История компьютерных игр серии FIFA берёт своё начало ещё в прошлом тысячелетии и насчитывает уже порядка тринадцати с небольшим лет. FIFA International Soccer, выпущенный в далёком 94-ом – первый новаторский шаг канадских компьютерщиков, из мало кому известной на тот момент компании EA Sports. Эта игра стала по сути единственной в своём роде и сразу же заслужила лестные оценки от всех поклонников и фанатов футбола. Популярность и большой спрос на футбольный симулятор* дали толчок к развитию компании и как следствие - к выпуску новых, как правило, ежегодных версий. С каждым оборотом Земли вокруг Солнца* FIFA становилась всё лучше и лучше, совершенствуясь в графике, звуковом оформлении, гэймплэе* и других немаловажных компонентах игры. Но всё же по-настоящему мировое признание продукт EA Sports получил только в конце 90-х.
Встречу с FIFA 99 вся футбольная общественность ожидала, словами классика, «как ждёт любовник молодой минуты пылкого свиданья», и пребывала в неописуемом восторге, когда той самой минуте суждено было настать. Главной, но не скроем, приятной неожиданностью стало наличие в игре российских клубов и украинской команды. «Локомотив», «Спартак», московское и киевское «Динамо» - более чем приятный сюрприз для всех русскоязычных поклонников игры. Кроме того, в числе стадионов появилась киевская арена. Первый камень в фундаменте создания полноценной российской лиги, казалось, был заложен. «Ещё каких-нибудь пару лет…» - мечтали провинциальные российские фанаты, - «И мы сможем с Вами сражаться на равных с лучшими европейскими топ-клубами середняками нашего чемпионата. Блеск!» Но, увы… Мечтам не суждено было сбыться. Шло время… А канадские разработчики предлагали на суд общественности лишь ничтожно малое число российских клубов, а если быть точным не более двух-трёх в разделе «Rest of World», попеременно заменяя их друг другом. Так в 2000 году место «Локомотива» заняли московские армейцы, а уже в FIFA 2001, ко всеобщему недовольству российской братии, наши клубы и вовсе сгинули из игры. И надо сказать, что это стало вполне предсказуемым событием. Дело в том, что на тот момент в России, наверное как нигде, процветало компьютерное «пиратство». Продукт компании EA Sports, ни для кого не секрет, защищён авторским правом и, разумеется, факт несанкционированного распространения игры нашими «доблестными» пиратами не смог оставить её создателей равнодушными. В шутку ли сказать, версия FIFA 99 поступила в свободную продажу в России за месяц(!) до официального релиза игры. Посему не удивительно, что обиженные владельцы компании на этот раз демонстративно проигнорировали наши клубы и «заморозили» мечты российских болельщиков на неопределённый срок…
Бытует также любопытное мнение, что, дескать, представители EA Sports в ответ на запрос организованной группы болельщиков о включении РПЛ в новые версии игры, прислали объяснительное письмо следующего содержания: «...Российский Футбольный Союз не предоставляет право использования команд из России...» Интересно, с чего бы это? Руководители ведущих чемпионатов в мире - Италии, Испании, Англии, Германии без особых препятствий и долгих переговоров заключили контракты с канадской компанией. А мы?.. (Напомню, что на тот момент руководителем РФС был небезызвестный Вячеслав Колосков) С каждым годом число лиг в FIFA становится минимум на одну больше. Чести удостоились даже такие куда менее рейтинговые, по сравнению с нашим, чемпионаты Кореи, Дании, Швейцарии и Австрии – безусловно, сильные чемпионаты, сильные команды. Но чем же мы хуже? Гложет некоторая обида за державу, неправда ли?
Гложет она и нашего сегодняшнего собеседника, главного разработчика большого проекта под названием «Российская Премьер-Лига для FIFA 07» - Сергея Бочарова.
- Сергей, скажите, с чего началось ваше увлечение футбольными симуляторами и как Вы познакомились с продуктом компании FIFА? - Самым первым моим футбольным симулятором наверное стоит считать ещё приставочную игру WorldCup94. Если я ничего не забыл это самый первый компьютерный футбол, который действительно представлял собой осмысленную игру с продумыванием комбинаций и различных тактик в защите и нападении. Там даже была возможность самому тренировать и запоминать новые «домашние заготовки» для различных стандартных положений. Если же вести речь о первой игре серии FIFA, то конечно же это FIFA International Soccer, который, если память не изменяет, появился в том же 94-ом и опять же впервые я познакомился с ним на приставке Sega MegaDrive 2.
