Родился 8 января 1976 г. в г. Мытищи Московской обл.
Воспитанник московских футбольных школ "Динамо" и "Локомотив".
Выступал за команды "Спартак" Мытищи (1991 - 1992), "Спартак" Москва (1993 - 1998, 1999), "Торпедо" Москва (1998, с 2007-го), "Локомотив" Москва (2000 - 2006).
Чемпион России 1996, 1997, 1998, 1999, 2002, 2004 гг. Обладатель Кубка России 1998, 2000 и 2001 гг. Обладатель Суперкубка России 2005 г.
Сыграл за сборную России 20 матчей, забил 1 гол.
Участник чемпионата Европы 2004 г.
САМЫЙ ТЯЖКИЙ ГРЕХ - ВРАТЬ САМОМУ СЕБЕ
Вадим Евсеев неисправимый оптимист. Даже тогда, когда дела у команды идут неважно, даже когда совершает ошибки вроде игры рукой у своих ворот в двух матчах подряд. Но без ошибок в футболе не бывает. Главное - чтобы они не были порождены равнодушием, безответственностью. А вот в этом-то Евсеева не упрекнуть никак.
НОКАУТ В ПРИХОЖЕЙ
Однажды Евсеев обезвредил опасного вора-рецидивиста. Правда, совсем не так, как в каких-нибудь "Ментовских войнах" или "Улицах разбитых фонарей": без погони, перестрелки и приемов кунг-фу в духе Джеки Чана. Все было в прямом и переносном смысле по-домашнему.
Защитник "Локо", готовясь по случаю дня рождения к приему гостей, пылесосил квартиру. И вдруг услышал, как сработал секретный японский ограничитель входной двери. Каково же было удивление футболиста, когда в прихожей он увидел незнакомого парня, неспешно копавшегося в сумке любимой тещи. Завидев хозяина, нахальный мазурик рванулся было на выход, но после короткого удара оказался в глубоком нокауте. После чего были вызваны правоохранительные органы, составлен протокол, а невезучий прохвост препровожден в КПЗ. Уже потом выяснилось, что задержанный - наркоман со стажем и на подобных фокусах уже попадался. Много позже, вспоминая неприятную историю, я поинтересовался у добряка Евсеева, не жалко ли ему бедолагу.
- Нет, - отрезал Вадим. - Мне никогда не бывает жалко тех, кто пытается сделать плохо мне и моим близким. К таким я беспощаден!
Если перенести сказанное на евсеевское футбольное ремесло, то и в нем он точно такой же - горящий, непримиримый, бесстрашный. Ему и здесь есть кого защищать - команду, партнеров, наконец, болельщиков, которые тоже за него горой. Когда он на поле, именно они для него становятся теми самыми близкими. И то, что отдаст за них Евсеев все, сомнению не подлежит. Так было с самого начала, когда он только делал первые, но уже уверенные шаги на пути к тому, чтобы стать Игроком.
Было это в девяносто шестом, в "Спартаке", в компании таких же, как и он, молодых, одержимых ребят - Головского, Дуюна, Липко, Безродного, Мелешина, Джубанова, Ширко. Засучив рукава вместо взявшего сезонный тайм-аут Романцева, Георгий Ярцев дал всем им шанс. И не прогадал. Тем первым чемпионством Вадим и открыл свой наградной лист, в котором подобных титулов уже шесть. А еще два серебра с бронзой и три выигранных Кубка страны. И, кроме этого, двадцать матчей за сборную России с решающим голом Уэльсу, открывшим нам дорогу на чемпионат Европы в Португалию. Кстати, всего за карьеру Евсеев забил тридцать мячей - на зависть любому.
