Одна из главных интриг межсезонья звучала так: в каком состоянии подойдет «
Локомотив» к новому сезону на фоне большой перезарузки состава? Кажется, старт получился даже лучше, чем можно было ожидать: два очка до первого места в РПЛ, 100% побед в Кубке, фестиваль забитых мячей и новые лидеры на поле. К их числу точно можно отнести
Алексея Батракова.
19-летний уроженец Орехово-Зуево и воспитанник академии «Локомотива» мощно стартовал в новом сезоне и быстро стал ключевым игроком железнодорожников в центре поле. Пять результативных передач и три забитых мяча в семи матчах РПЛ не остались незамеченными Валерием Карпиным, и Батраков получил первый вызов в сборную России.
Во время дебютного сбора в расположении национальной команды «
РБ Спорт» пообщался с
Алексеем Батраковым и узнал:
где Карпин посоветовал проводить больше времени;
за что Галактионов может напихать на тренировке;
о качестве Дзюбы, которому стоит поучиться;
о чемпионских амбициях и психологии;
готов ли он всю карьеру провести в «Локомотиве».
«Всегда мечтал попасть в сборную России — это большая честь»
— Расскажите про первую встречу с Карпиным. Как она прошла?— Просто поздоровались, когда стояли вместе с командой.
— Рука дрожала?— Немного. Потом в тренажерном зале Валерий Георгиевич подошел и в шутку сказал, что тут мне надо побольше поработать.
— Дмитрий Баринов рассказывал, что после общения с Карпиным изменил свой рацион и сбросил пару килограммов. В вашем случае немного наоборот: будете ли спрашивать совета у Валерия Георгиевича, что надо делать, чтобы набрать мышечную массу?— Если случится такой разговор, буду только за — с удовольствием послушаю мнение главного тренера. Набрать мышцы 100% нужно, чтобы выдерживать борьбу в матче. Сейчас и так стараюсь побольше работать в тренажерном зале.
— Каково быть частью национальной команды?— Это большая честь для меня. Здорово находиться рядом с такими классными футболистами. Всегда мечтал попасть в сборную.
— У вас есть какое-то сожаление, что попали в сборную, когда она проводит только товарищеские матчи и выступление за национальную команду на крупных турнирах как будто вдалеке?— Честно говоря, нет такого. Особо не думаю об этом. Просто приятно сюда попасть хоть раз. Постараюсь как можно дольше играть за сборную. Не в моем случае нужно о чем-то сожалеть — все-таки я молодой игрок, который впервые попал в сборную.
— Как настраиваетесь перед игрой?— Как правило, в автобусе надеваю наушники и слушаю музыку.
— Какую?— Мотивирующую. Перед играми это чаще всего это L’One, Баста — сразу заряжаешься. Еще Eminem.
— Рэп — любимый жанр?— Да я вообще меломан — много чего слушаю.
Работа с Галактионовым, статус в «Локомотиве»
— Михаил Галактионов говорил в интервью, что ему всегда трудно заснуть после матчей. Как у вас с этим?— Раньше сразу старался анализировать ошибки, но со временем понял, что в первые пару часов после игры хочу абстрагироваться от футбола. А потом уже с холодной головой подхожу к разбору каких-то моментов: что сделал правильно, что неправильно. Не важно, победный матч или нет — засыпать все равно сложно.
— Расскажите о работе с Михаилом Галактионовым.— Михаил Михайлович — высококлассный специалист. Всегда знает, что нужно сказать, где подсказать на тренировке. Приятно с ним работать.
— Какой у него стиль работы: скорее, хороший полицейский или плохой?— Где-то посередине. Где нужно, он может напихать достаточно жестко. А где-то, наоборот, подбодрит. В этом плане он все делает в меру. Если Михаил Михайлович видит, допустим, что футболист недорабатывает на тренировке, он может наехать. Думаю, это нормально и правильно.
— Вы рассказывали, что в юношеской команде могли кому-то напихать, но в основе «Локомотива» такого позволить не можете. Сейчас, учитывая «3+5» в восьми матчах и роль основного игрока команды, что-то изменилось?— Надо понимать, что в ЮФЛ я играл вместе с ровесниками — был лидером и капитаном, поэтому мог кому-то напихать. В «Локомотиве» сейчас, конечно, нет.