- Почему Вы решили связать вашу дальнейшую деятельность с редактированием игры? - Почему решил?.. Как-то лазая по просторам сети, я набрел на сайт fifasoccer.ag.ru, где увидел российский патч* для FIFA 98. Тогда я только скачал сам патч, который добавлял несколько российских команд в игру и, в общем-то, и забыл про сайт. А уже серьёзно заниматься «патчмейкингом» начал в 2001 году, когда серия настолько продвинулась в плане графики, что наконец-то появилась возможность рисовать индивидуальные футболки для каждой команды с настоящими логотипами и прочей атрибутикой. Причем пришел я к этому тем же похожим путём: вспомнил, что когда-то кто-то выпускал дополнение с российскими командами, и по поиску наткнулся на сайта Вада Спицына rl.gamenavigator.ru Начал постоянно посещать сайт, следить за новостями. В то время некто тогда мне неизвестный Андрей Сиротенко ака Wing как раз занимался тем, что «пошивал» формы для русского чемпионата. Но шил довольно в неспешном темпе и почему-то обиженным выглядел новороссийский «Черноморец», до которого у Андрея ну никак «не доходили руки». В итоге как раз я решил попробовать и, собственно, первой моей футболкой и был, наверное, этот самый «Черноморец». Хотя вру, первой - была футболка «Ростова» еще для FIFA 2000, но она настолько «аляписто» была сделана, что я даже и не показывал её никому до поры до времени… Вообще же конечно сейчас уже несколько трудновато выстроить хронологически всю цепь событий. Помню многие из них вполне отчётливо, а вот к какому сроку они относятся могу и наврать…
- Как Вы считаете, с чем связано нежелание разработчиков компании EA Sports включить вожделенную Российскую Премьер-Лигу в состав игры? «За державу обидно»? Вопрос исключительно в финансовой выгоде. EA Sports вполне справедливо считает, что у нас слишком сильно развито пиратство и Россия не является для них финансово привлекательным рынком. Это главная причина. Но есть и второстепенная. Это несомненно уровень российского чемпионата, который до совсем уж недавнего времени находился отнюдь не на передовых ролях в Европе. Однако эта причина была действительно оправданной до того момента, как в игре начали появляться такие чемпионаты как Норвегия, Дания, Швеция... Тут и стало понятно, что уровень футбола конечно важен, но в первую очередь канадцев интересует уровень продаж и прибылей, а в этом плане скандинавские страны намного опережают Россию. Ну, а когда в игре с нынешнего года появился чемпионат Польши, то тут реально стало «за державу обидно»! Потому что на данный момент, благодаря успешному выступлению в последние года 2-3 российских клубов в еврокубках, наш чемпионат как минимум входит в десятку, а скорее всё-таки довольно уверенно приближается и к пресловутой топ-5.
К счастью, к 2007 году представители компании всё же обратили внимание на Россию. Положительная динамика на лицо – впервые за всю историю знаменитой игры, FIFA 07 не только полностью была переведена на русский язык, но и озвучена знаменитыми российскими комментаторами – Василием Уткиным и Василием Соловьёвым. Этот факт определённо добавил оптимизма и вновь вселил в нас надежду - «Возможно уже через пару лет…» Нет, увольте! Мечтать не вредно, но вопрос уже стоит совсем по-другому. Российские комментаторы – это прекрасно, это действительно долгожданное событие в жизни российских «gameров», возможно даже наравне с добавлением Лиги… Но будем ли мы довольны тем качеством, что нам когда-нибудь да предоставят канадские разработчики? Едва ли! Как показывает опыт прошлых лет, парни из EA Sports, находящиеся за сотни тысяч километров от Российской державы, напрочь не интересуются нашим чемпионатом. Да и когда им, если в Канаде «зажигают» хоккейные клубы «Ванкувер Кэнакс» и «Торонто Мэйпл Ливз». Так, в FIFA 2001, в которой разработчики попытались «слепить» наши клубы, был целый ряд критических недочётов. В первую очередь бросались в глаза неточности в составах наших российских клубов. В московском «Спартаке», к примеру, не нашлось места в составе Робсону, зато появились вымышленные персонажи в лице Кузьмичёва и Кузьмина. У наших соседей, киевского «Динамо», в запас попал Ребров, а вратарь Кернозенко вдруг стал защитником. Но больше всех досталось московским армейцам - на воротах этого именитого клуба играл новый вратарь: Дмитрий Хомуха. И таких неточностей масса, я уже не говорю про скудный набор лиц, который нам может предоставить EA Sports и крайне некачественно выполненную экипировку команд, с «исковерканными» логотипами и спонсорами. А стадионы? Российских архитектурных сооружений так и вообще не дождаться, по крайней мере в ближайшие лет 10-12 точно. Прогноз отнюдь не утешительный, но…
Но у канадцев есть конкуренты! Конкуренты в лице наших соотечественников, простых, но преданных футболу и своему делу, работающих на добровольных началах за скромное «Спасибо!» и признание таких же как и они, болельщиков…
- Сергей, расскажите немного о модификации? Что из себя представляет патч? Какие компоненты включает в себя? По компонентам стоит рассказывать, опять же отталкиваясь от каждой конкретной игры серии. Потому что логично, что кол-во таких компонентов росло с эволюцией игры и возможностей её «движка»*. Естественно первоочередным для любого патча является база - информация о командах, игроках, рейтингах и других статистических и ознакомительных данных . Без неё не будет ничего нового, можно только редактировать уже имеющееся, а в нашем случае Россия всегда была обделена вниманием EA Sports и редактирование базы выходило на первый план. Причем в ранних версиях из-за недостатков движка, с ней возникало множество проблем. Для первых игр серии вообще приходилось работать исключительно в НЕХ коде, что в принципе невозможно делать без надлежащего навыка. Чуть позже начали появляться первые редакторы базы, которые несказанно облегчали работу, но, во-первых, они редко выходили ранее, чем весной (а игры серии по традиции выходят осенью), а, во-вторых, довольно неслабо «глючили» и тоже имели ряд недостатков, которые ограничивали свободу редактирования.