Согласитесь, что человек, добившийся всего этого, достоин уважения в футбольном мире. По крайней мере никому из тех молодых, с кем он завоевывал первое золото, ничего подобного сделать не удалось. Впрочем, вряд ли стоит их судить за это - у каждого собственная судьба. Свою Евсеев сумел выстроить. На зубах. И прежде всего потому, что никогда не отступал от самого себя, от собственных жизненных принципов, об одном из которых я узнал после истории с незадачливым воришкой. Не отступал ни в неожиданной арендной ссылке в "Торпедо" в девяносто восьмом, ни в двухтысячном, когда рискуя, с болью в душе, уходил в "Локомотив". Ни в сборной, где в каждом матче приходилось доказывать, что ты нужен.
Он и сейчас в разговоре с журналистами нет-нет да и ошарашит заявлением, что и по сей день болеет за "Спартак". И пояснит, что иначе не может, поскольку именно из этой команды вышел в футбольные люди. А такое не забывается. Но при этом обязательно добавит, что "Локомотив" для него - дом родной, за который он всегда будет биться до последнего. Что, кстати, особенно заметно именно в матчах со своими бывшими одноклубниками.
ОРЛЯНКА НА ПЕРЕМЕНЕ
Вот так странно - или, наоборот, правильно - устроен этот Вадим Евсеев, тридцати лет отроду, обожающий дочурку Полину, сумасшедшую езду на черном "Лэндкрузере-100", рыбалку и покер. Да и за словом в карман, как узнала вся теле-Европа после матча в Кардиффе со сборной Уэльса, он не лезет - правду-матку не смущаясь, в глаза привык резать. Вот почему, готовясь к беседе с ним, прекрасно представлял, что оказаться она может непростой, но непременно откровенной и нужной. Причем прежде всего для его команды. Когда договаривались о встрече в редакции, мне бросилось в глаза неважное настроение Вадима. А это с ним случается весьма редко. Впрочем, все было легко объяснимо - в матче со "Спартаком" из Нальчика его удалили с поля. И в следующем, со "Спартаком" московским, сыграть он уже не мог. А такие встречи для него дело принципа. Тем более в непростой для родного клуба момент.
- К азартным играм тяга не пропала? - начинаю я издалека беседу с защитником, прибывшим в "СЭ" сразу же после очередной тренировки в Черкизове.
- Это вы к чему? - удивляется Вадим.
- Да вот неожиданно вспомнил историю о том, как в школе директор заметил на перемене ученика Евсеева играющим с ребятами на деньги в орлянку. После чего динамовский тренер не взял вас на турнир во Францию. А вы, обидевшись, в ответ перешли в "Локомотив". Не случись этого, глядишь, так бы в "Динамо" и по сей день играли.
- Кто знает, кто знает... Чего мальчишкой не натворишь. Было такое. Сейчас об этом с улыбкой вспоминаю, когда в казино иной раз заглядываю. Но это редко случается - по настроению. Могу там долларов пятьсот в неудачный вечер оставить. Большего себе позволить не имею права - семья. Еще на сборах, бывает, в покер, чтобы время убить, поиграешь. А так я по этой части человек не азартный.
- По тому, как вы выглядите на поле, этого не скажешь. Я ведь, грешным делом, считал, что раз футболист в игре горяч, то и в жизни такой же. Характер-то у него один.
- Так-то оно так, но проявляться он может по-разному. К примеру, дома я всегда спокойный, выдержанный. А вот на дороге могу вспылить, не сдержаться. Особенно, когда помоложе был. Помню, как-то по Ярославке ехал и вдруг меня на полной скорости подрезала иномарка - чуть в кювет не улетел. Не поленился, догнал обидчика, прижал к обочине. Он сидит, не выходит, двери на замок. Ну я от злости ему рукой стекло и разбил.
- Не боялись на какого-нибудь "крутого" нарваться?
- В тот момент об этом даже не думал - все внутри кипело. Ведь из-за этого лихача чуть не перевернулся. Потом, правда, быстро остыл и даже пожалел о той вспышке.
- А вообще вы по натуре человек отходчивый?
