— В последней игре с «Мордовией» очень хорошо себя проявил Жемалетдинов. Насколько это уровень именно его, а не уровень «Мордовии»?
— Жемалетдинов действительно хороший футболист. На данный момент. Но как часто бывает — молодые футболисты нередко теряются. Развращают молодых. Но мы сами в этом виноваты. Раньше над ними было больше контроля. Даже сами футболисты, более опытные, их как-то сдерживали, направляли, подсказывали. А сейчас что — ну как можно запретить футболисту купить шикарную машину, если он на неё заработал? Даже в моей практике было очень много футболистов, которым прочили большое будущее, говорили, что это будущие звёзды и так далее. Но они начинали не с того. Они сразу покупали шикарные машины, начиналась ночная тусовка, рестораны. Футбол уходил на второй план, а на первый — что-то другое. Так не должно быть. Потому что вся карьера впереди. А потом начинали кусать локти и пытались всё вернуть. Век футболиста очень короткий. Грубо говоря, ты в 7 лет пошёл в футбольную школу, изо дня в день тренировался без выходных, пусть в 18 лет попал в профессиональную команду и в 30 с небольшим ты закончил хорошую карьеру. Зачем распыляться на всё это? Это нужно пропустить через себя, конечно.
— У вас есть какой-нибудь любимый игрок сейчас в «Локомотиве»?
— Совсем любимого, наверное, нет. Коломейцев — трудяга-парень такой, всё сам завоёвывал своим трудом, он такой незаменимый универсал. Мне кажется, такие футболисты очень нравятся тренерам. Такие футболисты нужны в каждой команде, на них можно положиться. Как в «Зените» был тот же Зырянов. Я вот подспудно сравниваю: сейчас поставь его в защите — он сыграет в защите, в нападение — он сыграет там. Понятно, что каждого футболиста определяет его позиция, где он ярко может сыграть, но, к сожалению или к радости, есть такие футболисты, которые могут, может, это обидно сказать, но заткнуть любую дырку. Кто-то должен. Кому-то достаётся такое бремя. Это вот Коломейцев.
Наверное, импонирует своим азартом, характером — Денисов. Парень неутомимый, старается, знает свои минусы. Что-то не получается, но тем не менее. Думаю, и болельщики это отмечают. Тот же Сёмин говорил: «Нужны азартные футболисты, е…». В футбол без азарта не играют, в хоккей без азарта не играют. Бывают такие уже зрелые мастера, «распальцованные», а бывает молодой, голодный, жадный до побед. Чем дольше продлится это состояние молодого, голодного, жадного, стремящегося, тем дольше продлится у футболиста хорошая карьера. Надо находить в себе мотивацию. А бывает, что тебе 25, или даже 20, а у тебя мотивации нет, ты уже сытый, зажравшийся — машина есть, квартира есть, ресторан уже открыл. Нужно находить в себе такие моменты, к чему стремиться, расти.
— В «Локомотиве» выделялась пара центральных защитников, пока не ушёл Дюрица. Как вам игра Чорлуки?
— Он мне нравится, как защитник. Но. Он взрослый парень, сформировавшийся футболист, опытный, а жёлтые карточки за что получает? За разговоры. Ты получай их в каких-то игровых моментах. Вот тренеру как? Он на него надеется. Футболист должен себя ставить иногда на место тренера. В Лиге Европы взял и получил красную. И оставил команду без себя на 4 матча, и так защитников тогда не было. Это не предательство? Как это назвать? Я этим возмущён. Тебе же не 15 лет, ты должен понимать, что несёшь ответственность за каждое слово, каждый жест. И себя подводит, и команду.
— А вот с точки зрения тренера, когда Дюрица часто играет в подкатах — это его ошибка как защитника или просто такой стиль?
— Я думаю, стиль. У каждого тренера своё видение. Вот Романцев разрешал подкаты делать одному человеку — Ковтуну, и если кто-то другой делал подкат — он из команды выгонял. Ему такие футболисты были не нужны. Он всегда говорил, что футболист должен уметь отбирать мяч, находясь на ногах. Подкат — это уже последняя стадия. Когда футболист катится — он уже скорее всего получит жёлтую карточку. Редко бывает, что мяч выбивается чисто. Плюс к этому, футболист упал — он себя из игры выдернул. Промахнулся — у команды минус один игрок.
— Как считаете, тренер в своей работе должен отталкиваться от футболистов или внедрять их в своё видение игры?
— Естественно, должен отталкиваться от футболистов, используя свои знания. Если бы Бердыев предложил футболистам «Ростова» другой футбол, сказал бы — мы только атакуем. Что бы получилось? Они не заняли бы второе место. Он их расставил, рассказал, смотивировал. Они играли в свой футбол, от обороны, который он любит и хорошо изучил, и футболистов на это нацелил. В «Ростове» есть группа футболистов, которые очень и очень хорошо обороняются, есть футболисты, которые не очень хорошо обороняются, но всё же обороняются, и есть футболисты, которые могут забить гол. Если разобраться, то там же забивают одни и те же.
— Какая у вас любимая расстановка? Или какая чаще всего используется?