- Сотрудничаете ли Вы с клубами Премьер-Лиги? Охотно ли представители клубов идут на контакт с Вами? - Да, сотрудничаем. Без этого весьма трудно было бы разрабатывать модификацию, так как с материалами в свободном доступе дело обстоит довольно скверно. Во всяком случае, до недавнего времени, когда у каждой команды появился более-менее продвинутый сетевой ресурс с различной информацией и медиаматериалами. Я не скажу, что поголовно все клубы с легкостью идут на контакт, но на сегодняшний момент у нас есть хоть какие-то связи с большинством клубов Премьер-Лиги. За пять лет работы над патчем постепенно мы выработали некую концепцию выхода на контакт с пресс-службами клубов и, как правило, у нас получается найти с ними общий язык.
- Как обстоят дела в этой связи с московским «Локомотивом»? - С Локомотивом как раз сложились очень добрые отношения. Так уж получилось, что в команде патчмейкеров болельщиков «Локо», если и не большинство, то вполне внушительное представительство. А двое из них и вовсе непосредственно сотрудничают с клубом. Таким образом, мы смогли наладить контакты с пресс-службой и получили одобрение на использование всевозможных материалов, предоставляемых клубом. На данный момент мы получаем любые нужные нам фото, аудио и видео материалы непосредственно из первоисточника, что благоприятным образом сказывается на отображении команды и её атрибутов в патче. Призываю и остальные пресс-службы к сотрудничеству с нами, ведь чем точнее и аккуратнее будет отражена ваша команда в модификации, тем более приятно руководить ей в игре и тем полнее передаётся неповторимая атмосфера каждого клуба.
- С какими трудностями Вам пришлось столкнуться при разработке модификации? - На ранних стадиях работы над патчами основной проблемой почти всегда являлась нехватка материала. Не было ни грамотно представленной информации о командах, не было качественных фотографий, наконец, порой просто не было нужных программ для работы. Зато все были юны, не особо обременены семьями, работой и учебой и вволю просиживали кучу времени за разработкой. Если же брать именно последнюю версию, ровно сейчас готовящуюся к выходу, то основные трудности возникли с недостатком квалифицированных кадров и свободным временем. У многих появились семьи, стало резко меньше свободного времени, у кого-то просто сменились приоритеты в жизни. В итоге сразу ряд очень нужных людей если и не покинуло команду, то перестали активно участвовать в создании патча. Требовалась свежая кровь. Лишь где-то ближе к середине года к команде присоединилась целая группа активных и талантливых помощников, с которыми дела пошли гораздо лучше. Я бы даже сказал, что не появись в тот момент эти люди, патч возможно всё же и вышел, но он бы и близко не был столь хорош, каким он представляется на данный момент. Многих так называемых «фишек» и вкусностей попросту в патче бы не было, ибо у нас физически не хватило бы на это ни времени, ни моральных сил.
- Возникало ли в какой-то момент желание всё бросить и «заморозить» разработку? - В принципе вопрос вытекает из предыдущего. Возникало и неоднократно. Не бросить, нет, это вряд ли. А вот какой-то «ступор», когда понимаешь что время летит, сроки обещанные жаждущим зрелищ провалены, а по сути в разработке «стрижка только начата» и дел ещё невпроворот, желание временно выйти из игры действительно возникало. Что останавливало? Останавливала ответственность за тех, кто мне помогал, кто старался и тратил своё время. Останавливало и то, что я постоянно представлял себе, что в итоге должно получиться и понимал, что я должен сделать всё возможное, чтобы довести начатое дело до конца.
