Продолжение интервью «СЭ» с Владимиром Кузьмичевым, который в «Локо» курировал академию, дубль и «Казанку», а также отвечал за российское направление в селекции.(часть 1)
Спасибо Миранчуку, что клуб получил больше, чем отступные
— Продажа Миранчука в «Аталанту» в том формате, в котором это произошло, — это удача для «Локо» или нет? До клуба из 14,5 миллионов евро дошло, согласно упомянутой справке, меньше 10 миллионов.
— Здесь нужно сказать спасибо Леше и его агенту Вадику Шпиневу, которые пошли навстречу клубу и дали «Локомотиву» заработать больше, чем было прописано в контракте. Ведь отступные составляли 8 миллионов евро. И, кстати, многие забывают, что этот пункт появился при Геркусе, а не при Кикнадзе.
— Вопрос к Кикнадзе, наверное, не из-за отступных, а из-за его слов, что «дешевле 20 миллионов не продадим». А когда-то из его уст звучали и 80 миллионов.
— Хотели 20-25. И наверняка вышли бы на эту сумму, тогда и «Локо» получил бы больше. Но рынок из-за пандемии просел. Подчеркну еще раз, что Алексей поступил очень порядочно. Мог подождать еще полгода и всю эту сумму забрать себе в виде подъемных в качестве свободного агента. Но он этого не сделал. Более того, при переговорах с «Аталантой» еще и пошел навстречу родному клубу.
— «Локомотив» не пытался продлить с ним контракт, исключив пункт об отступных?
— Пытался. Мы делали хорошее предложение, но Леша был решительно настроен на отъезд. Деньги для него не стоят на первом месте. По новому соглашению он получал бы больше, чем в «Аталанте», однако Алексей принял твердое решение о зарубежном клубе.
— Он не разочаровался в своем решении уехать? Пока дела складываются не лучшим образом.
— Нет. Он понимал, на что идет. Тем более уезжая к такому тренеру, как Джан Пьеро Гасперини. Важно, что именно этот специалист хотел видеть Миранчука в своей команде, это не было решением спортивного директора или еще кого-то. Леша знал, через что надо пройти. В команде к нему хорошо относятся, я думаю, в скором времени Миранчук заиграет.
— Вы давно знаете братьев. Как они отнеслись к критике Станислава Черчесова на телевидении?
— Любому будет неприятно слышать подобное. Но Саламыч — он такой. Ни под кого не подстраивается, говорит что думает, порой резковато. Мне бы на месте братьев было неприятно, но я бы подумал: значит, заслужил. Хотя другой тренер не стал бы выносить это на широкую аудиторию.
— Возможно, наедине это тоже произносилось много раз, однако время идет, а тот же Алексей Миранчук так и не может стать лидером в сборной, вести партнеров за собой в отсутствие Головина.
— Братья понимают, что пора брать на себя лидерские функции, но чего-то пока не хватает. Может, волнуются. Если в «Локо» знают каждый закуток, чувствуют себя комфортно, лидеры, то в сборной не так все привычно — партнеры, требования, футбол. В любом случае они всегда очень ждут вызова в сборную и хотят себя показать.
— В «Аталанте» у Алексея та же история, что в сборной?
— Не думаю. Повторюсь, он знал, куда едет и что надо будет перетерпеть. Разочарования нет, есть серьезный настрой.
Баринов — будущий капитан «Локо»
— Алексей отказался продлевать контракт с «Локомотивом», Антон это сделал. Он не горит желанием уехать в Европу?
— Горит. Но пока нет достойных вариантов. В средненький клуб ехать смысла нет, а в топ-5 чемпионатов пока не зовут. Все-таки Алексей раньше заиграл в основе, Антон, к сожалению, отстает от брата на пару лет. То в аренде был, потом травма.
— Что стояло за слухами об интересе к Алексею «Зенита»?
— Интерес был, но в России предложения других клубов он не рассматривал. Леша очень любит «Локомотив». Даже до сумм не доходило, он сразу отметал все разговоры.
— Поэтому и с Антоном так затянули продление контракта, что были уверены в исходе?
— Да, мы знали, что он останется. Шел нормальный переговорный процесс, никто не нервничал.
— Кроме Николича, который сказал в интервью Нобелю Арустамяну, что затягивание вопроса — это проблема, ее надо решить до старта Лиги чемпионов.
