Закрыть
Вход
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
Войти как пользователь:

Если вы зарегистрированы на одном из этих сайтов, или у вас есть учетная запись OpenID, вы можете войти на Lokomotiv.info, используя имеющийся аккаунт.

Если у вас уже есть профиль на Lokomotiv.info, вы можете “привязать” к нему по одному аккаунту с каждого из представленных сайтов. Выберите сайт и следуйте инструкциям.

Если вы зарегистрированы на других сайтах, авторизуйтесь по протоколу OpenID:

Войти по регистрации на Lokomotiv.info:
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
  Блоги   | Гостевая | Люди | Библиотека | Прогнозы | Мозаика | Картинки | Подписка
 
Библиотека




 

Публицистический сборник "Локомотиву - 50"

Теннис



"КРОШИНА МОЖЕТ ИГРАТЬ ГЕНИАЛЬНО!"

Эти слова принадлежат выдающемуся советскому тренеру по теннису Нине Сергеевне Тепляковой, воспитавшей плеяду замечательных спортсменок - победителей и призеров чемпионатов СССР, Европы, крупнейших международных соревнований. Марина Крошина не была ее воспитанницей и даже больше того - конкурировала с ними, доставляя временами Н. Тепляковой огорчения тем, что обыгрывала их. Но опытный тренер и педагог тонко понимала игру, знала толк в людях и всегда отдавала должное талантливым игрокам.

Более пристально Нина Сергеевна присмотрелась к Марине в 1970 г., когда последняя выступала в составе молодежной сборной СССР в командном первенстве Европы - Кубке Суабо, а Теплякова возглавляла команду в качестве тренера. Тогда их "разнополюсные" интересы полностью совпали, и Нина Сергеевна стала воспринимать действия Марины на корте не только разумом, но и сердцем, ощущать всем своим существом. Тонкая, искусная, вдохновенная игра М. Крошиной нашла полное понимание и поддержку у тренера, вызвала восхищение французских поклонников тенниса. Выиграв все свои встречи и принеся решающие очки, Марина обеспечила общую победу команде и завоевание советскими теннисистками заветного Кубка. Тогда-то и родились приведенные в заголовке слова. А Кубок Суабо при активном участии Крошиной достался нашей команде вновь и в 1972 г.

О ней заговорили рано, как ни о ком до нее. В свои 13 лет девочка выглядела на десять, да и внешне вполне соответствовала фамилии, только что глаза большие да на всю голову белый бант, удерживавший золотистые рассыпавшиеся волосы. Именно в 13 лет алма-атинская школьница выполнила норму мастера спорта СССР, вызвав бурные дебаты: присуждать ей это звание или нет? Тогда восторжествовали оппоненты, и официально она стала мастером спорта лишь по достижении 14-летия. Наверное, немногие знают о том, что к моменту фактического выполнения нормы мастера спорта СССР теннисный стаж Крошиной составлял немногим более трех лет - уникальный случай в истории тенниса!

В десятилетнем возрасте она попала на теннисные корты "за компанию" - пришла с мальчиком из соседней квартиры, которого повела записывать в секцию ДСО "Локомотив" его старшая сестра. Непривычное, волнующее ощущение соприкосновения пушистого мячика со струнной поверхностью ракетки заворожило живую, эмоциональную девочку и осталось на всю жизнь. Кто знает, как бы сложилась ее дальнейшая теннисная судьба, не попади она в руки фанатично преданного теннису тренера А. Вельца и его помощницы, горячей поклонницы детворы, чуткого педагога М. Рейнике?

Жизнерадостная, непоседливая, азартная девочка не отличалась особой прилежностью на занятиях у тренировочной стенки или в стандартной работе над отдельными элементами. Она тянулась к неизвестному, необычному, увлекательному и могла сколько угодно носиться за мячом, если по ту сторону сетки находился теннисист. Чаще всего там оказывался ее первый и основной тренер Августин Августинович, распознавший в неугомонной девчонке "родственную душу" и не жалевший сил для создания праздничной, веселой атмосферы. В последующем немалую роль в становлении высшего спортивного мастерства Крошиной сыграл и теннисный коллектив Донецкой железной дороги, возглавляемый тренером В. Камельзоном. Но главную роль в ее судьбе сыграл, безусловно, А. Вельц. Он щедро делился с ней своим пониманием игры и радовался всей душой ее способности схватывать новые приемы и в зависимости от ситуации применять их неожиданно, с "изюминкой".