- Сейчас уже могу сказать, что да. А прежде заводился буквально с пол-оборота. Догадывался ли об этом динамовец Короман, не знаю. Но в одном сезоне он меня в двух матчах просто достал - то локтем зацепит, то за майку придержит, то на ногу наступит. Обошлось тогда без скандала. После игры он протягивает мне руку Я ему, естественно, тоже. Вдруг серб отдергивает ладонь и начинает меня по-своему материть. Тут уж я не сдержался и прямиком за ним с кулаками в динамовскую раздевалку. И если бы по дороге меня кто-то не остановил, дров бы мог наломать прилично. Когда успокоился, первое, о чем подумал: и чего сдуру кипел, что хотел доказать?
- Доказывать вам, по-моему, не привыкать.
- Абсолютно точно. Причем процесс этот для нашего брата постоянный. Как говорится, такова футбольная жизнь. К слову и сейчас тем же самым занимаюсь.
ПРОВЕРКА БЫСТРОВЫМ
- Интересно, кому же и что должен доказывать сегодня Евсеев в "Локомотиве", где выступает без малого шесть лет и считается одним из ведущих игроков?
- Новому тренеру, новым партнерам. Стараюсь доказать, что имею право на их доверие, наместо в составе.
- А что, в отношении вас у кого-то появились сомнения?
- Ни в коей мере. Просто меня лично нынешняя обстановка мобилизует, заставляет работать еще собраннее. Семину с Эштрековым мне только на первых порах пришлось доказывать, что, приглашая меня, они не ошиблись. Но это вовсе не означало, что, завоевав их доверие, можно было сбросить обороты и успокоиться. А сейчас я обязан добиться того, чтобы в меня поверил и Муслин.
- Его требования сильно отличаются от тех, которые предъявляли футболистам Семин и Эштреков?
- Я этого не почувствовал. Славолюб отдает предпочтение стилю, который очень напоминает спартаковский конца 90-х - с использованием стеночек, забеганий, скоростными атаками в два-три паса.
- Это вы об организации наступления говорите. А по какому принципу он выстраивает оборону?
- Здесь Муслин делает ставку на четырех защитников и дает им задание действовать так, чтобы между ними и средней линией не было разрыва. По его замыслу, это должно создавать преимущество в середине поля, что дает возможность навязывать сопернику свою тактику. При Семине использовалась иная схема - в три или пять защитников, в зависимости от обстоятельств. Но плотность между обороной и полузащитой тоже была обязательным условием.
- Вроде бы все грамотно и разумно выстраивает Муслин в обороне "Локомотива", но почему же тогда команда так много пропустила в первых турах?
- Большинство голов нам было забито со стандартов. Так случилось в матчах с "Крыльями", в кубковом с московским "Спартаком", дважды со спартаковцами из Нальчика. Пропускаем - и сломя голову бросаемся отыгрываться. Отсюда и провалы в обороне. Причем ошибаются все: кто-то кого-то не подстраховал, кто-то вовремя не вернулся назад, кто-то не доработал. Образуется цепь общих ошибок, которая и приводит к неприятностям. При Семине игровая дисциплина была повыше. И главным девизом было прежде всего не пропустить. Кроме того, на тренировках немало внимания уделялось тому, как вести себя при розыгрыше противником стандартных положений, просчитывались различные варианты, использовались какие-то хитрости.
- Вы сами как оцениваете свое нынешнее игровое состояние?
- К сожалению, назвать его близким к идеальному пока не могу. Из-за травмы колена предсезонная подготовка вышла скомканной и укороченной. Но двадцать - двадцать пять дней работы по программе Муслина, под руководством Заура Хапова, помогли довольно быстро не только восстановиться, но и набрать неплохую форму. Это я почувствовал еще на разминке перед кубковым матчем со "Спартаком" - бежалось легко, легкость ощущалась. А опека Быстрова в той встрече стала отличной возможностью проверить свое состояние. По общему мнению, то была пока моя лучшая игра. Да я это и сам почувствовал хотя бы по тому, что грубых ошибок в ней не совершал. И ушел Быстров с поля без гола.