— Марко просто был не настолько хорошо осведомлен об отношении Миранчука к «Локомотиву».
— Учитывая ваши слова о патриотизме Алексея Миранчука, что была за история с «Рубином» несколько лет назад? В ней звучала и ваша фамилия.
— У Алексея тогда был копеечный контракт, хотя он играл в основе. Вадим провел переговоры с Ильей Леонидовичем (Геркусом), они очень быстро обо всем договорились. Буквально за одну встречу. И даже положили этот вариант на бумагу. Не знаю, что произошло потом у них внутри, но через три дня «Локомотив» отозвал первоначальное предложение, снизив его в два раза. Как раз в тот момент отстранили от работы спортивного директора Игоря Корнеева. Это было некорректно по отношению к футболисту — сначала сделать предложение, а потом сказать, что ошиблись, что-то многовато дали. Тем не менее Алексей все равно не хотел уходить. Да, был выгодный вариант с «Рубином», но в итоге договорились с «Локо», все нормально. Просто немного шумно и резонансно получилось. Тогда-то и появилась восьмерка — сумма отступных. К первоначальному варианту зарплаты для Миранчука так и не вернулись, но при этом внесли опцию выкупа.
— Баринов ближе к Алексею Миранчуку, который непременно хотел уехать и имел предложения, или к Антону, на которого спрос пока не так велик?
— Дима очень амбициозен, но тоже лишь бы куда не поедет. Уверен, что в скором времени он станет капитаном «Локомотива». А дальше — зависит от западных клубов. Пока мы только слышали об интересе, но никаких контактов, не говоря о предложении, не было.
У Шпинева нет монополии
— Не секрет, что у вас хорошие отношения со Шпиневым. После вашего ухода звучат опасения, что Вадим уйдет в оппозицию к новому руководству, а у него чуть ли не вся молодежь «Локо».
— Мы со Шпиневым дружим, это не секрет. Но что он может уйти в какую-то оппозицию или у него какие-то особые позиции в «Локомотиве» — это миф! До этого запускали версию, мол, если не подпишешь договор с Вадимом, то играть в команде не будешь. Полный бред! Начнем с того, что я знаком со всеми агентами, с кем-то дружу. Мне бы эти ребята сразу сказали: «Это что за подход?» У Шпинева довольно много воспитанников академии, но их точно никто не заставляет подписывать соглашения. Это осознанный выбор родителей и футболистов. Они видят пример Миранчуков, Рифата Жемалетдинова, знают, что их не обманут и не поведут неверной дорогой. Вадим не появился из ниоткуда. Он работал в «Локомотиве-2», после закрытия клуба попробовал себя в агентском бизнесе. С Миранчуками начал сотрудничать, когда они еще в академии были. И сейчас всех знает с самых юных лет, за всеми следит, но это не означает никакого протекционизма. В «Локо» довольно много футболистов, дела которых ведут или родители, или другие агенты. Совершенно точно нет монополии.
— А если к вам подходил игрок за советом, с кем сотрудничать?
— Я всем говорил: «Это должен быть ваш осознанный выбор». Объяснял: сегодня Кузьмичев в «Локомотиве», вы подписали соглашение со Шпиневым, а завтра я ушел — и вы побежали к другому агенту, что ли? Хотя у Вадика, насколько знаю, с этим проблем нет. Кто не хочет работать, спокойно разрывает соглашение в течение месяца без каких-либо штрафных санкций. Никакой договор не поможет, если нет желания сотрудничать. Поэтому какие-то силовые методы навязывания услуг — изначально путь в никуда. Такое придумывают начинающие агенты, у которых что-то не получается, или родители тех футболистов, которые проиграли конкуренцию, чтобы как-то объяснить такой результат. Можете задать вопрос о монополии Олегу Артемову, Герману Ткаченко или любому другому серьезному агенту. Каждый подтвердит, что такого нет и не было. Скажу больше: когда обсуждалось заключение контрактов с ребятами академии 2001 года рождения, то от меня не было рекомендации по сыну Шпинева — Артему. Вадик со мной потом долго не разговаривал.
Для меня всегда на первом месте интересы академии и клуба. И я буду на стороне любого агента, который поддерживает игрока, помогает ему и при этом понимает, что клуб, воспитавший игрока, хочет получить от него отдачу.
