Ровно год назад в Черкизове был праздник: пахло свежей травой, газон из Голландии сверкал изумрудом. И лишь бывший президент клуба Николай Наумов почему-то не радовался, прогнозируя: поле не доживет до конца сезона. К сожалению, он оказался прав…
В марте поле в Черкизове казалось сносным. Однако в апреле оно выглядит безнадежным. Участники матча «Локомотив» – «Зенит» не могли катать мяч низом. Комья земли летели из-под бутс…
Было бы славно, если б Игорь Денисов после игры молчал, как и прежде. Но с его резким утверждением трудно поспорить.
– Я смотрел матч. Ужаснулся. Денисов абсолютно прав, – сказал мне Николай Наумов. Денисов, если смягчить, назвал поле навозом.
«НАЛИЦО ОШИБКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ»
– Трава на «Локомотиве» в прошлом году была красивая, переливалась изумрудом, просто сказка. Но красота эта обманчива, – повествует Наумов. – Газон пичкали антистрессовыми удобрениями. Он жил за счет этих удобрений, а не за счет развитости корневой системы. Пережить зиму он не мог, это было совершенно очевидно. И я говорил об этом ровно год назад, настаивал! Когда растаяли сугробы, все увидели, что под снегом-то ничего нет – кончился «голландец». Он мертв. Обидно за Коусейру, в одном из осенних интервью смаковавшего турнир первой восьмерки, который, по его мнению, должен был пройти на хороших полях. Это не Португалия, Жозе.
– Возможна ли реанимация?– Как я знаю, после выхода из зимней спячки на поле высыпали тонну-полторы семян российского производства. Травка-то взошла, но корней нет. Поэтому на бутсах футболистов комья земли, и играть в футбол невозможно. Боюсь, поле будет пребывать в неважном состоянии вплоть до последнего тура чемпионата. Но если его обильно засеивать, то к середине лета ситуация наверняка изменится к лучшему.
– Быть может, на «Локомотиве» что-то не в порядке с дренажом, обогревом, поливом?– Исключено. К этим системам придраться невозможно. Ручаюсь за них.
– Кто виноват в том, что газон в Черкизове погиб?– Люди. И никак не суровая зима. Я не собираюсь критиковать Ольгу Юрьевну Смородскую. Но есть проблемы.
– В чем они заключаются?– В недостатке квалификации специалистов по уходу за полем, что чревато ошибками. После прихода нового руководства почти всех уволили, взяли новых сотрудников. Может, они толковые люди, но без опыта, подсказать им некому. Где что включить, как регулировать температуру и так далее. У меня есть предположение, почему у угловых флажков вообще нет травы. По всей видимости, на зиму не запечатали проемы в чаше стадиона. А там зимой надувает, и от сквозняка у угловых флажков все промерзло до основания.
Весь стадион «Локомотив» напичкан современной техникой для ухода за газоном – только используй, если умеешь. Увы, принцип разрыва кадровой связи, примененный в «Локомотиве», не пошел на благо…
Также могло сказаться нежелание расходовать необходимые средства на эксплуатацию поля. Скажем, в бригаде по уходу за полем должны одновременно работать 15 человек. И если агрономам и рабочим не обеспечивали должных условий для работы, виноваты не они.
Я имею основания утверждать об ошибках, они налицо.
«РЕАНИМАЦИЯ ВОЗМОЖНА»
– У вас ведь есть неудачный опыт…– Будучи президентом клуба, сам наступал на эти грабли. В 2008 году мы покупали тот же самый голландский газон, в той же самой фирме, с той же самой грядки! Укладывали его в феврале 2008 года, и он продержался лишь до зимовки. Новое руководство клуба, обнаружив контакты этой фирмы в компьютере, делает ту же самую закупку в 2011 году. Еще раз на грабли! При этом появляется сообщение о пятилетней гарантии. Это по крайней мере смешно. Голландский газон не может жить больше года.
– И еще один традиционный русский вопрос: что делать?– Если клуб опять закупит иностранный газон и постелит его летом, то и он не перезимует, не приживется. Выход вижу в том, чтобы стелить российский газон, в идеале выращенный в Подмосковье. При этом важно, чтобы так называемая «подушка» для покрытия была выбрана верной – не чернозем какой-нибудь, а речной песок. Можно привести в божеский вид и ныне существующее поле. Для этого необходимо обильное засевание, и перерыв в чемпионате придется очень кстати. Нет смысла проводить на «Локомотиве» оставшиеся игры чемпионата.
– Интересно узнать: как акционеры относятся к проблемам с полем?– Это проблема клуба. Все расходы на поле заложены в бюджет.
– Опишите вкратце, как, по-вашему, правильно готовить газон к весне.– Пора переходить к практике установки теплиц над полями для использования в зимнее время. Кстати, крепеж для такой установки в Черкизове есть. С завершением матчей в ноябре-декабре необходимо убавлять, а не выключать обогрев. Трава уйдет в дремоту. Вскоре после новогодних праздников надо растапливать снег и приступать к выращиванию газона в теплице. И к первому марта – ручаюсь – будет один-два покоса и хороший газон. И страшная русская зима будет не страшна. Весь вопрос в желании и людских ресурсах.
ДЛЯ ФУРСЕНКО
– У меня был разговор с президентом РФС Сергеем Фурсенко о газонах, – говорит в заключение Наумов. – Я убеждал его: нам нужны не комиссии РФС, с инспекцией принимающие поля, а институт, который разработает условия для всех полей премьер-лиги. Специалисты нужны! Они разработают для каждого города схему: работать так-то, тратить столько-то. Тогда у нас не будет весной неприятных сюрпризов. И система «осень–весна» не страшна. Содержание первоклассного поля – от 800 тысяч евро до миллиона. Если тратить эти деньги с умом, у нас будут газоны, как в Англии.
Руководство «Локомотива» пока воздерживается от объяснений, почему поле в Черкизове оказалось в столь плачевном состоянии. «Советский спорт» рассчитывает получить эти комментарии в ближайшее время.
P.S. Президент «Локомотива»
Ольга Смородская заявила, что клуб не собирается менять газон на стадионе этим летом.
– Это неправда. Эти сплетни не имеют под собой абсолютно никакой почвы. То, что газон мы не собираемся менять ни летом, ни сейчас, – исторический факт, – сказала Смородская в интервью РИА Новости.
МНЕНИЕ
«ЯРОСЛАВЦЕВА – ПРОФИ!»
Юрий СЕМИН, главный тренер киевского «Динамо»:– Климат в Украине и России несколько отличается друг от друга, но не до такой степени, как качество футбольных полей. Газоны стелят одни и те же. Значит, разница в эксплуатации, в людях. Посмотрите, какие поля в Киеве, Донецке, других городах Украины. В России таких нет.
Истина проста: каждым делом должен заниматься профессионал. За полями должны следить агроном с помощниками, которые не только знают, но и чувствуют. Этим людям нужно платить солидные деньги, ценить их талант. Но в один прекрасный день в клуб приходит критический, простите, кризисный менеджер, сокращает расходы на рабочие руки, увольняет профессионалов. И спустя время получает такое поле, какого заслуживает.
В годы моей работы в «Локомотиве» поле было практически всегда идеальным. С полями работала в высшей степени профессиональный агроном Надежда Ярославцева. Она предоставляла отличное поле. Иной раз агроном говорила: «Поберегите поле денечек». И я уводил команду тренироваться в другое место. Никогда не вмешивался в работу Ярославцевой, следовал ее просьбам, старался ей всячески помогать: не я главный за поле – она! Ярославцева работает в Черкизове и сейчас. Выводы делайте сами.
Бодров А.