Репортаж о том, чем живёт и как тренируется московский «Локомотив» в Австрии, где в последние дни установилась жуткая жара.
В австрийском городке Валькс жара. Солнце шпарит так, что впору жарить традиционные сосиски прямо на камнях. Их рядом с живописным озером раскидано множество. Градусник сверкает делением на "+30". Но это не влияет на штатное расписание «Локомотива» — «железнодорожники» работают без поблажек, по полной. Только вечером в среду становится известно, что на следующий день утренней тренировки не будет. Тут важно не переборщить, тем более с учётом погодных условий.
Отель команды расположен в паре сотен метров от тренировочного поля. Но прежде нужно пересечь дорогу, по которой туда-сюда снуёт разношёрстный транспорт. От дорогих спорткаров, типа коллекционного «Мустанга» или знаменитого «Порше 911», до пузатых жёлтых автобусов или набитого инструментами трактора. Нужно быть осторожным, если не хочешь попасть впросак и получить нефутбольную травму.
Пока идёшь по щебёнке до поля, перед глазами разворачивается величественная картина. Горная альпийская гряда растянулась во весь горизонт, а водная гладь озера посылает солнечных зайчиков пощипать сочную травку на крутых склонах. Небольшая часовня на полпути до места напоминает, что тирольцы народ религиозный. Атмосфера благоденствия. К слову, часть игроков «Локо» предпочитает добираться «на работу» не пешком, а на велосипеде. Михалик, Янбаев, Логашов, Майкон, Гильерме, Дюрица, Григорьев, Лобанцев, например, активно используют двухколёсный транспорт.
Тренировочное поле, обнесённое проволочным заграждением, будто поляна из сказки. Газон идеального качества, ворота, фишки, стойки — всё что нужно для полноценных тренировок. На краю маленький деревянный домик с парой лавок, чтобы переодеться. Пейчинович и Ниассе сидят рядышком, привалившись спиной к стене дома, и болтают о чём-то на французском. Если забыли — серб четыре года провёл в «Ницце», а для сенегальца этот язык родной.
Перед началом занятия футболисты дурачатся с мячом. Касаев и Тарасов в числе первых. В одном из эпизодов Дмитрий в попытке перехватить снаряд слегка задевает Алана, и тот артистично валится на землю как подкошенный. Изображает мёртвого. Но партнёров не проведёшь — приходится подниматься. Касаев с улыбкой указывает на след на носке, утверждая, что контакт всё же был. Настроение, как и температура, на высоте.
За весельем со стороны наблюдает Шишкин, устроившийся на возвышении с краю поля. Тарасов предлагает игру — нужно пробить над головой Романа так, чтобы сбить воображаемый стаканчик. Футболисты раз за разом посылают мяч в нужную точку, пока не приходит время начинать уже настоящую тренировку.
Обычно в день по два занятия. Утреннее больше посвящено укреплению физики. Вечернее изобилует игровыми упражнениями. Обе тренировки по времени занимают около полутора часов. Есть мнение, что Черевченко, поработавший со многими «машинистами» «Локо», взял понемногу от каждого, добавив своё. К чему это приведёт, пока сказать сложно. Но то, что интенсивность высока и футболисты занимаются в охотку, сомнений не вызывает.
Кстати, в тренерском штабе «железнодорожников» пополнение. За день до вылета в Австрию команда подписала нового тренера по физподготовке. Андрей Дмитриев — человек с опытом.
В своё время 50-летний специалист трудился в «Спартаке» и в молодёжной сборной России, а последним местом работы был махачкалинский «Анжи». Дмитриев призван заменить в «Локо» испанца Феликса Ледесму, ушедшего по зову Рафы Бенитеса в «Реал».
Первое, что бросается в глаза, точнее сказать, в уши, — мелодичный баритон Дмитриева, его постоянный подсказ. Тренер не только громко и внятно объясняет суть упражнений, но и корректирует действия футболистов. Делает это мягко, по-отечески. «Брат, не выходим за пределы фишек», — объясняет он одному из Миранчуков, когда тот под конец прямой, которую необходимо пробежать с разной скоростью, смещается за пределы означенной зоны. «Вот так, молодец», — подбадривает тренер исправившегося игрока.
С другой стороны поля занимаются вратари под присмотром Владислава Тихонова. Не все в курсе, что он в «Локомотиве» с шести лет. То есть с 1978 года. В 88-м числился в заявке команды, но не сыграл. Выступал в низших дивизионах до 2007 года, после чего завершил игровую карьеру. Чтобы вернуться в «Локо» тренером. Сначала молодёжных команд, а теперь вот и главной. Вырос, заслужил. И кто теперь скажет, что красно-зелёные не растят собственные тренерские кадры? Особенно после назначения Черевченко, Пашинина и Оганесяна.
Под конец тренировки коллектив разбивается на шесть команд по три человека. Играют в теннис-бол. На общем фоне выделяется Чорлука. Берёт за счёт высокого роста, умелых ног и светлой, хоть и темноволосой головы. Хорват, кстати, разжился новой татуировкой. На икре футболиста появилась розовощёкая матрёшка с изображением Храма Василия Блаженного. Удивляет Логашов, в одном из моментов завершающий комбинацию эффектным и, что важнее, эффективным ударом через себя. Звучит свисток об окончании тренировки, но нужно завершить занятие упражнением на пресс.
Игроки ложатся на коврики и старательно выполняют задание. После ледяные ванны. Дольше всех в бочке с ледяной водой нежится Гильерме. «Гиля — да у тебя стальные яйца», — хохмят партнёры. — «Болельщикам надо бы сделать баннер с такими словами». Шутки-шутками, а процедура важнейшая. И прав бразилец, когда относится к ней ответственно. Ведь впереди два контрольных матча, и подойти к ним нужно во всеоружии.
Иван Карпов