В прошлом году отец Динияра Билялетдинова стал заслуженным тренером России. Десять лет работы в «Локомотиве» - сначала в спортшколе, а с 2004-го во главе дублирующего состава команды – принесли специалисту почетное звание. Но судьбе было угодно так, что именно в 2010-м Билялетдинов покинул насиженное место. Новому руководству «Локо» оказался не нужен опытный тренер, воспитавший для основного состава Концедалова, Глушакова, Бурлака, Ефимова, Камболова, Минченкова, Гатагова и многих других футболистов. Сейчас Ринат Билялетдинов в творческом отпуске, который, как он надеется, будет недолгим.
- Чем занимаетесь, Ринат Саярович?- Физическим трудом. Вот, например, перед вашим звонком очищал дачный участок от снега. На свежем воздухе хорошо. Попутно просматриваю свои конспекты, диски с записями матчей дубля «Локомотива» разных лет. Что-то переосмысливаю. Знаете, это очень полезно – посмотреть на футбол со стороны. Но при этом, конечно, готовлю себя к новой работе.
- Предложения поступают?- Да, причем, из разных дивизионов. Предлагали возглавить дубль одного клуба премьер-лиги, но я отказался. Там сейчас есть главный тренер, который в случае моего согласия стал бы помощником. Мне это не нужно. На живое место не пойду никогда. Кроме того, можно было поехать в Африку, в одну из франкоязычных стран, но надо и о семье думать. Тем более, ситуация позволяет не торопиться. Хотелось бы найти работу не на полгода, а с перспективой.
- Вас все воспринимают как молодежного тренера, а нет желания шагнуть на следующую ступеньку?- Я вот тоже думаю: раз с «Локомотивом» так получилось, может, применить накопленные знания на более высоком уровне? Что такое взрослый футбол, знаю не понаслышке: в 1997 году тренировал команду второй лиги МИФИ. Кстати, тогда ко мне из московского «Динамо» попал еще никому не известный Денис Бояринцев. Я ему сразу сказал: «Будешь нормально работать – через год пойдешь на повышение». Так и получилось. Из моей команды Бояринцев перешел в «Носту», а оттуда в «Рубин», где его уже узнала вся страна.
- Интересно, сколько игроков за годы работы в «Локомотиве» вы подготовили для первого дивизиона и премьер-лиги?- 37. Пришлось подсчитать, когда готовил документы на заслуженного тренера России. А недавно одно независимое зарубежное агентство провело мониторинг, и у них получилась другая цифра: 45 игроков в возрасте до 24 лет - вот, оказывается, сколько «на моей совести»! Еще мне сказали, что суммарная стоимость этих футболистов на трансферном рынке составляет сейчас 37 миллионов долларов. Это не считая моего сына Динияра, который у меня тренировался до 17 лет, и целой группы ребят 1992-94 годов рождения, не попавшей в список. Я всего этого не знал и был приятно удивлен.
- Когда поняли, что в «Локомотиве» вам не дадут работать?- Еще в августе, когда в клубе начались массовые увольнения людей, многие из которых пришли в «Локомотив» еще в 90-е. Это были охранники, электрики, сотрудники коммерческого отдела и многие другие профессионалы своего дела. Классический пример из серии «новая метла по-новому метет». Примерно в то же время мне не дали заявить в дубль двух новых игроков 1994 и 1992 годов рождения. Тот парень, который постарше, по манере игры напомнил мне Диму Сенникова. Такой же бесстрашный и впитывал все как губка! С ним было бы интересно поработать, но, увы… А когда клубное начальство раскритиковало меня за выступление дубля на мини-турнире, где также принимали участие «Локомотив-2» и основной состав, мне стало окончательно ясно: это конец.
- Что конкретно не понравилось начальству?- То, что в первом матче я выпустил на поле трех 16-летних игроков из школы и еще трех ребят, находившихся на просмотре взамен уехавших в юношескую сборную. Мне сказали: «Кого ты ставишь?». Да, с моей стороны это был риск, но зато сразу стало видно, кто чего стоит.
- Новый президент «Локомотива» Ольга Смородская, придя к власти, провозгласила курс на экономию средств. Вашей команды это коснулось?- Еще как. Во-первых, были отменены даже те небольшие премиальные, которые выплачивались при Николае Наумове. Во-вторых, стали экономить на перелетах. Меня спрашивали: «Зачем вы летите этим самолетом? Есть более дешевые рейсы». Я объяснял, что мы давно пользуемся услугами определенной авиакомпании, получая взамен различные преференции. Например, отдельную стойку при регистрации или возможность поменять билеты в день вылета, когда нам отдавали того или иного игрока из основы. Однажды мы опаздывали на рейс – так ради нашей команды даже немного задержали вылет, представляете! Но меня никто не послушал. Из-за разницы в три тысячи рублей нас пересадили в другой самолет с негерметичной дверью, не закрывающимися столиками, обшарпанными креслами, в которые игроки ростом метр семьдесят упирались коленками, и где трясло так, что временами становилось не по себе. Вот вы сели бы в такой самолет? А представляете чувства родителей, чьи сыновья летали на выездные матчи в таких условиях?!
В общем, я считаю, экономили не на том, на чем нужно экономить. При этом требовали побед и красивого футбола. Мои доводы, что у нас в составе играют ребята на 2-3 года моложе, чем у соперников, в расчет не принимались.
- А почему так получилось?- Потому что перед началом сезона по договоренности с «Локомотивом-2» туда перешли восемь наших игроков 1990 года рождения и двое человек на год старше. И в итоге, пройдя суровую школу второго дивизиона, они помогли команде Евгения Харлачева показать достаточно хороший результат. Мы же сознательно пошли на омоложение состава, чтобы дать шанс новым ребятам. С точки зрения занятого места (дубль «Локо» в минувшем сезоне финишировал пятым – прим.Ю.Б.) могли, конечно, выступить и получше. Но ведь главная задача у дубля, как известно, другая – готовить кадры для основной команды, добиваться, чтобы молодые игроки прогрессировали. Жаль, что не все руководители клубов это понимают…
Юрий Бутнев из Москвы.