«Локо» будет в еврокубках
— На какое место поставили бы академию «Локомотива» в России? Или нет точного ранжира: в «Динамо» назовут свою, в «Чертаново» — свою?
— Мне нравится, как работает Александр Кузнецов в «Динамо», понимаю, что он делает. Как и Николай Ларин в «Чертаново». Их школы входят в число ведущих. Но если посмотреть на число воспитанников, кто уже играет в РПЛ и кто на подходе, то, наверное, все же «Локомотив» на первом месте. Хотя еще много чего надо сделать.
— Почему мы так отстаем в подготовке футболистов? У многих маленьких стран по 20-30 человек в лучших чемпионатах играют, а наших воспитанников всего двое — Головин и Миранчук. Проблема с детскими тренерами, высокими зарплатами для юных игроков, еще с чем-то?
— Ряд причин, думаю. Хотя большие зарплаты мы, например, сейчас юным игрокам не платим. Свою роль, думаю, играет нестабильность. Во многих клубах и академиях часто меняют руководителей. Приходит новый, говорит, что вся работа предшественника — ерунда, надо все менять. И так по кругу. А это двенадцать команд, которые ломают через колено. Тренеров сильных мало — тоже факт. Мы их по всей России собирали эти два года. Тренером в академии быть гораздо сложнее, чем в команде мастеров: надо быть еще и воспитателем. Считаю, что детский тренер должен получать как минимум на уровне главного тренера команды ПФЛ. А с момента моего ухода при Ольге Смородской и до возвращения в «Локомотив» за четыре года ни разу зарплата не поднималась. Мне удалось немного повысить, хотя и не настолько, насколько хотел бы. Много говорится о необходимости прорыва в детско-юношеском футболе, но его роль по-прежнему недооценивается. За два года мне удалось собрать сильный тренерский состав, я им очень доволен. Но боюсь, как бы концепция после моего ухода не поменялась. Не уверен, что будет анализироваться проделанная работа. Могут просто посчитать, что нынешние тренеры — люди Кузьмичева, их надо убирать.
За два года каких-то выдающихся успехов в академии не добьешься, но по пятилетней программе мы должны были на третий год пять человек из системы подготовки вывести на уровень РПЛ. И сделали бы это.
Мы обращали главное внимание на подготовку футболистов, а не на результаты матчей. Некоторые школы сознательно упрощают игру, чтобы добиваться побед и первых мест, отчитываясь перед руководством. У нас же обязательно каждый игрок должен как можно чаще касаться мяча. Да, это риск по выходу из обороны, на каком-то этапе обязательно будут обрезы и пропущенные голы, но иначе ребят нормальному футболу не научить. В команде мастеров этим заниматься уже поздно, после двух обрезов тебе больше шансов не дадут.
Два года у нас ушло на выстраивание системы, на подбор — из кого мы делаем футболистов и кто это делает. На третий год ждали качественный скачок.
— Коррупционная составляющая — также часть проблем детского футбола в России?
— Есть такая проблема. Даже ко мне приходили с предложениями. Хотя кто меня знает, понимает, что это исключено. Хотя бы по той причине, что в финансовом плане меня удивить нечем. Зарплата в академии никак не влияет на мой бюджет — есть бизнес, не связанный с футболом, который приносит гораздо больше. А если нельзя меня коррумпировать, то и тренеров невозможно: я же знаю всех игроков, кто и что из себя представляет, кто достоин места в стартовом составе, а кто нет. Игра по блату сразу бросится в глаза.
— Вы знакомы с будущим директором академии Александром Катасоновым. Справится?
— Он прошел все ступени — поработал тренером в академии, в молодежке, в «Казанке». В последнее время — спортивным директором в академии. Хватит ли ему организаторских качеств? Время покажет. Я не боялся собирать вокруг себя сильных людей, с которыми мог дискутировать. Мне кажется, Катасонову может не хватить гибкости, он больше склонен к авторитарному стилю управления. Но посмотрим. — Ваш прогноз напоследок: «Локомотив» попадет в еврокубки?
— Как раз вторая часть сезона после нормальных сборов будет более показательной, чем первая. Увидим, как Николич выстраивает команду, на что способны новички и молодежь. Уверен, все будет нормально, в еврокубки точно попадем.
