Экс-президент «Локомотива»
Николай Наумов – о
Николиче и преображении его команды.
* У «Локомотива» весной 8 побед подряд — 6 в
РПЛ и 2 в Кубке
* Николич нашел новую позицию Жемалетдинову (с фланга перевел на позицию
десятки), реанимировал Смолова, пачками подпускает молодых (8 воспитанников в игре со «Спартаком»)
* За 5 туров до конца «Локо» идет на 3-м месте, отставая от «Спартака» на одно очко
— Вы изменили мнение по поводу Николича?— Оно меняется в очень позитивную сторону. Смотрел матч со «Спартаком» — и у меня было такое ощущение, что это команда Семина. Настолько гармонично она действовала. Надо отдать должное Николичу, он кардинально ничего не ломал, добавил свои знания и штрихи — и команда по-новому засверкала.
Он продолжает давать шансы молодым, которые начинали еще при Семине. Это и Мухин, и Рыбчинский, и Куликов и многие другие. Плюс гораздо сильнее заиграл Жемалетдинов, это просто открытие сезона, очень здоров выглядит. Ну и Федор Смолов вернулся, Гилерме выглядит снова уверенно. Вся команда против «Спартака» играла очень внушительно. Несмотря на то, что «Спартак» много атаковал в начале, у меня не было сомнений, что «Локомотив» победит.
— По качествам Смолов — топ-футболист, но последние пару лет он редко это показывал. Психология?— У него всегда был высокий потенциал, но случилось то, что случилось. Была психологическая травма после сборной, потом физические травмы последовали, но сегодня это человек, который отдохнул от футбола и очень по нему соскучился. Выходит с горящими глазами, вот и результат. Думаю, его надо возвращать в сборную.
— Перед весной были новости, что Николича в любом случае уберут в конце сезона. Что думаете?— Леонченко — футбольный человек, он эти вещи должен хорошо понимать. Есть такая поговорка: лучшее враг хорошего. Сейчас у клуба все идет нормально, и что-то ломать — нецелесообразно.
Конечно, все будет зависеть от того, как пройдет концовка сезона. Календарь у «Локо» сложный — игры с «Зенитом», «Динамо», «Ростовом». Если команда при Николиче будет играть на том же уровне, то ему надо дать возможность продолжить работу.
Надо отметить, что Николич не стал паниковать после трудных моментов. С другой стороны, давление было больше на Кикнадзе. К Николичу как раз отношение было не очень-то негативным, все понимали, что причем тут тренер, его пригласили — он пришел.
Теперь появилась возможность подготовить команду, и он показывает, что умеет работать. Как дальше пойдет — трудно сказать, но мне кажется, что у Николича есть характер, есть свое понимание футбола. Это главное.
Я скептически относился к нему, предсказывал, что он уйдет вслед за Кикнадзе, но те результаты, который, он показывает после сборов, меня переубеждают, что он, наверное, достойный тренер. Но еще раз: надо посмотреть, какая будет концовка сезона.
— Не очень понятно, где теперь будет играть Антон Миранчук.— Ему найдет место, когда наберет кондиции. Видите, у Николича такая методика, что он не торопится вводить в состав, дает полностью восстановиться, набрать форму. После этого у Антона будет больше времени, и он начнет выходить в старте.
Меня больше смущает крайние защитники: правый — Живоглядов — мне не очень нравится, он позиционно слаб. Рыбус — силен, но из-за травмы приходится ставить молодого. Наверное, здесь нужно усиление. Как и в центре защиты. Чорлука уйдет, останется два защитника. А Лысцов, к сожалению, не показывает, что от него хотят видеть.
— На замену в дерби со «Спартаком» вышло 4 воспитанника «Локо», плюс еще 4 играли в старте. Впечатляет?— Да. Очень правильная позиция, Николич продолжает работу Семина. Помните, как тот тонко подводил Баринова — то даст возможность сыграть, то уберет, и в конце концов Баринов вырос.
Ну вообще академия «Локомотива» — самая сильная в России. Во-первых, она компактно расположена, очень легко работать с детьми, хорошо подобран тренерский и педагогический состав. Смородская хотела поломать систему, но, слава Богу, ей это не удалось.
Что она делала? Она же убрала интернат, хотела общеобразовательную школу закрыть. Говорили, пусть идут в любую московскую и там учатся. Эту школу открыл еще Филатов, потом мне удалось ее оставить, хотя хотели закрыть, но Смородская считала, что пусть дети учатся где хотят, не понимала, зачем тратить деньги на это. Хотя зарплаты учителей по сравнению с заработком футболистов — это копейки. А система очень удобная — можно подстраивать расписание уроков под тренировки. Хорошо, что когда пришел Геркус, он все восстановил. Сейчас интернат работает.
— Первый тренер Мухина рассказывал, что Семин помог игроку попасть в академию «Локо». Знаете такую историю?— Вполне возможно, что так было. Семин всегда внимательно следил на молодежью. При мне у него помощником был Черевченко, вот он по поручению Семина занимался молодыми. Не исключаю, что Семин видел в Мухине то, что мы видим сейчас.
Вызов в сборную? Это несколько удивило, да. Как понимаю, это аванс от Черчесова — молодому игроку. Даже если парень не сыграл бы, он почувствовал раздевалку, стал увереннее выглядеть по возвращению в клуб. В этом плане Черчесов мудро поступает.
— Сообщалось, что если Николич все же уйдет летом, один из кандидатов на замену — Черевченко. Как вам?— Очень хорошо знаю Игоря, его потенциал — это очень сильный тренер. Он много не говорит, такого аналитического склада ума человек. И настолько глубоко понимает и знает игру, что ему легко донести то, что он хочет от игроков. Посмотрите, как он реанимирует футболистов, команды, куда бы он не пришел. Это не случайность, это его тренерский талант. Думаю, если вдруг решать расстаться с Николичем, то Черевченко реальный кандидат, чтобы тренировать «Локомотив».
— Ранее сообщалось, что немецкий специалист Рангник может стать спортивным директором «Локо». Как относитесь к этому?— Слышал об этом. Наверное, это правда. Не могу на сто процентов это сказать, но есть свой источник, который говорит, что вроде так и будет.
Но вообще я лично не знаком с Рангником, не знаю, что он за специалист. Но в принципе я всегда был против того, чтобы иностранцев назначали на должность спортивного директора. Главным тренером, да, можно, но спортивный директор должен хорошо знать российский рынок, систему юношеского футбола, которая отличается от того, что есть в Германии.
Вот Рибалта поработал в «Зените», а теперь, наверное, будет кто-то из россиян. В «Локо» же работали немцы, при Рашиде Рахимове много австрийцев пришло, но, к сожалению, как правило, опыт получался неудачный.
Второй момент: мне кажется, у нас в России несколько неправильно понимают должность спортивного директора. Мы понимаем ее так, что человек должен заниматься исключительно селекцией. Но, думаю, селекцией пусть занимаются селекционеры, а спортивный директор должен координировать работы всех тренерских штабов в клубе — от главной команды до академии. Чтобы была одна философия подготовки игроков, и ребятам проще было подниматься из одной команды в другую.
Если брать с точки зрения селекции, то это совсем другая роль. В моем понимании на нее вряд ли подходит иностранец.
Артем Терентьев