В бельгийских городах непривычного к укладу жизни этой страны человека чаще всего поражает... безлюдность. "Уникальная страна! Иногда впечатление такое, будто нейтронную бомбу скинули. Все есть - а людей нет", - поделился со мной впечатлением знакомый, впервые приехавший в Бельгию.
Эти слова мне вспомнились, когда я вышел из здания вокзала в Локерене. В поисках кого-нибудь, у кого можно было спросить дорогу до футбольного стадиона, пришлось прошагать несколько сотен метров! А когда наконец увидел первого живого человека и объяснил, куда мне нужно, он в ответ улыбнулся и предложил подвезти. Оказалось, навстречу мне попался Югослав Лазич, второй вратарь "Локерена", который как раз собирался на тренировку. Вот и не верь после этого в чудеса!
Славолюба Муслина я застал в хорошем расположении духа: он как раз играл с подопечными в бильярд. Поприветствовав вашего покорного слугу, тут же весело сообщил футболистам, что в гости к ним пожаловал заместитель Романа Абрамовича. Приехал, мол, игроков просматривать - так что тренируйтесь с удвоенной самоотдачей!
- Славолюб, в последний раз вы появлялись на страницах "СЭ" еще в прошлом году. Так что примите запоздалые поздравления с Новым годом и Рождеством! Как встретили 2007-й?
- Спасибо. Вашей газете и ее читателям тоже передайте самые теплые пожелания. А праздники мы с женой отметили в Локерене, в спокойной семейной обстановке. Правда, в конце декабря десять дней провели в Нью-Йорке, где учится мой сын.
- Тяжело было после огромной Москвы привыкнуть к Локерену?
- Я до переезда в вашу столицу жил здесь полгода, так что привыкать особо не пришлось. Здесь очень спокойно, и это мне нравится.
- Любите спокойную жизнь?
- Люблю, но и Москва мне очень пришлась по душе. Большой красивый город, масса достопримечательностей...
- Скучаете?
- Чуть-чуть... (Улыбается.)
- Зато с приходом в "Локерен" украинского полузащитника Сергея Коваленко вам есть с кем попрактиковаться в русском, не так ли?
- Нет, в команде мы все общаемся на французском.
- С кем-то из "Локомотива" контакт поддерживаете?
- Да, с Гуренко перезваниваемся, да и не только с ним.
- Раз уж зашла речь о "Локо": признайтесь, обидно было, что вам не дали доработать до конца прошлого сезона?
- Очень. Мы отставали от "ЦСКА" на два очка и, учитывая оставшийся календарь, вполне могли взять золото. Команда провела беспроигрышную серию из восемнадцати игр и находилась в хорошей форме...
- Тогдашний президент клуба Валерий Филатов, напротив, говорил, что в конце сезона команда сбавила и физически, и морально.
- Не согласен. Чтобы утверждать подобное, нужно было провести тест на физическую готовность, но этого сделано не было. На фоне соперников команда не выглядела слабее ни в одном из моих последних матчей.
- Какие отношения у вас сложились с Филатовым?
- Нормальные, рабочие. После моего ухода мы ни разу не общались. Но я, честно говоря, расстроился, когда узнал, что Валерию пришлось покинуть свой пост. Он ведь был очень хорошим президентом, много лет своей жизни посвятил "Локомотиву" и сделал для клуба немало хорошего - построил отличный стадион, набрал хороших игроков. Хотел бы от чистого сердца пожелать удачи его преемнику Юрию Семину. Надеюсь, у него все получится. У меня были теплые отношения с болельщиками и футболистами команды, поэтому судьба "Локомотива" мне небезразлична.
- Вам, кстати, бронзовую медаль чемпионата России вручили?
- Нет.
- Как же так?
- Не знаю, хотя думаю, что свой вклад в завоевание этой награды внес. У руководства клуба на этот счет иное мнение, и мне его обсуждать не хотелось бы. Вот за ребят обидно, ведь мы на протяжении всего сезона верили, что станем чемпионами, так что сомневаюсь, что бронзовая медаль доставила кому-либо из них радостные чувства.
- В московской команде вы проработали меньше сезона, но успели полюбиться и болельщикам, и журналистам. Да и среди игроков многие высказывались в вашу поддержку после увольнения. Как вам, иностранцу, это удалось?
- Действительно, у меня со всеми сложились очень хорошие отношения. Очень рад, что мне судьба подарила шанс поработать в таком сильном клубе, как "Локомотив", но больше меня радует другое. Футболисты прониклись моими идеями, понимали, что от них требовалось, и никогда не позволяли себе расслабляться на тренировках. Перед отъездом я их поблагодарил за это. Мне доставляло огромное удовольствие работать с такими амбициозными ребятами.
- Слышали, что команду едва не покинул О'Коннор?
- Гарри - очень хороший футболист. Ему понадобилось всего несколько дней, чтобы адаптироваться в команде и начать показывать свой уровень. Но ему мешали проблемы семейного плана. Он еще мне рассказывал о том, что его жене очень тяжело привыкнуть к московской жизни, и очень сильно переживал по этому поводу. Будем надеяться, все утрясется.
- За последнее время из России уехал ряд игроков с громкими именами: Смертин, Кавенаги, Олич, Дерлей. Большая потеря для российского футбола?
- Сегодняшняя российская премьер-лига - очень сильный и интересный чемпионат, поэтому переживать не стоит. Да, это сильные футболисты, но их клубы в состоянии найти достойные замены. Считаю, у российского чемпионата большое будущее. Смотрите - строятся стадионы, базы, приглашаются лучшие специалисты со всего мира, и это уже начинает приносить плоды.
- Вам "Зюлте-Варегем" в кошмарах не снится? Ведь именно игры против этой команды стали для вас роковыми.