— То есть ваш статус не изменился, несмотря на впечатляющую статистику на старте сезона?— Мой статус вообще никак не поменялся — как был молодым футболистом, так и остаюсь. Надо продолжать работать и приносить пользу команде.
Лига чемпионов, Миранчуки, благодарность родителям
— С чем связываете успешный старт сезона лично для вас? Может, что-то изменили в тренировочном процессе?— Постепенно к этому шел, особо ничего не менял. Просто повысил требования к себе.
— В чем они заключаются?— Работать на 100% своих возможностей. Не останавливаться, даже если провел хороший матч. Забил, отдал — хорошо, но я хочу еще больше, хочу прогрессировать. Знаю, что есть точки для роста. Буду стараться работать и прибавлять.
— Можно ли назвать академию «Локомотива» лучшей в России?— Для меня 100%. По-другому не могу никак сказать. Посмотрите, сколько выпускников играет в основной команде, сколько заняли первых мест на чемпионатах России разными возрастами. Для меня, конечно, академия «Локомотива» — номер один.
— Вы уже полностью привыкли к самостоятельной жизни?— Сейчас уже да. Поначалу, когда переехал в школу-интернат в 2017 году, было тяжеловато. Но, опять же, хочу поблагодарить родителей, которые приезжали на каждый домашний матч.
— То есть вы стабильно раз в неделю виделись с ними?— Да, это очень помогало не так сильно скучать по дому. Хорошо, что такая возможность была. Ребятам из Хабаровска, например, тяжелее было в этом плане.
— Мелькала хоть раз мысль бросить футбол?— Ни разу.
— Кто любимый игрок «Локомотива» из воспитанников?— Наверное, Алексей Миранчук. И Антон, конечно, тоже. С Антоном мне удалось поиграть. Находиться с ним в команде — одно удовольствие. Антон — очень техничный и умный футболист.
— Что думаете о переходе Алексея в МЛС? Нет ощущения, что он мог бы еще поиграть в Европе?— Тяжело оценивать. Если он так поступил, значит, решил, что так правильно. Мы все должны поддержать Алексея и пожелать удачи.
— У вас есть желание попробовать свои силы в европейских лигах?— Конечно, в мечтах это есть. Но на данный момент хочу закрепиться в основном составе «Локомотива», провести несколько хороших сезонов, показать результат на длинной дистанции. Только потом можно будет думать о Европе. Сейчас все мысли связаны с «Локомотивом». Надо работать, прогрессировать и приносить пользу команде
— Есть ли клуб, в который были бы готовы пойти пешком?— Наверное, «Барселона».
— Вы играете в основном составе клуба, который стабильно выступал в еврокубках. Нет сожаления, что Лига чемпионов и Лига Европы проходят мимо вас из-за отстранения российских клубов?— Конечно, небольшой осадок есть. Помню, когда был в академии, ходил на матчи Лиги чемпионов и каждый раз мурашки шли, хотелось оказаться на поле в роли футболиста. Сейчас, к сожалению, такой возможности нет. Ну нет, значит, нет.
Для Батракова нет авторитетов на поле: «Без разницы, против кого выходить»
— Существует ли в российском футболе проблема перехода игроков из юношеского, молодежного футбола во взрослый?
— Думаю, да. Столько разных примеров есть: кто-то не справляется с давлением, кто-то, возможно, со звездной болезнью. Это, конечно, очень все тяжело. Думаю, каждый молодой футболист хотел бы, чтобы рядом с ним были люди, которые помогали бы справиться со всем этим.
— Валерий Карпин говорит, что у российских футболистов проблемы с психологией. Согласны с этим тезисом?— Да. Мне кажется, если посмотреть на менталитет европейских игроков, у них как будто есть только одна установка: ничего не бояться и победить. Видно, что они не зажаты и от этого у них все получается. Не знаю, с чем именно связаны проблемы у российских игроков, может, что-то не так делается на детском или юношеском уровнях.
— Карпин рассказывал на примере стычки с Зиданом, что на футбольном поле не может быть авторитетов. Вы уже играли против многих топовых игроков РПЛ, относились к кому-то с особым пиететом?— Сейчас 100% нет такого. Может, в самых первых матчах было. Выходил и думал: вот смотрел его игру по телевизору, а теперь играю против него. Буквально пару раз такие мысли были, но потом все.