- Почему мы так отстаем в подготовке футболистов? У многих маленьких стран по 20-30 человек в лучших чемпионатах играют, а наших воспитанников всего двое
Ну ответ же на поверхности - бабло, бабло и еще раз бабло. Наши топари же крутые - им сразу АПЛ или Примеру подавай. Причем не сраный Кристал Пэлас, а как минимум Севилью или Тоттенхэм. Не царское же дело, в аутсайдерах пылить) А вот тот же Малиновский перешёл в Аталанту из Брюгге, уже адаптированный к европейскому футболу. У нас же чемпионаты Бельгии, Голландии, Швейцарии даже рассматривать никто не будет.
Ну ответ же на поверхности - бабло, бабло и еще раз бабло. По мне так лучше быть большой страной, с большим баблом, чем маленькой. Другой вопрос, как это бабло тратиться. Что мешает наладить систему подготовки игроков, завести сюда лучших методистов и прочее, что было дохера сильных отечественных игроков и играли в РПЛ и за счет их крутого уровня РПЛ росла. А не только за счет дорогих легионеров, у которых и мотивации порой еще меньше, чем у местных.
В 90е года же не только из-за бабок игроки уезжали. А еще и потому, что это был продукт советской школы подготовки. Это реально было очень сильное поколение, и они бы и сегодня уехали и играли бы за рубежом. Первично подготовка.
В 90е годы у нас в лиге зарплата в 3 тысячи долларов в месяц считалась за счастье. Конечно, в первую и главную очередь уезжали за деньгами. И там уже вырастали единицы из десятков уехавших. Помним-то мы пробившихся единиц, остальные забываются со временем.
Откройте заявку на Евро-96. В Европе себя не попробовали только Цымбаларь, Ковтун и Бушманов.
Сколько этих добровольских-колывановых-саленок-кирьяковых-юранов было в 90е? Тьма. Выбились в люди из них Карпин, Мостовой, Канчельскис, и Хохлов с натяжечкой. Всё. В чем высокий класс у какого-нибудь Онопко, который пылил в Овьедо, и болтался между Примерой и Сегундой? Или Никифорова, который играл в ПСВ? И то, Онопко с Никифоровым хотя бы играли, хоть и в дно командах. Остальные же настолько профи, что им Федя Смолов в профессионализме фору даст. Засверкало баблишко - они и пошли в разнос.
Разница с сейчас только в том, что в нашем чемпионате есть какие-никакие деньги, и за хоть каким-то заработком уезжать в голландии не надо. Всё. Ну, и профессионализма и отношению к делу больше в разы. Недавно было интервью, где кто-то из мастодонтов рассказывал, что главное отличие молодёжи - что никто из них не приходит бухим на тренировку. Сколько весёлых историй про синьку на сборах/тренировках травят всякие ловчевы-бубновы, да и наши легенды? Вот то-то. Профи, блин. Продукты советской школы.
Свою роль, думаю, играет нестабильность. Во многих клубах и академиях часто меняют руководителей. Это вообще беда на всех уровнях! В Локо за 4,5 года сменилось 3 ген дира! И сейчас пойдет дальше волна с ГТ и прочим. О какой вообще стабильности может идти речь, что можно сделать за 1.5-2 года работы? У кого есть уверенность, что Леонченко проработает больше 2 лет? У нас как в анекдоте, за 1 год меняется все, за 10 лет ничего.
Даже на лимит можно посмотреть, который меняют каждые пару лет туда-сюда вообще без какой-либо системы. Я сейчас даже не про то, правильный путь или не правильный, но раз решили идти куда-то, до давайте хоть дойдем до конца! Хоть одну программу полностью выполним! Иначе как мы узнаем правильная она или нет. Но нет, мы прыгаем из одной крайности в другую и так без конца.
Если есть какая-то идеология и выбран курс, то исполнители могут либо хорошо работать, либо плохо. Но курс остается прежним и неважно Геркус или Кикнадзе у руля, рано или поздно приплывем куда надо. А тут именно курс меняется, вот и плаваем по кругу, как известно что в проруби (
В Европе тоже "кого попало" ставят. Знакомство и связи никто не отменял. Дураков там не меньше, чем у нас. Можно посмотреть как Арсенал умудрились завалить, как МЮ только-только оживать стал, во что Барса превратилась и т.п. Точно также болтаются все, одна Бавария стабильная более-менее.