Обозреватель "СЭ" съездил в Санкт-Петербург, чтобы поговорить с игроком-открытием и лучшим крайним защитником чемпионата России-2014/15. Я жду Смольникова и вспоминаю Юрия Белоуса, который рассказывал мне когда-то, почему пригласил его в "Ростов": – Удивительный мальчишка! Отбегает в сумасшедшем темпе 90 минут и скажет: "Еще хочу!" Мало кто в России сравнится с ним в скорости. Он как бультерьер – догонит и съест… то на поле он бультерьер. В жизни – скромный парень с хрипловатым уральским говорком.
– Как вас в 11 лет в тех краях отыскал "Локомотив"? – Это – сказка! Весной 2000-го "Кока-Кола" организовала в России детский турнир. Главный приз – поездка на чемпионат Европы. Востроухов собрал в Каменске мальчишек, назвал команду "Удача". Мы отправились в Екатеринбург на региональный отбор. Заняли первое место, пробились в финал, который проходил в Бронницах. Выиграли! До вылета в Роттердам успели провести товарищеский матч со сверстниками из "Локомотива", которых тренировал Равиль Салехов. Сгоняли 3:3, и он предложил в июле переехать в интернат, который выстроили в Черкизове.
– На Euro-2000 долго пробыли? – Три дня. Посетили четвертьфинал Голландия – Югославия. Перед матчем нас одели в цвета этих сборных. Я мечтал о голландской футболке, но вручили югославскую. Расстроился. Пока команды разминались, с львенком, талисманом чемпионата, прошлись вокруг поля. А в перерыве нырнул под трибуны и купил оранжевую майку Давидса с 8-м номером. До сих пор храню.
– Матч вам достался роскошный. – Голландцы победили 6:1, Клюйверт забил четыре. Вернулись в Каменск – телеграмма из "Локомотива": "Ждем!" Я воспринимал это как приключение и уговорил родителей отпустить, хотя они до последнего колебались. Теперь понимаю их, когда у самого двое детей.
– Сколько раз порывались все бросить и уехать? – Невероятно тяжело дался первый сбор в Шатуре. Скучал. В единственный выходной пацанов из Москвы навестили родные, а я знал, что ко мне никто не приедет. Тогда же ни скайпа, ни мобильника. Даже поздравить с днем рождения 8 августа меня не могли.
– Обидно. – Зато вечером в двусторонке, играя форварда, забил четыре мяча. Как Клюйверт. После этого не сомневался, что Салехов оставит точно. Благодаря ему в интернате освоился быстро. В сложные моменты он всегда был рядом, помогал.
– Радимов и Хохлов об интернате ЦСКА вспоминают с ужасом: "Полная нищета". – У нас были шикарные условия. Кормили, одевали, обували. Выплачивали стипендию – на кино и мороженое. Нынче великолепные академии у "Краснодара", "Спартака", а в те годы вне конкуренции был "Локомотив". Жили дружно. В номерах – ни телевизоров, ни компьютеров. От общения ничто не отвлекало.
– Маленького Кокорина помните? – С Сашей в интернате общался меньше – он на три года моложе. Его команда 1991 года рождения в Москве громила всех. Кокорин забивал по 8 – 9 мячей за игру. Выделялся не только талантом, но и трудолюбием. По вечерам работал дополнительно. Либо на поле с мячом, либо в тренажерном зале. В голове не укладывается, как "Локомотив" прохлопал такого игрока.
– В вашей команде кто считался звездой масштаба Кокорина? – Кантемир Берхамов. Его рано начали привлекать к матчам за дубль. Но не повезло – дважды порвал "кресты". Играл в Нальчике, "Урале", сейчас – в "Тосно". По таланту Кантик достоин большего.
– А про вас что тогда говорили? – На меня ставку не делали. К 16 годам подрос, окреп. А до этого был щупленький, физически на 90 минут не хватало, в основу не попадал. Если за школу не играешь, кому ты в дубле нужен? Так что все справедливо. Из нашей команды Ринат Билялетдинов выбрал ребят, которые выглядели сильнее.
– Спустя два года "Локомотив" позвал обратно. – Контракт с "Торпедо" заканчивался, предложения были. Отмел их после разговора с Семиным. Повторяю, не было обиды на клуб за то, что не взяли в дубль. Иначе бы не вернулся.
– Летом 2008-го в матче на Кубок в Липецке с вами случился странный эпизод, о котором мне рассказал Гуренко: "Десять минут отыграли – и Смольников с места двинуться не может. У команды вопрос: он что, плохо тренируется? Не режимит? Но я понял, в чем проблема. Парень так настраивался на игру, что в организме произошел сбой. Отказали все органы…" – Такое бывает, когда долго не играешь. Наконец получаешь шанс, и от бешеного желания себя проявить все делаешь невпопад. Носишься бестолково, суетишься, тратишь силы. А когда действительно надо совершить рывок, выясняется, что сдулся, как шарик. На морально-волевых я дотянул до перерыва, Рахимов заменил. Больше при нем на поле не появлялся. Впрочем, кроме себя, винить некого.
– И на следующий год покатились по арендам. – Отдали в "Урал", но там на меня не рассчитывали. Терять еще сезон не хотелось. Сказал агенту: "Готов ехать куда угодно, лишь бы играть!" Ближе "Читы" ничего не нашлось. Это не смущало. Главное – практика.
