Новый наставник железнодорожников
Марко Николич рассказал «
Гудку» о том, как получил предложение возглавить «
Локомотив», о своей тренерской карьере, возможных трансферах и взаимоотношениях с болельщиками.
– Марко, вы впервые возглавили российский клуб. Раньше вам поступали предложения от команд РПЛ?– В последние несколько лет у меня были неофициальные контакты с некоторыми российскими клубами, но до официальных переговоров дело не доходило. Первое конкретное предложение, которое я получил из России, – от «Локомотива».
– Были ли у вас другие варианты работы?– Да. На меня выходили несколько европейских клубов, а также клубы из Китая и стран Ближнего Востока. Но работа в них не входила в мои планы, хотя на тот момент у меня ещё не было приглашения из Москвы.
– Расскажите, как шли ваши переговоры с «Локомотивом»?– Наши контакты начались в конце февраля, тогда со мной на связь вышел генеральный директор Василий Кикнадзе. Он был единственным человеком, с которым я общался. Встречался я и с председателем совета директоров клуба Анатолием Мещеряковым, но только один раз.
Для меня предложение возглавить «Локомотив» – шаг вперёд в карьере. Я хотел работать в сильном чемпионате, в команде с серьёзными амбициями, которая хочет побеждать в национальном первенстве, играть в Лиге чемпионов. При этом чувствовал, что меня действительно хотят видеть в этом клубе. Это важно! С другой стороны, я должен сменить на должности главного тренера легенду «Локомотива» – Юрия Сёмина. Тренера, которого обожают все болельщики. Даже других клубов. Знаю, что все будут нас сравнивать. Причём я был в похожей ситуации: меня увольняли, когда команда, которую я тогда тренировал, находилась на первом месте. Но такова жизнь футбольных тренеров. Да, мне это тоже не нравится, но так оно и есть.
– Что вы раньше знали о вашей новой команде?– «Локомотив» на слуху в Европе. Здесь хорошее сочетание молодых и опытных футболистов. Важно, что за «Локомотивом» стоит большая компания – ОАО «РЖД». У команды потрясающие болельщики. «Локомотив» с точки зрения организации работы клуба стоит на ступень выше всех моих предыдущих мест работы.
– Вы хорошо знаете чемпионат России?– Я следил за РПЛ, как и за другими европейскими лигами, – это часть моей работы. Могу уверенно сказать: в России сильный чемпионат, крепкие команды, многие из которых на хорошем счету в Европе.
– Наверняка вы внимательно наблюдали и за Лигой чемпионов. Что скажете об игре в этом турнире вашей новой команды?– В последние два сезона я видел много матчей «Локомотива» в Лиге чемпионов. Но никогда не комментирую выступления других команд, кроме той, которую я тренирую. Для меня игроки, коллеги-тренеры, болельщики и клуб – это святые вещи. Привык проявлять уважение ко всем. Это мой стиль. И надеюсь, что ко мне будут относиться таким же образом.
– Вы работали в чемпионатах Сербии, Венгрии и Словении, выигрывали в них титулы. Можете сейчас сказать, отличается ли уровень этих турниров от чемпионата России?– Я работал в чемпионатах разных стран. Выигрывал чемпионаты, Кубки. Я горжусь теми командами, в которых работал раньше, тем, что вместе с ними достигнуто. Но всё это уже история. Сейчас время для новых вызовов.
Каждая лига особенная – свои традиции, стиль игры, погода, разные типы болельщиков, разные возможности бюджетов и так далее. Но я чувствую себя готовым к новому вызову.
– Что для вас было значимее – победа в чемпионате Венгрии или Сербии? Что было выиграть сложнее?– Для меня лучшими моментами жизни до сих пор являются победы в чемпионате и Кубке Сербии с белградским «Партизаном». Прежде всего Белград – это мой город, Сербия – моя страна... Были замечательные отношения с болельщиками. Также это были мои первые тренерские трофеи.
Я провёл почти три прекрасных года в Венгрии. Выиграл там чемпионат, Кубок. Прошёл с командой квалификацию Лиги Европы, был официально признан лучшим тренером в истории клуба. Тоже весомые достижения.
– Вы из-за травмы рано закончили игровую карьеру, это для вас как для тренера плюс или минус?– Играть я завершил на молодёжном уровне. И сразу же начал тренировать в юношеской команде, где проработал шесть лет. В том числе и в сборной Сербии U-19. На данный момент я уже 13 лет в профессиональном футболе. Считаю, что я в 40 лет всё ещё молод. Но у меня уже большой опыт, потому что все эти 13 лет я работал. Думаю, что это будет моим преимуществом.
– Трудно было «убить» в себе футболиста и стать тренером?– Мне – нет. Я окончил два спортивных университета. Прошёл все возможные программы по лицензированию. Путешествовал по Европе и наблюдал за лучшими тренерами в мадридском «Реале», в итальянской «Аталанте». Изучал языки – английский, итальянский… Пытался получить как можно больше знаний и инвестировать в себя.