— Всё зависит от обученности игроков. Можно играть и в одного защитника, если он будет справляться со всеми функциями. В «Солярисе» у нас есть дефицит крайних защитников, мы играем в три центральных защитника, а остальные — атакующие. Кто бы что ни говорил, если даже заставить пусть трёх защитников обороняться против 5-6 игроков — из 10 атак они максимум забьют один гол. Пусть даже во второй лиге, в первой. Сколько таких атак может быть за матч? Одна, две. Моё стремление — из каждого футболиста выжать всё, на что он способен. Мы говорим, что оборона начинается с нападающих. Как раньше было принято — это нападающий, мы его не просим обороняться. Но в моём понимании и нападающий должен уметь обороняться, быть универсалом, а защитник должен уметь атаковать. Раз мы говорили сегодня о Бердыеве, и все о нём говорят: он же заставляет нападающих обороняться.
— И Сёмин же примерно так ставил игру?
— Ну конечно. Но Сёмину, наверное, было тяжело в том плане, что на тот момент «Локомотив» был никем, и футболистов он брал, которые хотели играть в футбол, чего-то достичь, бойцов, и которые должны были играть по его правилам, исполнять его требования. Через «Локомотив» прошло много футболистов, которые приходили умелыми, обученными, даже звёзды были, но они самоликвидировались, если не воспринимали требования Сёмина, команды. Они не уживались в том коллективе, который у нас был. То есть, они сами отсеивались, их никто не выгонял. Они сами понимали, что это не их.
— Вы в «Локомотиве» провели 8 лет. Это много или мало?
— Сейчас я бы сказал, что мало. Я бы хотел ещё в той команде задержаться. Но это мой выбор был, меня, опять же, никто не выгонял, я сам ушёл. Сказал: хочу уйти. Меня уговаривали остаться, но… дурак был — ушёл. Я помню слова Сёмина. «Локомотив» — твоя команда. В другой ты нигде не сможешь играть». И получилось так, действительно, что в «Динамо» нормально я толком не играл, а провёл я там три года. Хотя, я знаю, болельщики меня любили. Я со многими динамовскими болельщиками даже сейчас общаюсь на почве увлечений. И ко мне нормально относятся. Ребята меня помнят. И даже то, что «Динамо» 7 лет не могло у «Спартака» выиграть — а я забил решающий мяч, «Динамо» 3:2 тогда «Спартак» обыграло. Я думаю, мне все грехи тогда простили, за эту одну игру. А Сёмин был прав — в «Динамо» мне было как-то некомфортно, в «Сатурне» вообще иностранцев было больше чем русских раза в два. Из русских были только Эдик Мор, я, Витя Онопко, Петя Быстров, вратарь Корнюхин, остальные — аргентинцы, бразильцы, чилийцы, парагвайцы. Так что нужно было нам учить португальский язык, испанский, а не им — русский. Такие задачи были поставлены. А Сёмин что… команда тогда была, что называется, «нищие, но гордые». Мне кажется, «Локомотив» из той серии был. Он (Сёмин) набрал таких, гордых футболистов, которые хотели многого добиться, стремились к чему-то, зарплаты были копеечные. Я знаю, что многие футболисты потом хотели, даже мечтали, попасть в наш коллектив из-за того, что была сплочённость, что была Команда. И так хочется создать это в «Солярисе».
Я не живу теми временами, но от каждого тренера я за основу взял что-то, что может пригодиться. От одного тренера я взял умение общаться с руководством, от другого — независимость от руководства, тут всё же гибкость нужна — они дают деньги, они платят, они руководят. Я знаю одного руководителя, который говорил: «Ставь этого футболиста». Я ставил этого футболиста, пошёл на поводу, говорю: «Хорошо, пусть играет». Команда сыграла неудачно, он заходил в раздевалку и говорил: «Да, господа тренеры, вы не угадали с составом сегодня». Ответственность кто несёт за результат? Тренер. Независимым быть очень сложно. Независимым может быть тренер, который уже сделал себе имя, завоевал какое-то уважение в футболе, когда у него огромный банковский счёт.
От другого — непримиримость с оскорблением или унижением игроков. Я всегда займу сторону футболиста, каким бы он ни был. От себя — что прежде чем быть тренером, ты должен пройти школу футболиста, думать как футболист, ставить себя на место футболиста — что он в данный момент хочет услышать. Никогда не переходить на личности. Да, ты можешь его критиковать, но не оскорблять. Как и везде, наверное, по жизни. Много всего подчерпнул от разных тренеров — я же был на стажировках в Италии, Испании. Мы все разные люди, и я готов подстроиться под футболиста, если это не идёт в разрез с моими собственными представлениями. Может быть мне легче в том плане, что я сам эту школу прошёл относительно недавно, и я буду себя вести так, как мне хотелось бы услышать от тренера, всегда ставлю себя на место футболиста. Психология, педагогика очень важны — в составе команды 30 человек, а играет только 11 — эти моменты нужно уметь сглаживать.
— Скоро начнётся Чемпионат Европы. Ждёте, интересно?
— Нет. Сегодня не интересно. Сегодня я думаю о последней игре Первенства со Псковом.
— Знаю, что вы серьёзно увлекаетесь охотой, рыбалкой.
— Сейчас вот хочу съездить на Камчатку, Лоськова с собой звал, но что-то у него не получается. Туда прилететь на самолёте, а дальше уже вертолёт выбросит где-нибудь в тайге. Интересно же. Многие ребята, с которыми я общаюсь вне футбола, они старше меня в основном, заядлые охотники и рыбаки. Мы когда встречаемся — мы о футболе практически не разговариваем. Все разные, нам друг с другом интересно.
Автор: Инна Мисаго
P.S. Здесь размещена несколько сокращённая версия интервью. Полный вариант можно прочитать тут.