Сегодня бывшему главному тренеру «Локомотива»
Славену Биличу исполняется 46 лет.
«Чемпионат» поздравляет хорватского специалиста и объясняет, почему в «Бешикташе» у него всё отлично. Когда игрок или тренер прощается с российским чемпионатом, мы часто забываем о его судьбе. С Биличем у меня случилось иначе – общаюсь я со Славеном регулярно и даже недавно наведался в гости. И узнал пять причин, почему хорвату в Турции лучше, чем было в России.
Причина первая. Билич борется за самые высокие места. Амбиции – чуть ли не главная черта характера Славена. Именно поэтому в «Локомотиве» хорват в концовке сезона выглядел настолько удручающе и безжизненно. «Провал с ”Локо”» и «личная трагедия» для него были, есть и будут синонимами. Тогда как с «Бешикташем» в прошлом сезоне он занял третье место. И пробился в Лигу чемпионов – благодаря дисквалификации на международных турнирах «Фенербахче», взявшего золото.
Но было бы странно, не конкурируй «Бешикташ» с грандами турецкого футбола. В отличие от «Локомотива», у турок есть не только «традиции» и «былая слава», но и конкретные результаты – за последние 11 сезонов до Билича «чёрные орлы» семь раз финишировали в тройке, дважды и вовсе выиграв чемпионат. В общем, Славен пока выше головы с «Бешикташем» не прыгает. Но и на дно, как было в Москве, явно не опускается. И то хорошо.
Причина вторая. Passion. Слово, по которому больше всего скучал Билич в Москве. «Помню, в одном матче игрока «Локомотива» удалили. Я на кромке поля чуть с ума не сошёл, ругался, бушевал. А мои подопечные посмотрели на судью и сказали: «О’кей»… Это как вообще? Где страсть, где ярость, где эмоции? Иногда российским футболистам просто всё равно», — рассказывал Билич в одном из многочисленных интервью.
И подобные тирады про отсутствие страсти, искренности Славен выдавал регулярно, на генетическом уровне не принимая такое отношение к футболу. В Турции, к счастью для Билича, он эту проблему «решил». Просто подписав контракт с «Бешикташем». Потому что в Стамбуле, городе порой (а скорее чаще всего) совершенно безумном и с адски эмоциональными фанатами, «играть с сердцем» – единственная возможная опция. Даже если его у вас нет.
— Дерби в Турции чаще всего выигрывают болельщики. А вовсе не футболисты, тренеры или массажисты, — продолжает Билич. — Фанаты словно говорят: «Это наш стадион, вы зачем сюда приехали?! У вас всё равно нет шансов!»
Конечно, это невозможно сравнить с российскими дерби – «Спартак» против ЦСКА, «Локомотив» против «Динамо» и так далее. Разница между обычным матчем премьер-лиги и топовым только в одном – в количестве зрителей на трибунах. И всё. В остальном – то же самое. Если мы играли с «Волгой» – 10 тысяч, со «Спартаком» – полна коробочка. А всё потому, что футбол в России – это не страсть. А жаль.
Причина третья. Условия. Не финансовые. А чисто футбольные. Например, в России Билича не устраивала база «Локомотива». Дело вовсе не в её качестве. Штамп «есть всё необходимое», с некоторыми небольшими ограничениями, вполне подходит для Баковки. Однако, несмотря на высокий уровень базы, кое-что совсем не нравилось хорвату.
— Знаете, когда я тренировал «железнодорожников» и меня спрашивали про Баковку, я всегда говорил вам и другим журналистам: «Отличная база. Просто супер». Не врал, — рассказывал мне Билич в офисе «Бешикташа» в пригороде Стамбула. — Там было комфортно, качественные помещения, хорошее поле…
База «Бешикташа» просто другая. Здесь больше пространства. И другой климат. По сути, Баковку толком нельзя было использовать с декабря по апрель. Таковы московские реалии. Мы их учитывали и, скажем, тренировались на стадионе. «Локомотив» – отличная арена, но она никогда не заменит полноценной базы.
Эту самую «полноценную базу» Билич в «Бешикташе» получил. Похожа она на пятизвёздочный отель. Только ещё и с массой полей. Как натуральных, так и искусственных. Теперь Славену не нужно вечно решать дилемму – проводить тренировку на базе или на стадионе. За исключением редчайших изменений, Билич работает с игроками на базе. Чему исключительно рад.
Причина четвёртая. «Наша цель – обязательно играть в еврокубках», — словно мантру повторял эту фразу Билич, работая с «Локомотивом». Страсть — простите, passion — Славена к международному футболу естественна: сборная Хорватии, с которой он так классно работал, участвовала, ясное дело, не во внутренних соревнованиях. Для крайне эмоционального Билича любой матч с соперником из другой страны словно укол адреналина, без которого жить Славену мучительно тяжело.
В Турции необходимые хорвату «врачи» нашлись. Как сказано выше, третье место даже позволило «Бешикташу» поучаствовать в Лиге чемпионов. Правда, недолго – до групповой стадии «чёрные орлы» не долетели, в ней приземлился лондонский «Арсенал». Хотя проблемы у подопечных Венгера возникли – в Турции они были ничем не лучше «Бешикташа» (собственно, 0:0), а на «Эмирейтс» победили с минимальной разницей, в концовке отбиваясь от атак гостей в меньшинстве.
Билич всю игру из-за дисквалификации просмотрел с трибуны. Отчаянно сжимая свои многочисленные браслеты и фенечки. Но команде это не помогло. Может, экспрессии Билича на бровке и не хватило «Бешикташу» для победы?
В любом случае у Славена остаётся Лига Европы. Турнир не такой престижный, но всё равно ведь международный.
Причина пятая. Общение. Ещё одно ключевое слово в словаре Билича. «За два с половиной года в России я не встретил на улице ни одной улыбки», — это откровение не Славена, а «армейца» Понтуса Вернблума. Тем не менее у хорвата от Москвы остались схожие эмоции. «Прекрасный, но слишком хмурый город», — признавался в приватных разговорах Билич.
Стамбул – совсем другой. Это мягко выражаясь. Здесь каждый первый вам друг, пусть каждому второму что-то от вас нужно. Тем не менее люди в городе помешаны на футболе. Знаю на своём опыте: один раз, показав на смартфоне фотографию с Биличем, бесплатно прошёл в самый пафосный и дорогой ночной клуб в Стамбуле.
Теперь представьте, как там относятся к самому Славену. В общем, недостатка в общении Билич явно не испытывает. Как и негативных эмоций от собственной работы. И что ещё для счастья надо?
Антон Матвеев