ВАДА завершило новое расследование в отношение 298 российских спортсменов, среди которых есть и футболисты.
ФИФА получит в мае данные из Московской антидопинговой лаборатории, которые могут свидетельствовать о применении запрещенных препаратов российскими футболистами. РУСАДА еще не получало от ВАДА списки спортсменов, подозревающихся в нарушении антидопинговых правил.
Генеральный директор РУСАДА Юрий Ганус рассказал «Спорту День за Днем», какое наказание ждет Россию, есть ли риск потерять чемпионат Европы и насколько быстро можно ожидать вынесения приговора.
– Как обычно происходит процедура передачи материалов?– Отдел расследований ВАДА выполнил функции анализа тех материалов, которыми они располагали. Отделом расследований установлены факты, которые свидетельствуют о нарушении антидопинговых правил. Теперь эти материалы, согласно общей процедуре, передают в отдел обработки результатов, в конечном итоге – в международные федерации, чтобы они выносили решение.
Материалы из отдела обработки поступают в дисциплинарный антидопинговый комитет соответствующей международной федераций. У нас эта процедура идет аналогично: сначала отдел расследований занимается скрытыми фактами, находит доказательства, которые подтверждают нарушение антидопинговых правил, и дальше материалы передаются в отдел обработки результатов для подготовки в антидопинговый комитет.
Юрий Ганус– Чем грозит России расследование ВАДА?– Это грозит тем, что возможно отстранение – если не сразу, то позже – тех спортсменов, чьи имена содержатся в информации ВАДА.
– То есть, наказание будет индивидуальным? Речи о дисквалификации целых команд нет?– Нет, ни в коем случае. Я думаю, это вопросы, связанные именно с индивидуальными наказаниями. Вопрос в другом. Возьмем пример с биатлоном. Если дисквалифицируется спортсмен, который участвовал в эстафете, медали лишается вся команда. (В феврале 2020 года российского биатлониста Евгения Устюгова уличили в обвинении антидопинговых правил. Если CAS не займет его сторону, сборная России лишится золота Сочи-2014 в эстафете. Без наград останутся Дмитрий Малышко, Алексей Волков и Антон Шипулин. – «Спорт День за Днем».)
Точно так же в гребле и других соревнованиях. Все эти наказания индивидуальные, но если награда коллективная, это может отражаться на результатах коллектива, группы спортсменов.
– В биатлоне Россия потеряла этап Кубка мира. Может ли в футболе идти речь о риске потерять чемпионат Европы?– Все нарушения носят индивидуальный характер и относятся именно к спортсменам. Надо видеть характер этих нарушений. Если это один или два спортсмена из большой группы это одно, а если этих спортсменов 90 процентов или даже 60-70 – совсем другое.
В Санкт-Петербурге пройдет ряд матчей Евро-2020"– Какой соревновательный период охватывают допинг-пробы футболистов в московской антидопинговой лаборатории?– Допинг-пробы хранятся достаточно продолжительное время. Ввиду того, что у нас допинговый кризис еще с 2015 года, все пробы в России хранятся и будут храниться 10 лет. Более того, МОК принято решение о том, что все пробы – и соревновательные и не соревновательные – будут храниться в течение 10 лет. Пробы наших спортсменов хранятся в течение 10 лет. Те пробы, которые отобраны, их никто не уничтожал и уничтожать не будет. В других странах раньше было по-другому, но сейчас это общий стандарт. Практика кризиса в России оказала влияние на развитие антидопинговой системы во всем мире и показала целесообразность хранения проб в течение продолжительного времени.
– Каково взаимодействие ФИФА и ВАДА?– ВАДА передало документы в международную федерацию. Если международная федерация по какой-то причине не будет отрабатывать эти материалы, либо вынесет какое-то решение, не соответствующее пониманию ВАДА, то ВАДА будет оспаривать это решение, ходить в суд самостоятельно с этим решением, в том числе с требованиями к самой ФИФА.
– Как быстро ждать вынесения решения?– Сейчас эти вопросы зависят от условий рассмотрения. В РУСАДА в апреле по решению руководства страны все ушли в самоизоляцию, перешли в режим ограниченной работы, но на 100 процентов сохранили наш функционал. Мы восстанавливаем тестирования с третьей декады мая. Более того, у нас в мае начинает работать дисциплинарный антидопинговый комитет. Вопрос организации слушаний, отдела обработки результатов, антидопинговой панели – уже зависит от организации работы в самой ФИФА. У нас тоже не все категории дел будут проходить в дистанционном формате.
Я думаю, с учетом того, что это документы, которые предоставлены и обработаны ВАДА, эти дела не будут затягиваться.
– Находитесь ли вы в контакте с РФС? Что думают там по поводу всей этой истории?– Со мной не связывались, пока говорить об этом рано. Решение будет выноситься международной федерацией. Оказать влияние на это решение будет крайне сложно. Отдел расследований ВАДА обработал все материалы, установил факты и передал их в международную федерацию. Дальше все эти вопросы отрабатывает ФИФА. Конечно, позиция РФС должна быть активной. Необходимо выяснять все эти вопросы, но это надо делать в контакте с международной федерацией. Не думаю, что международная федерация отдать все материалы в свободное плавание.
Руслан Семенеев