"ТЕПЛЫЕ СЛОВА"
- Зато немало промахов во встрече со "Спартаком" из Нальчика допустил ваш партнер по обороне Бикей. Чья была идея отправить его в дубль?
- Муслина. Подобные решения вправе принимать только главный тренер. Конечно, ребята и сами могут высказывать мнение по поводу того, кто как играл. Но на решение руководства это никакого влияния не оказывает и оказывать не может.
- В то же время сам Муслин сказал, что только Лоськову, Пашинину, Маминову и Евсееву дано право после матча оценивать игру команды в целом и кого-то в частности. Часто им пользуетесь?
- По-разному. Все зависит от обстоятельств, результата, а значит, и настроения. Наверное, Славолюб считает, что мы, как наиболее опытные игроки, имеем на это больше права, чем остальные. Думаю, подобное существует не только в "Локомотиве".
- Пользуясь такой привилегией, обидеть кого-то можете?
- Сгоряча всякое бывает. Можете себе представить, в каком состоянии все мы находились после домашнего поражения от спартаковцев Нальчика. Нервы же не стальные. А что чувствовала команда по окончании матча с "Монако", в котором Обиора, выйдя один на один с вратарем, пожадничал и не отдал мяч находившемуся в убойной позиции Парксу? Забей мы тогда - имели бы перед ответной встречей не один, а два мяча в запасе. И шансы пройти в четвертьфинал были бы уже повыше. Семин тогда Обиоре по полной программе все высказал. Ну и я еще пару "теплых слов" добавил. А сейчас что легионерам скажешь, если ни ты их, ни они тебя не понимают?
- Может, именно это обстоятельство и создает в коллективе ту напряженную, как поговаривают, обстановку?
- Да никакая она не напряженная. Незнакомая - это точно. В команде впервые оказалось сразу столько легионеров. Если раньше их было три-четыре, то сейчас пришли сразу одиннадцать! Добавьте сюда совершенно новый тренерский штаб. Отсюда и проблемы с взаимопониманием и на поле, и в быту. После шести лет пребывания в команде даже мне многое в диковину. Я не говорю, что такое количество иностранцев плохо. Но определенный дискомфорт это создает.
- А как вам работается с первым в карьере тренером-иностранцем?
- Прекрасно. Интересны его тренировки, акцент в которых делается на работе с мячом. Нравится открытость, общительность Муслина. Услугами переводчика он пользуется только в какие-то сложные моменты или на собраниях. В остальном же мы с ним друг друга отлично понимаем.
- Вопросы дисциплины на собраниях часто поднимаются? Скажем, после поражения от Нальчика был привычный для таких моментов разбор полетов?
- Муслин обошелся без него. Минут семь поговорил об общих и конкретных игровых ошибках, объявил о переводе в дубль Бикея, и мы отправились на тренировку.
- А президент клуба Валерий Филатов и председатель совета директоров Сергей Липатов как-то на то поражение отреагировали?
- Нет. Тем самым еще раз подчеркнув, что полностью доверяют главному тренеру.
- Сейчас примеру руководства "Локомотива" последовал и президент РФС Виталий Мутко, доверивший российскую сборную иностранцу - Гусу Хиддинку. Что скажете по этому поводу?
- Согласен с Мостовым, Тархановым и Аленичевым: с этой ролью вполне справился бы и Романцев. Интересно, что, когда он работал в "Спартаке", его в сборную приглашали регулярно. А теперь, когда свободен, в его услугах не нуждаются. Вообще же не дело футболиста обсуждать, кто кого должен тренировать. Все равно будет так, как решат чиновники из РФС или руководство клуба. Скажут работать с Хиддинком - будем работать с ним. Сказали работать с Муслиным - значит, так тому и быть. Я человек дисциплинированный.