– Вернулись из Читы в Москву – и что собирались делать? – Жениться! Потом – свадебное путешествие. Но в премьер-лиге сезон продолжался до 30 ноября. Вместо каникул велели тренироваться с "Локомотивом". А свадьба – 21-го. Через неделю иду к Игнатьеву, помощнику Семина: "Как быть? Все запланировано, путевки куплены. Но если надо – сдаю билеты, остаюсь тренироваться…"
– Что Игнатьев? – Обещал поговорить с Семиным. Юрий Палыч отпустил: "Лети спокойно". С середины декабря я работал индивидуально с тренером по физподготовке Марией Буровой. Гоняла, будь здоров! К сборам подошел во всеоружии. Тут новость – отправляйся в "Локомотив-2", в деньгах не теряешь.
– Согласились? – Нет! Категорически! Зачем мне вторая лига? На сбор поехал все-таки с основой. В последний день набрался смелости, спросил Юрия Палыча: "Что по мне? Если нет – буду искать команду".
– А он? – "В "старте" места не гарантирую, но ты в обойме. Тренируйся, доказывай…" У меня гора с плеч. Семин ставил то в нападение, то в полузащиту. В какой-то момент сдвинул на правый фланг обороны. Сегодня вспоминаю те матчи – смех и грех.
– Почему? – Как мог играть крайнего защитника?! Я же ничего не умел и не понимал! В тактических нюансах – ноль. Навыка игры на этой позиции не было – отсюда миллион ошибок. Не случайно первое, что услышал в "Жемчужине" от Черчесова: "Наблюдал за тобой в "Локомотиве". У меня правым защитником не будешь никогда!"
– А кем? – Хавом. В оборону перевел из-за кадровых проблем. Со мной занимался Мирослав Ромащенко, который в штабе Черчесова отвечает за подготовку защитников. Объяснял, где поджать, как перестроиться, когда вовремя выброситься на игрока. Важнейшие игровые детали, о которых прежде не знал. Бесценный опыт!
– Семин так не разжевывал? – В том-то и дело! Основную базу игры крайнего защитника мне заложили именно в "Жемчужине".
– "Ростов" изначально взял вас у "Локомотива" в аренду. Белоус в контракте прописал, что может выкупить ваш трансфер за 800 тысяч евро. Когда "Локомотив" спохватился и попытался поднять цену, было поздно. Я ничего не перепутал? – Все правильно.
– Но почему вы не хотели возвращаться в "Локомотив"? – Эту страницу к тому времени для себя уже закрыл. Достали бесконечные аренды. А в "Ростове" отнеслись тепло. Доверяли.
– Какие тренерские фразы отложились в памяти? – Балахнин, если у игрока что-то не клеилось, говорил: "Э-э, коряга!" – с упором на мягкую "г". А Семину, например, тяжело даются иностранные фамилии. Помню установку перед матчем с "Аланией": "Слева у них играет румын, справа – болгарин…" В разгар чемпионата мира-2010 была забавная история. Юрий Палыч делился впечатлениями о футболистах сборной Германии. Если на Ламе и Мюллере не споткнулся, то выговорить Швайнштайгер или Мертесакер никак не мог. Алиев сидел сзади, угорал. А я-то – в первом ряду, напротив Семина. Сдержался.
Автор: Александр Кружков, "СЭ" Фото: Никита Успенский, Татьяна Дорогутина "СЭ"
Согласен. Переоценён сильно. Уверен, верни его в нынешний "Локо" и будет совершенно другой Смольников. Весь класс его в ЛЧ виден, где одни обрезы, позиционные просчёты и т.д. Да он настырный, неуступчивый, работоспособный, но на этом плюсы и кончаются. Недостаток "школы" защитника налицо: слабая позиционная игра, игра в отборе, опека. И притом, что является бывшим полузащитником, катастрофически бесполезен при подключениях. А когда тебя страхует такой "монстр", как Гарай, волей неволей хорошо выглядеть будешь.
Если честно Серасхов ничего не показал в Соколе, что ни пас то вратарю или назад, а позиция то крайнего защитника, не плохо борется, но не более, не увидел в его игре ничего особенного, хотя изрядно выходил в старте у Игоря Валерьевича! Сильно сожалею уходу Чугайнова
Всем привет!не в тему, но хочу спросить граждан Москвы.Кто был на экскурсии по стадиону? Вчера хотела поехать,а номер не доступен. Да и не знаю как там что нужно. И ещё, может соберемся группой и посетим стадик? Жду ответа
Да, Динамо придётся приложить очень много усилий, что бы его не увели летом. Скоро же Барса будет замену Алвесу искать, ну кто сможет заменить Даниэля лучше?
Какое счастье, что с приходом больших денег в российский футбол мы можем наслаждаться игрой мастеров мирового масштаба, таких как Халк, Диарра, Роттенберг!
Помню, году в 2009-ом на своем секторе (5-низ) по угару пытался на каждом матче начать скандировать его фамилию, подбивал окружающих, кто-то даже поддерживал) Нравился мне он всегда чем-то как футболист, хоть и играл чаще плохо, чем хорошо.