Светоч и Палыч – взрывная смесь
В последний день июня лучезарный
Анатолий Бышовец больно уколол
Юрия Сёмина, заявив о том, что для него не существует такого человека и тренера.
Это отличный повод вспомнить, как Светоч и Палыч – два титана профессии – не смогли дружно сотрудничать в «Локомотиве» в середине нулевых.
СЁМИН ОБЕЩАЛ, ЧТО СРАБОТАЕТСЯ С БЫШОВЦЕМ. ИХ НАЗНАЧИЛИ В ОДИН ДЕНЬ
Почти весь сезон 2006 «Локомотив» провёл с сербским тренером
Славолюбом Муслиным, а завершил с
Олегом Долматовым на 3-м месте в таблице. Команда провалила начало и конец сезона: стартовала с восьми матчей без побед во всех турнирах, хотя в середине сезона набралась отличная серия из 20 игр без поражений. Но удары от скромного
«Зюльте-Варегема» и «Москвы» подтолкнули боссов клуба к серьёзным изменениям.
За несколько дней до нарезки новогодних салатов в «Локо» собрался совет директоров: там решили убрать легендарного
Валерия Филатова с должности президента клуба, на его место назначили
Юрия Сёмина, Долматова тоже попросили, а тренировать пригласили
Анатолия Бышовца.
Якунин озвучил задачи: сначала попасть в двойку, потом взять чемпионство, также успешно выступать в Европе. Трансферы хотели видеть точечными – без коррупции и взяток (например, бывший форвард «Локо» Исо Каньенда рассказывал, что Муслин просил у него 2,5 тыс. долларов в месяц за возможность остаться в клубе).
«Когда я ушёл из клуба, я тоже не слышал об этом игроке. Зачем мне это вообще? В «Локомотиве» у меня была зарплата 100 тысяч долларов в месяц, а я буду просить у игрока 2500 долларов?» – парировал Муслин.
Начальство больше намекало на агентов и прочих посторонних деятелей вокруг клуба, однако Муслин обиделся на руководство «Локо», ведь коуча выбросили на рельсы, когда команда шла второй в ЧР, отставала от первого места всего на очко и метила в ЛЧ.
Сёмин, который ранее никогда не работал на позиции менеджера футбольного клуба, с интересом воспринял новый вызов и ради общего дела обещал наладить позитивное взаимодействие с тренером Бышовцем, не мешая ему творить.
Это были лишь слова. В реальности матёрые и предприимчивые мэтры с трудом умещались в кабине столичного поезда.
СЁМИН НАПРЯГАЛ БЫШОВЦА АВТОРИТЕТОМ И ИНТРИГАМИ. СЛИШКОМ РАЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ФУТБОЛ
Сёмина и Бышовца сразу предупредили: если результаты не будут соответствовать задачам – сладкую парочку тут же уберут.
Сезон 2007 – противоречивый для «Локомотива», где ставили самые высокие цели. С одной стороны – 14 очков из 18 возможных в матчах с командами из первой тройки, четыре победы над «Спартаком» (две в чемпионате и две в Кубке, после этого Липатов даже предложил сделать аллею Светоча на арене «Локо») и майский выигрыш Кубка России в матче с «Москвой» Леонида Слуцкого; с другой – рекордно низкое для «Локо» 7-е место в Премьер-лиге. И это с молодым Браниславом Ивановичем, опытными Лоськовым и Маминовым, Самедовым и Измайловым в полузащите, Сычёвым в нападении.
Говорили, что в потенциале та команда, слегка исправленная трансферами, могла выиграть чемпионат, но разногласия в управлении и отсутствие единства в коллективе окислили всё изнутри.
Светоча тоже обвиняли в том, что он вытягивал из игроков деньги за шанс выйти в стартовом составе, однако Анатолий Фёдорович всю карьеру философски боролся с подобными набросами: «Клевета довела Сократа до смерти».
Бышовец везде чувствовал дыхание Палыча, огородился и выдавил из клуба влиятельных Евсеева (активно наигрывал Ивановича под трансфер в «Челси») и Лоськова, которые ассоциировались с прошлыми успехами «железнодорожников», постепенно стал для многих игроков нерукопожатным персонажем и двигался к познанию предела положительных человеческих качеств и мерзости, когда в ноябре уступили дома «Кубани» со счётом 2:3.
Сёмин не совсем согласился с оценкой совета директоров, извинился перед фанами за плохие результаты, но не признал в них своей вины: «В рамках данных мне прав и возложенных обязанностей, оговоренных заранее, невозможно было повлиять на результат». А Бышовец по сезону не был полным идиотом, чтобы верить всему тому, что происходило. Руководство выполнило обещание – одним днём уволило двоих. Потом Ринат Билялетдинов слил «Копенгагену» и «Панатинаикосу» в Кубке УЕФА – совсем беда.
«Когда я работал в «Локомотиве», Сёмин был президентом. У нас вообще не было никаких отношений. Нет большей трагедии, когда президент клуба хочет быть главным тренером. И когда целая группа игроков, которая руководилась со стороны, из-за такого положения дел не пожимает руки тренеру», – признался Бышовец в апреле нынешнего года.
ГЕРАСИМЕЦ ПОМОГАЛ БЫШОВЦУ В «ЛОКО». ОН СЧИТАЕТ, ЧТО СЁМИНА ЗЛИЛ ЭТОТ ТРЕНЕР
Сергей Герасимец играл у Бышовца в «Зените» ближе к концу 90-х. Светоч взял его ассистентом в «Локомотив». В интервью «Спорту день за днём» в мае текущего года Герасимец вспоминал тот смутный сезон и согласился с тем, что Палычу удаётся объединять вокруг себя футболистов, но тогда, в должности президента и при тренере Бышовце, у красно-зелёных этого не получилось.
Команда правильно настроилась на победу в Кубке России, хотя на дистанции жила слишком хаотично. Палыч при этом никак не помогал Светочу – пошатывал его кресло, редко светился на базе, тесно и тайно общался со знакомыми игроками в обход главного тренера и явно предвкушал скорую оставку коллеги в надежде запрыгнуть на его место.
«Должность президента клуба не для Сёмина. Находясь на ней, он очень хотел стать главным тренером. Задача президента – помогать главному тренеру и решать все вопросы. Я приведу только один пример, как Бышовец решил избавиться от Евсеева. Вопрос спорный, но он находится в компетенции главного тренера. Бышовец сказал Евсееву: «Я не вижу тебя в команде». Вадим пошёл к Сёмину, а он ему говорит: «У тебя два пути: искать другую команду или немножко подождать»», – рассказывает
Герасимец.
Сергей подозревает, что болельщиками «Локо», для которых Палыч всегда стоит особняком, в то время кто-то умело руководил, поэтому Бышовца критиковали за любые ошибки, толком не приняли и быстро выдавили. Впрочем, Герасимец частично подтвердил слова Евсеева и Лоськова: Светоч в целом плохо наладил контакт с командой, верил в чудотворную силу премиальных и не получил поддержки от Сёмина – в том числе в вопросах селекции, желании подписать Романа Широкова из Санкт-Петербурга и сорвавшегося трансфера Асамоа Гьяна из Ганы.
Бышовец называл период работы с Сёминым «непрекращающимся конфликтом». А спустя много лет, когда руководство «Локо» готовило замену Сёмина на Николича, Светоч предположил, что из клуба могут сразу выставить и Кикнадзе, и Палыча, намекая на свой грустный опыт в московском клубе.
Но сверху в этот раз решили иначе.
Роман Герасимов