— Что-то поменялось?— Потом понял, что если буду выходить с таким настроем и думать о каком-то там авторитете соперника, то у меня ничего не получится. Я это все поменял. И теперь без разницы, против кого выходить. Хочу побеждать со своей командой и показывать хорошую игру. Только это важно.
— Можете вспомнить самое сильное психологическое давление, с которым сталкивались как футболист?— Сразу вспоминается крайний чемпионат России по 2005 году (первенство России по футболу среди юношей 2005 г.р. — Прим. «РБ Спорт»). В финале играли с «Зенитом», и я не забил пенальти в послематчевой серии. Единственный, кто не забил. И мы проиграли финал — заняли второе место.
— Что почувствовали тогда?— Немного пошатнуло. Ушел в себя. Но хорошо, что есть близкие люди, родители, которые поддерживают и помогают. Очень благодарен им за это.
— Обсуждаете с родителями свои игры или табуированная тема?— Я сам из Орехово-Зуево, родители там живут. Они приезжают на все домашние игры, хотя ехать оттуда достаточно далеко и затратно. Но они приезжают на каждый матч в Москве. Благодарен им за это, очень приятно видеть их на трибуне.
Что касается обсуждения самой игры, мы не углубляемся в мелкие детали. Что-то они могут мне сказать, если объективно где-то не получилось — спокойно воспринимаю. Такое бывает, работаем дальше. Либо они говорят, что я сегодня молодец. Тогда отвечаю: спасибо, я вас так люблю. А в детальный разбор никогда не погружаемся.
— Есть ли в «Локомотиве» штатный психолог?— Есть.
— Как часто его услугами пользуются футболисты? Обращались ли вы?— Пока не обращался. Но знаю, что у нас в клубе есть игроки, которые обращались. В принципе знаю футболистов, которые регулярно ходят к психологу.
— То есть ничего зазорного в этом не видите?— Вообще нет. Считаю, что это нормально. Возможно, придет момент, когда тоже воспользуюсь, но пока нет.
«Дзюба всегда заточен на победу, чуть-чуть перенял это у него»
— Михаил Галактионов в одном из интервью говорил: «Менталитет и психология победителей — это только вперед. Я всегда пытался донести это до своих игроков, не только в «Локомотиве». Один из примеров: когда мы с молодежной сборной выезжали на различные турниры УЕФА, я всегда говорил начальнику команды: составляй расписание до финала. Команда выходила в финал, выигрывала и уезжала».
Понимаю, что вопрос о чемпионстве после семи туров звучит преждевременно, но все-таки ментально в команде есть настрой побороться за титул в этом сезоне?— «Локомотив» — великий клуб, который всегда борется за самые высокие места. Возможно, неплохой старт сезона вселил уверенность, что нам все по силам. Если будем единой командой, если будем выполнять требования тренерского штаба, если будем дисциплинированы и будем биться в каждом матче, несмотря на то, с кем играем, думаю, нам все по силам. Конечно, все это проверяется только на дистанции. Если не снизим требования к себе, то возможно все представить.
— Вы чувствуете, что сейчас «Локомотив» готов к борьбе за титул с «Зенитом», «Краснодаром», «Спартаком», «Динамо» и ЦСКА?— Чувствую, что у нас подобрался хороший коллектив, который способен на все. Говорю, что все в наших руках. Как мы будем работать, как мы будем тренироваться, так и будет все отражаться на игре.
— Связаны ли хорошие результаты «Локомотива» на старте сезона с тем, что в команде много молодых игроков, которым надо проявлять себя?— Возможно, какая-то связь есть. Многие получают свои первые шансы, бьются на поле и хотят доказать, что достойны играть.
Другой момент, что надо смотреть на дистанции. Нам предстоит справляться с давлением, в каких-то играх перебарывать себя и добиваться успеха. Конечно, будет тяжело, но надо стараться играть только до победы.
— В «Локомотиве» практически не осталось игроков, которые имеют опыт завоевания трофеев. Наверное, только Дмитрий Баринов. Есть ощущение, что именно победным опытом с молодыми игроками некому делиться. Насколько сильно это может сказаться на команде?— Возможно, есть такой момент. Конечно, нужны люди, у которых хочется учиться, которые проходили через трудности, через чемпионство. Возможно, немножко этого не хватает
Но опытные игроки ушли, да, но остался тренерский штаб — там хватает людей, которые выигрывали трофеи с «Локомотивом».