- Ваш самый нелюбимый вопрос? :) - Не секрет практически ни для кого на форуме нашего сайта, какой именно вопрос я считаю самым нелюбимым (это ещё мягко сказано). Конечно же, это вопрос "Когда выйдет РПЛ?" А раньше ведь я даже и представить не мог, что буду просто закипать как какой-нибудь старый самовар при таком вопросе. Раньше у нас была чёткая планировка по событиям и также была заранее известна как минимум приблизительная дата выхода патча в свет. Можно ли сейчас представить, что ещё года четыре назад я засиживался допоздна на работе (потому что только на работе была выделенка - дома ещё был модем), чтобы в последний самый день перед релизом отправить Ваду (Спицыну - прим. ред.) последние недостающие или обновлённые файлы, дабы он мог собрать окончательный вариант инсталлятора и загрузить его на сервер для скачивания. Народ едва ли не с утра означенной ранее даты сидел как «шпионы» на форуме и «рефрешил» страницу в ожидании вожделенной ссылки :) Однако как я уже говорил годы шли и мы взрослели. Времени стало намного меньше. Стало практически невозможным спрогнозировать едва ли даже месяц предположительного релиза. Однако же, до поры до времени мы всё-таки сообщали официально на сайте, что планируемая дата выхода патча ну скажем конец ноября - начало декабря (напомню, что игры серии выходят примерно в конце октября). Но сначала мы из-за какой-нибудь обидной ошибки вынуждены были перекраивать базу, затем возникали проблемы с совместимостью графики и всё это росло и множилось. В итоге первоначальный срок оказывался сорванным. Мы переносили дату выхода на "где-то ближе к Новому году", а затем обнаруживались новые обстоятельства или же скажем просто кто-то из нас элементарно заболевал и результат оказывался вновь плачевный и неутешительный. На время праздников работа хоть и не прекращалась, но мы всё же нормальные люди и тоже должны отдыхать - таким образом выход патча автоматически откладывался и вовсе на конец января. И ведь хорошо если удается выпустить скажем к концу января - началу февраля. Народ вздыхает с облегчением, начинает качать патч и... Опять ругается. У кого-то что-то вылетает, у кого-то что-то не работает, кто-то не смог грамотно поставить сам патч, кто-то по неосторожности запорол всю игру где он к примеру уже прошел все и вся аж с четвертого дивизиона чемпионата Англии и теперь он "нас просто уроет" за такую пакость.:) Вот и получается, что с недавних пор, мы просто стали из принципа игнорировать вопросы о дате выхода патча. Мы получаем в этом случае хоть какое-то пространство для маневра, мы можем уделять время и семье, и близким, и мы никому ничем не обязаны. Потому что никто не отменял поговорку "давши слово держись" - в этом случае ты уже на подсознательном уровне понимаешь что ты должен. Тогда же когда таких вот бравурных речей не произносится работать намного проще.
- Многочислен ли штат вашей команды разработчиков? И сколько времени потребовалось на реализацию проекта? - В настоящий момент кол-во реально активных разработчиков, на которых приходится где-то 90% всей работы над патчем насчитывает 10-12 человек. Если же брать в расчет вообще всех, кто хоть чем-то помогал в разработке модификации, то их кол-во приближается к полусотне человек! Из-за особенностей движка, а именно из-за того что ЕА Sports по сути не меняла его начиная уже аж с 2004 года за небольшими косметическими изменениями, все наработки, которые накопились ещё с того времени вошли и в данный патч. Таким образом, суммарно в РПЛ 07 вошёл почти двухлетний труд разработчиков! Очень рад, что «Мы строили-строили и, наконец, построили!»
Удовлетворены ли Вы конечным результатом? - Думаю, что да. Конечно, наверное лишь мне и ещё очень небольшому кругу людей известно, что из того, что было задумано, так и не было реализовано, но и без этого я без ложной скромности могу назвать РПЛ 07 одним из (если не самым) крупнейших проектов-модицикаций для компьютерной спортивной игры. Если только просто перечислить статистические показатели, то дальнейших комментариев не потребуется. Это: почти 500 фотореалистичных лиц, 19 стадионов, почти 50 добавленных команд, более 150 футболок и многое-многое другое.
Спасибо, Сергей, за подробные ответы на интересующие нас вопросы. Все мы желаем команде «fifasoccer.ру» продолжать радовать многочисленную торсиду российских болельщиков своими патчами и дополнениями к игре.
