно говоря, раньше у меня были скудные сведения о российском футболе. И только после перехода в «Локо» узнал, что в вашей стране было много классных вратарей. О Льве Яшине уже в Москве узнал. С Сергеем Овчинниковым и Зауром Хаповым познакомился… Впрочем, судя по матчам чемпионата России, с вратарями здесь и сейчас всё в порядке.
– Когда вы приехали играть в Россию, к вашему появлению многие отнеслись скептически. Мол, хороших вратарей в Бразилии можно встретить редко…
– Это ошибочное мнение. И вратарская школа у нас достаточно сильная. Просто так сложилось, что селекционеры, приезжая в Бразилию, следили в основном за игроками атакующего амплуа – нападающими, полузащитниками. Вратарям же внимания уделяли меньше. Первый бразильский вратарь, который уехал играть в Европу, – Клаудио Таффарел в «Галатасарай», затем уехал в «Милан» Дида. Они приоткрыли дверь в Европу, и сейчас достаточно много бразильских голкиперов играют в странах Старого Света. Вот и я, когда приехал в Россию, был уверен, что смогу закрепиться в «Локомотиве». – Вы не сразу заиграли в «Локомотиве» – мешали травмы. Не было ли соблазна сменить обстановку, уехать в другую страну или вернуться в Бразилию?
– Даже мысли такой не появлялось. Наоборот, хотелось доказать, что я – хороший вратарь.
– Зато условия для игры – разные. Как вам, мягко говоря, не всегда хорошие поля, на которых доводится играть клубам премьер-лиги? В Бразилии таких, наверное, и не встретишь…
– Вот здесь вы ошибаетесь. У нас лишь недавно с полями стало лучше. Когда я начинал профессиональную карьеру, то, выступая за молодёжные команды, играл на очень плохих газонах. И перелёты были частые и долгие. Иногда времени не хватало для того, чтобы восстановиться и подготовиться к следующему матчу. Зато такая закалка помогла мне быстрее адаптироваться к российскому футболу.
– В быту сложности были? Всё-таки – чужая страна, чужой язык, чужие люди…
– Любой иностранец, который приезжает в другую страну, не зная языка, испытывает определённые трудности. Вот и мне поначалу было непросто. В магазине не мог объяснить, что мне нужно. Помню, пытался купить курицу. Продавцы меня не понимали, так что пришлось разыграть спектакль – кукарекать, хлопать руками, как крыльями. – Вы следите за играми нашей национальной команды?
– Да. Смотрю игры отборочного турнира чемпионата Европы.
– Вы знаете, что ваш земляк, нападающий московского «Спартака» Веллитон, может принять российское гражданство, чтобы сыграть за сборную России. Как к этому относитесь?
– Дело в том, что и я, и Веллитон уехали из страны в молодом возрасте. Я сыграл в чемпионате Бразилии всего около 30 матчей. Потому на родине мы не очень известны. Что касается Веллитона, то начни он выступать за вашу сборную, то это пошло бы на пользу и ему, и российской команде. Но я не знаю… А может, Веллитон мечтает непременно играть за сборную Бразилии? Или он хочет играть просто на уровне сборных? Но я бы на его месте не торопился принимать решение. Лично я хочу играть именно за сборную Бразилии. В нашей команде сейчас идёт процесс перестройки, и шанс наверняка будет. Тем более что в Бразилии транслируют матчи российского чемпионата, и у тренеров, болельщиков есть возможность увидеть, как мы играем. Это отличная мотивация для того, чтобы играть как можно лучше. – Кстати, об игре… В начале сезона «Локомотив» не блистал, были сложности летом, и сейчас команда борется лишь за попадание в пятёрку.
– Что касается начала чемпионата, то причины тех неудач мне непонятны. Мы тренировались, старались, переживали, но не было результата. Но сейчас важно то, что мы нашли в себе силы выправить ситуацию. И сейчас выигрываем, играем в хороший футбол. И верим, что сможем завершить сезон достойно. Беседовали Роман Вишнёв и Юлия Крапива.