— Пусть и не так долго, но вы успели поиграть вместе с Артемом Дзюбой. Тимур Сулейманов, например, рассказывал, что Артем помог ему улучшить голевое чутье. Вы успели чему-то научиться у Дзюбы?— Было приятно играть вместе с таким, по меркам российского футбола, великим игроком. Мне понравилось то время, которое мы находились вместе в команде. Вот у него точно менталитет победителя, Артем всегда заточен на победу. Даже когда на тренировке играли в мини-футбол, Артем всегда хотел победить. Эта черта в нем подкупает. Что-то от этого чуть-чуть перенял у него — имею в виду желание всегда добиваться победы. Это важное качество, потому что с тренировок все потом переносится на игру.
Страсть к кроссовкам, смена имиджа, просьба не переходить в «Зенит»
— Расскажите про прическу. Как пришла идея покрасить волосы?— Конкретной истории нет. Многие игроки красят так волосы, я тоже решил попробовать — давно хотел. Как раз был отпуск. Подумал: почему бы не попробовать? Если не понравится, за месяц цвет все равно уйдет.
— Но вам понравилось.— В целом мне нравится. Ничего плохого в этом не вижу.
— Партнеры по команде подкалывали как-то в раздевалке?— Так, первые два дня, может, посмеялись. Спрашивали: «Зачем? Что это такое?» — чисто посмеяться.
— Что отвечали?— Просто захотел попробовать. Не вижу в этом ничего криминального. Голова-то моя.
— Как Алексей Батраков проводит свой отпуск?— В основном дома с родителями. Приезжаю в Орехово-Зуево, наполняюсь энергией, заряжаюсь на работу.
— Есть ли страсть к каким-то другим видам спорта?— Честно говоря, нет.
— В большой теннис поиграть, например?— Могу, часто играл даже. Но прямо такого, что первым делом в свободное время иду заниматься другим видом спорта, такого нет. Сейчас первым делом отдыхаю и восстанавливаюсь, потому что выходных не так много.
— На что с удовольствием тратите деньги? Есть какая-то страсть?— Наверное, на одежду и обувь. Люблю покупать кроссовки. Не знаю, почему так вышло, но это приносит мне удовольствие.
— Сколько максимум отдавали за пару кроссовок?— 25 тысяч рублей. И то это только недавно было.
— Была какая-то импульсивная покупка?— Вряд ли. Все откладываю, коплю. Что-то скидываю родителям.
— А первая серьезная покупка на футбольные деньги?— С нескольких зарплат купил себе айпад.
— О машине еще не задумывались?— Пока нет. Но в перспективе хочу получить права и купить машину. Но пока все мысли о футболе.
— Последний раз, когда плакали из-за футбола?— Даже не знаю. Наверное, в детско-юношеском футболе, когда не забил пенальти, мог не сдержать эмоции. Сейчас такого уже нет.
— А вообще вы сентиментальный человек?— Считаю, что да. Но сейчас научился справляться с эмоциями и где-то их скрывать.
— Условно, фильм может вызвать слезу?— Раньше да, конечно. Сейчас этого меньше.
— Какой из последних сериалов больше всего впечатлил?— «Презумпция невиновности». Короткий сериал, но интересный. Очень круто снято.
— Как реагируете на то, что стали узнавать на улице и просить фото?— Для меня это не стресс, но и не скажу, чтобы прямо получаю от этого сильное удовольствие. Если ко мне подойдут, спокойно сфотографируюсь, ничего такого. Пока это все для меня в новинку.
— Однажды после матча видел, как какая-то женщина из толпы вам кричала: «Леша-Леша, только в «Зенит» не переходи». Как восприняли ее посыл?— Даже не думал. Просто посмеялся и все — без каких-либо мыслей вообще.
— Можете допустить, что в России будете выступать только за «Локомотив»?— «Локомотив» — мой дом. Я в академии с шести лет. Конечно, хотел бы провести всю жизнь в этом клубе, но, к сожалению, в жизни бывают такие ситуации, когда футболист уходит из клуба не по своей воле. И загадывать я не хочу. Люблю этот клуб и эту эмблему.
Михаил Можаровский