Командой разработчиков, как видите, была проделана титаническая работа и, надо признать, они достигли желаемого результата, вырастив своеобразный плод коллективной творческой мысли под «кодовым» названием - «Российская Премьер-Лига для FIFA 07»!
Скачав и установив этот патч, пред Вами откроются незабываемые красоты и прелести российского чемпионата. Атмосфера, царящая в игре, потрясает и завораживает. Порой, создаётся впечатление, что Вы смотрите прямую трансляцию футбольного матча на известном спортивном телеканале - настолько продуманным и совершенным выглядит игровой процесс. И в самом деле, комментирует игру прославленный мастер острого словца – Василий Уткин, со стартового свистка судьи (коих в модификации предостаточно, тут Вам, и принципиальные Валентин Иванов с Игорем Егоровым, и скандально известный российской футбольной общественности Владимир Петтай, и прочие колоритные персонажи нашего судейского корпуса) болельщики начинают неистово поддерживать свои команды песнями и кричалками. Что ещё для счастья надо?
Весьма любопытным выглядит и, так называемый, «карьерный режим» в игре. В нём Вам предоставляют возможность попробовать себя в роли наставника своей любимой команды. Теперь Вы и только Вы решаете все финансовые и селекционные вопросы, конструируете тактические схемы и построения команды, а также непосредственно принимаете участие в матче, «управляя» своими игроками и забивая фантастические по красоте голы. Судьба вашего клуба в ваших руках – сделайте свою команду абсолютным чемпионом!
«Играть или не играть, вот в чём вопрос?» - перефразируя классика, спросите Вы. «Да!» - твёрдо, уверенно и без тени сомнений отвечу на ваш вопрос. РПЛ для FIFA 07 не сможет оставить равнодушным ни одного российского болельщика!
Примечания: *Симулятор - Жанр компьютерных игр, имитирующий какой-либо вид человеческой деятельности. В нашем конкретном случае – футбол. *Промежуток времени, соответствующий одному обороту Земли вокруг Солнца, содержащий 365 и 366 суток – год. *GamePlay – игровой процесс. *Патч – обновление/дополнение к компьютерной игре, своего рода её модификация, исправление недостатков и добавление новых компонентов игры. *Движок - совокупность технологий, используемых в каком-либо компьютерном продукте.
Совершенно прав! Эта версия бокса "упакована" и оптимизирована специально для болельщиков "Локо", впрочем как и вся статья, насыщенная "красно-зелёными" скриншотами.
Общероссийская версия выглядит таким образом:
Надо сказать, поклонникам серии FIFA известно, что существуют аналогичные по мысли исполнения версии и у оригинальной фифы, для немцев - с Лукасом Подольски, для французов - с Жуниньо Пернамбукано, для американцев - Донован, мексиканцев - соответсвенно с игроком мексиканской сборной, так что ничего эгоистичного в этом я не вижу. :)
Хотя чего греха таить, если ты внимательно прочитал заметку, то мог вынести для себя, что всем клубам в премьер-лиге уделено в равной степени большое внимание, но всё-таки "Локо" уделили внимания чуток побольше, ибо разработчики-болельщики железнодорожников составляют почти добрую половину всего штата умельцев, разумеется, без пристрастий делать патч просто нельзя было. :)
Прикольно обязательно куплю себе на диске." ибо разработчики-болельщики железнодорожников составляют почти добрую половину всего штата умельцев, разумеется, без пристрастий делать патч просто нельзя было. :)"а это вобще круто.
Уже давно? Релиз состоялся сегодня ночью, наверное я немного неправильно воспринимаю значение слова "давно", а может быть просто ты имеешь ввиду версию бездарей, воров и плагиаторов. Тогда да, уже давно в сети... Только играть в тихий ужас я бы не советовал. :)
Сколько раз было уже сказано, что ставить нужно на "чистый" вариант игры, без каких-либо дополнений и примочек! Переустанови игру и поставь всё заново.
У меня АБСОЛЮТНО ДЕВСТВЕННО КРИСТАЛЬНО чистый вариант игры. Просто патч, сука, сырой и бездарный. Почитай форум фифасоккера. Там уже 70 страниц проклятий в адрес разработчиков. Волосы у всех красные, игроки с поля пропадают, текстуры не грузятся, игра вылетает. Это убожество, а не патч. Так долго ждали и такой облом!
Плохо только, что фамилии по русски написаны... Во всех других клубах они по-английски! А сидеть и переписывать - жесть. А можно сделать так, чтобы названия команд Премьер-лиги были на английском?