Один из помощников Анатолия Бышовца поведал о своем прошлом в коллективе физкультуры и работе с защитниками «Локомотива».
- В тренерском штабе, собранном Бышовцем, вы, пожалуй, самый культовый и известный персонаж. В пору игровой карьеры вы были любимцем спартаковских болельщиков. - Карьера игрока и тренерская работа – это совсем разные занятия. И не такой уж я культовый: все-таки Владимир Лютый - олимпийский чемпион, и Сергей Герасимец тоже поиграл в хороших командах. И теперь, когда мы стали тренерами, нет смысла считать, у кого сколько титулов.
- Но все равно вы были очень популярны. Помню, в 2001-м вы уже не играли, а в фанатском магазине продавался красный вымпел с вашим портретом. - И все же на тренерскую работу это никак не влияет.
- А когда вы начали тренировать? - В том самом 2001-м. Пришел в одну из команд первенства КФК, «Алмаз» называлась. Там тренировки проводились только два раза в неделю. Хотя задачу начальство мне поставило, и за два года я ее решил: вывел команду во вторую лигу. Но потом не нашлось финансов, чтобы ее содержать. После этого был помощником Анатолия Федоровича в разных клубах: в португальском «Маритиму», в «Химках», два года назад – в «Томи».
- А теперь пришли в «Локомотив», который, в отличие от прежних клубов, нацеливается на золото. Разницу почувствовали? - Помимо чемпионства у «Локо» амбициозные планы и на евроарене. Это, конечно, другой уровень по сравнению «Химками» или «Томью». Но в «Маритиму» боссы ждали от нас выхода в еврокубки. Эта команда пятая-шестая в Португалии. Не суперклуб, конечно. Но жесткие задачи на сезон, поставленные руководителями, мне знакомы. Хотя в «Локо», конечно, другие требования. И другая ответственность.
- Последним российский клубом, где вы играли, были «Крылья Советов»? - Я там около полугода пробыл. Можно сказать, толком и не играл, больше на замены выходил. Тогда уже подумывал о завершении карьеры. Хотя силы еще оставались, и в 99-м поступило предложение от португальской «Алверки». Португалия для меня не чужая страна, я довольно долго там играл и хорошо жил. Так что, как только появилась возможность туда вернуться, даже не раздумывал.
- По жизни вы идете с Бышовцем – «Локо» уже четвертый клуб, где вы вместе работаете. Кажется, у него нет другого такого верного помощника. - Мы понимаем друг друга и в профессиональном плане, и в человеческом. Он знает, что я разделяю его взгляды на футбол и как со мной работать. А я, в свою очередь, знаком с его требованиями и знаю, как их выполнять. В 90-м году он вызвал меня в сборную. И с тех пор у нас сложились хорошие отношения, сначала как у игрока с тренером, а потом как у коллег.
- Новому штабу «Локомотива» уже больше полутора месяцев. Работать сложно? - Не скажу, что работа адски сложная. Потому что она интересна. Возможно, она и вызывает усталость, но только ту, которая приносит удовлетворение. Конечно, тратишь энергию, моральную и физическую. Ведь постоянно в контакте с людьми. Несмотря на то что ты помощник, приходится много думать, анализировать, быть в курсе событий, мнение высказывать. У каждого из нас свой набор обязанностей. Хотя последнее слово все равно за главным тренером.
- А за что отвечаете вы? - Работаю больше с оборонительной линией. Все-таки защитником был, могу кое-что подсказать, особенно молодым. Вместе с другими тренерами обсуждаю, как организовать командные действия в обороне, независимо от амплуа.
- Вы можете, например, сказать главному: нам нужен другой центральный защитник? - Могу высказать свое мнение, посоветовать, но не требовать. Это уже Бышовец будет просить руководство купить игрока на ту или иную позицию.
- Линия обороны «Локомотива» полностью укомплектована? - Если учитывать что впереди чемпионат, Кубки России и УЕФА, то люди еще нужны.
- Работаете с кем-то индивидуально или со всеми защитниками сразу? - Индивидуально работаю с молодежью из дубля. А с Сенниковым, Фининьо и другими зрелыми футболистами отрабатываем общие тактические действия по плану главного тренера. Они игроки квалифицированные, и индивидуально с ними работать не обязательно.
- «Локомотив» купил итальянского вратаря, который, похоже, станет основным. На каком языке он будет общаться на поле с партнерами? - На русском. Уверен, чтобы выучить то количество русских слов, что нужно для общения с защитниками, много времени Пелиццоли не потребуется. Мое мнение: все игроки команды должны общаться по-русски, то есть всем легионерам надо выучить его, насколько это необходимо.
- И даже бразильцам? У вас уже есть Фининьо, Селсиньо. Возможно, появится еще кто-то. В ЦСКА, например, бразильцы ленятся усвоить язык хоть немного. - Не знаю, как там у армейцев. Я высказал вам свое мнение.
- Активность «Локомотива» на трансферном рынке заставляет ожидать серьезных кадровых перетрясок. - Костяк все равно сохранится. Произошли перемены. Но сейчас ситуация нормализовалась, все в рабочем режиме.
- А все-таки за что исключили из команды Евсеева? - Знаете, вы не по адресу обращаетесь. Если бы это было мое решение, я вам сейчас его обосновал бы.
- Там звучала формулировка «непрофессиональное отношение к тренировочному процессу»… - Я не знаю, какая была формулировка. И добавить мне нечего.
- Юрий Семин часто приезжает на сборы? - Да, у него хороший контакт с командой и тренерами.
- Что значит «контакт»? - Юрий Павлович приезжал на португальские сбор. Скоро приедет и сюда, в Турцию. Будет смотреть контрольные матчи.