- Это версия Филатова. Будь так, меня уволили бы сразу после матча. Нет, у нас с ним просто были разные взгляды на то, как должны выглядеть игра и состав команды. Других претензий у Филатова ко мне не было.
- Получается, приглашая вас, Валерий Николаевич допустил ошибку?
- Нет. Он знал, на что идет. Филатов посчитал, что в "Локомотиве" пришло время перемен. Ему хотелось перенять что-то полезное у Европы, поэтому он и решил пригласить меня и ряд футболистов, уже поигравших в европейских клубах.
- И все же, не проиграй вы "Варегему", не было бы и предлога для вашего увольнения, согласны?
- Трудно сказать...
- Будь у вас возможность вернуться к тому матчу, что бы изменили?
- Вряд ли многое. Быть может, выпустил бы других игроков, хотя, считаю, что мы играли сильнейшим составом. Меня упрекали в том, что не сразу поставил Сычева и Билялетдинова. Они появились во втором тайме, но разве стали мы играть лучше? Думаю, во многом сказалось то, что футболисты не были достаточно мотивированны: посчитали, что выкладываться на сто процентов им не придется. Да и удача оказалась на стороне бельгийского клуба. Используй О'Коннор хоть один из трех прекрасных моментов, вопрос о победителе был бы снят. Это футбол, и в нем иногда случается проигрывать сопернику, который объективно слабее тебя.
- Как полагаете, какой чемпионат сильнее - бельгийский или российский?
- Российский. У вас каждая команда из низов таблицы может создать трудности лидерам. О легких победах никому мечтать не приходится. Очень интересный для болельщика чемпионат.
- Почему "Локомотив" при вас брал так мало очков на своем поле?
- В Черкизове все соперники играют глубоко в обороне, а у нас в команде не было высокорослых нападающих, хорошо играющих головой, без которых тяжело взламывать защитные порядки. Я просил у руководства купить Жигича, стоившего на тот момент копейки, но понимания не нашел. В итоге сербский нападающий успешно выступает в Испании.
- А разве против ЦСКА или "Спартака" соперники не играют от обороны? Тем не менее они очки дома берут исправно.
- Эти команды превзошли нас в мотивации. Мы очень много очков потеряли с командами второго плана. С ЦСКА, "Зенитом", "Спартаком" выдавали очень красивые матчи, так как с настроем у футболистов проблем не было. А вот когда к нам приезжал более слабый соперник, они возникали.
- Сумеет ли когда-нибудь до конца раскрыться Измайлов?
- У Марата действительно огромный потенциал. Но не хватает стабильности. Очень надеюсь, что с возрастом у него это пройдет: футболист он невероятно талантливый.
- Не поспешили ли вы доверить место в основе Якуповичу? Ведь до дебютного матча за "Локо" он провел в новой для себя стране несколько дней.
- Во-первых, это классный вратарь. Он молод, а уже вызывался в первую сборную Швейцарии и выступал в Лиге чемпионов! Во-вторых, парень он с характером и в ворота готов был встать хоть на следующий день после приезда. Считаю, что таких уж серьезных ошибок он тогда и не допускал. Уверен, Якупович еще станет великим вратарем.
- Тогда почему в середине сезона, когда травму получил Поляков и Якупович достойно его заменил, вы потом вновь усадили Элдина на скамейку?
- Алексей был на тот момент вратарем номер один, поэтому, залечив травму, он и вернулся в ворота. Поступи я иначе, это могло бы повредить атмосфере в коллективе.
- Лучшим игроком российского чемпионата-2006 признали Андрея Аршавина. Будь у вас такая возможность, за кого бы отдали свой голос?
- За Аршавина или за кого-то из ЦСКА.
- А в "Локомотиве" футболисты, достойные этого звания, есть?
- Да - Гуренко и Лоськов. Настоящие лидеры и профессионалы своего дела! Жаль, что Дмитрий был какое-то время травмирован, иначе наверняка претендовал бы на звание лучшего.
- У вас в "Локерене" есть игроки, способные усилить какой-нибудь российский клуб?
- Пожалуй, Карлос Пинту - этот бразилец точно бы ни одному российскому клубу игры не испортил. Отличный защитник, он у меня еще в "Левски" играл.
- Что вы бы посоветовали зарубежным специалистам, которые приедут тренировать российские клубы? Действительно ли иностранцу сложнее добиться успеха в России, чем русскому?
- Ну меня-то иностранцем называть не совсем правильно. Во-первых, я работал во многих странах, в том числе в Болгарии и на Украине. А во-вторых, я серб, а у нас с русскими общего куда больше, чем различий. Похожи культура, менталитет, взгляды на жизнь. Мне было очень легко понимать русских людей, поэтому времени на адаптацию ушло совсем немного. Другим иностранным тренерам куда сложнее, им тяжело понять менталитет русских. Я бы посоветовал им слушать и любить футболистов - для россиян это очень важно. Но не стоит забывать и о том, что порой надо быть строгим, а то игроки могут расслабиться. В общем, дело тренера искать золотую середину. Думаю, мне это удалось. В играх и на тренировках я был строг с игроками, но в любое другое время относился к ним, как к сыновьям. Очень надеюсь еще когда-нибудь вернуться в Россию. Пусть не в "Локомотив", так в другой клуб.
- Правда ли, что у вас был вариант с "Москвой"?
- Правда. Мы говорили с господами Кущенко и Прохоровым. Моим главным требованием была свобода в выборе игроков, которой в "Локо" у меня не было. Взяв несколько дней на раздумье, руководство "Москвы" решило оставить Леонида Слуцкого. Может быть, вернемся к переговорам в следующем году. А болельщикам и игрокам "Локомотива" хотел бы через вашу газету передать пожелание стать в этом году чемпионами. Буду за них болеть!