– Сейчас вы принимаете участие в тренировках, в разминке вместе с футболистами?– Мне нравится быть активным как на тренировках, так и во время матчей. Но при этом у каждого своя роль и ответственность. Я всегда доверяю своим сотрудникам и своим игрокам. Но при этом жду от них результатов и хорошей работы.
– Вернёмся к «Локомотиву». Вы знакомы с кем-то из его игроков?– Лично – пока нет. Надеюсь, что скоро встречусь с ними.
– Когда планируете приступить к работе?– Я приехал в Москву 30 мая. Но из-за ситуации с коронавирусом может случиться так, что мы с моими помощниками, которые прилетели вместе со мной, присоединимся к команде всего за несколько дней до возобновления чемпионата. Это может быть проблемой. Но как только власти предоставят нам возможность присоединиться к команде, я сразу же выйду на тренировочное поле. Пока я нахожусь в ежедневном контакте с тренерами команды – Олегом Пашининым, Дмитрием Лоськовым, Сергеем Алексеевым и Зауром Хаповым. В первые дни после долгой паузы они уже проделали хорошую работу.
– Вам уже обозначили задачи, которые стоят перед вами и перед командой в концовке этого сезона?– Да, цели поставлены. Мы знаем, чего хотим достичь в ближайшее время, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Также я прекрасно понимаю, что болельщики хотят и ждут побед. Последние семь лет в трёх разных странах я работал в клубах, которые, возможно, не имеют громкого имени. Но от них, как и от «Локомотива», ждали побед. Давление в этом плане было серьёзным. Но если нет давления, значит нет амбиций. У «Локомотива» они есть!
– Вы уже успели познакомиться с инфраструктурой клуба?– Да. Она находится на хорошем уровне. Один раз был на «РЖД-Арене». Знаю и о планах реконструкции стадиона, тренировочной базы. Их хотят сделать ещё более комфортными.
– С вами приехали два ваших ассистента. А те специалисты, которые сейчас работают с командой, останутся?– Вместе со мной в Москву прилетели Радое Смилянич, который является помощником и аналитиком, и Горан Басарич – тренер по ОФП. Но и многие из тех, кто сейчас входит в штаб «Локомотива», останутся, чтобы вместе работать.
– У вас уже есть планы по изменению состава игроков? Правда ли, что вы хотите пригласить в клуб хорватского полузащитника «Лацио» Милана Баделя?– Сейчас для меня самое главное – начать работать с командой. Мы должны закончить сезон-2019/20 с хорошим результатом. Я хочу увидеть и лучше узнать нынешних игроков «Локомотива». Потом наступит трансферный период, которым мы воспользуемся. Конечно, некоторые изменения необходимы. Но я никогда не называю конкретных имён публично. Это внутренняя политика клуба. Вам нужно немного набраться терпения, а мы должны доработать планы и после последнего сможем вернуться к обсуждению этого вопроса.
– Насколько вынужденная из-за коронавируса пауза и непростые условия тренировок повлияют на уровень футбола?– Это первый раз, когда происходит что-то подобное. Все мы должны привыкнуть к новой ситуации. Конечно, она повлияет на игру. Между концом этого сезона и началом следующего получится очень мало времени. Много матчей будет проводиться в очень сжатые сроки. Увеличится риск травм, и мы должны поддерживать спортивную форму до середины декабря. Но всё это – вызовы. И мы здесь не для того, чтобы плакать и жаловаться, а для того, чтобы найти решения в этих совершенно новых для всех нас условиях. Это будет нелегко, но я уверен, что у нас получится.
– Доигрывать чемпионат придётся при практически пустых трибунах – это грустно или лучше пусть так, чем вообще никак?– Грустно, конечно. Ведь мы работаем для болельщиков. Футбол без них совсем уже не тот. Мне лично очень не нравится вся эта ситуация. Знаю, что чувствуют футболисты, когда играют без зрителей. Но мы должны соблюдать государственные процедуры и политику в области здравоохранения.
– Говорят, что вы не очень охотно общаетесь со СМИ – это правда? Планируете ли после выхода на работу в «Локомотив» встретиться с болельщиками клуба?– Везде, где я работал, у меня были и остаются фантастические отношения с прессой. Я всегда могу дать интервью любому, кто об этом попросит. Но не по телефону. Также отвечу на каждый вопрос – приятный он или нет. Но вместе с тем прошу представителей СМИ уважать мою личную жизнь. Для меня семья и работа – это самое главное. У меня нет «Инстаграма», «Фейсбука»... Я немного старомоден.
Что касается болельщиков, то их мнение самое важное для меня. Сделаю всё, чтобы не разочаровать их. Везде, где я тренировал, болельщики меня любили. Но эту любовь нужно заслужить своим трудом, своим отношением, борьбой за клуб, а главное – результатами.
Беседовал Роман Вишнёв