Взяв в руки ракетку, она сразу стала рваться на корт, а выйдя, окунулась в игру, которая оказалась ее стихией. Ей было интересно угадать очередной "ход" соперника, найти оригинальное продолжение комбинации, придумать необычный удар, переиграть соперника по мысли, "обезоружить" его. Она рвалась играть на счет всегда и с кем угодно, и чем сильнее был соперник, тем лучше!

С ней было непросто в повседневной жизни, так как она не могла ограничиться установленными рамками "можно" или "нельзя". Ей нужны были новые ощущения, подчас острые, новая информация, а то и просто выход бурлящей энергии. И Марина его находила: то в рискованном катании на раскачивающемся канате, то в лазанье через высокую ограду за перелетевшим мячом или из желания искупаться тайком в озере неподалеку, а то и в отчаянном прыжке "солдатиком" с 10-метровой вышки в бассейне, куда с ватагой ребят проникала незаконным путем во внеурочное время. Последствия "детской непосредственности" в большей части приходилось улаживать взрослым. Вельц взрывался негодованием, бранил виновную, но через некоторое время, поостыв, доверительно делился с нескрываемым восхищением: "Вот негодница! Да ведь потому и играет...".

Крошина не испытывала робости перед титулами именитых соперниц и вступала в игру не колеблясь и невзирая на лица, как будто спрыгивала с 10-метровой вышки. За передвижениями по корту, поиском неожиданных, смелых действий, аплодисментами, всегда сопутствовавшими ей, куда-то далеко-далеко отступали имена и титулы соперниц. Оставались только игра и связанные с ней эмоции и желание выиграть - у всех и всегда. В 13 лет, выступая на московском международном турнире, Марина одержала победу над первой ракеткой Венгрии К. Борка. Впервые попав в Англию на знаменитый Уимблдонский турнир в 1970 г., играя на непривычном травяном покрытии, она вышла в финал состязаний среди девушек до 18 лет и лишь в упорной борьбе уступила американке Ш. Уолш - 6:8, 4:6. Но уже в следующем году Крошина становится победительницей Уимблдонского турнира среди девушек, продолжая славные традиции советских теннисисток Г. Бакшеевой, О. Морозовой. В 1970 г. в США в финале крупнейшего международного турнира "Оранж" в Нью-Джерси ей в паре с О. Морозовой удается нанести поражение одному из сильнейших дуэтов мира - А. Гибсон (США) - Д. Тегарт (Австралия). В том же году 17-летняя спортсменка становится серебряным призером чемпионатов - СССР в смешанном разряде (с В. Коротковым) и Европы в парном разряде (с Е. Бирюковой).

Умение мобилизоваться, целиком войти в игру, позабыв о болельщиках, судьях, громких именах соперниц, послужило добрую службу. В послужном списке Крошиной яркие победы над "звездами" первой величины: Э. Гурлей и Д. Фромхольц (Австралия), В. Уэйд (Англия), Р. Казалс (США), Р. Маршиковой (ЧССР), М. Яшовец (Югославия) и др. Настоящая большая взрослая победа впервые пришла к Марине в 1972 г., когда она, выступая в чемпионате Европы в Венгрии, вышла в финал и там сумела в интересной, напряженной борьбе обыграть лидера отечественного тенниса Ольгу Морозову. Второй раз она стала чемпионкой Европы в одиночном разряде в 1977 г. в Югославии. Кроме того, она трижды добивалась успеха в чемпионатах Европы в парном разряде - в 1974-1975 и в 1977 гг.

Крошина, поддерживая замечательные традиции наших лучших теннисисток последних лет: А. Дмитриевой, Г. Бакшеевой, О. Морозовой, не походила ни на одну из них. У нее были своя манера игры, свой стиль. Многочисленные любители тенниса стремились попасть на ее матчи и получали наслаждение не столько от технического совершенства ударов, сколько от богатства мысли, свободы и пластичности движений, незаурядных бойцовских качеств, грациозности спортсменки, безупречного поведения на корте, доброжелательности и обаяния. Их восхищение и признание не раз выражались в присуждении ей специальных призов или званий. Так, на московском зимнем международном турнире в 1975 г. ей вручили своеобразный приз "За грацию и артистизм" - приглашение на пять спектаклей по выбору в Театр им. В. Маяковского. В другой раз вместе со знаменитым кубинским атлетом Альберто Хуантореной их назвали "мистером и мисс" Универсиады-77 (в Болгарии). На Спартакиаде народов СССР в 1979 г. она также была избрана "мисс".

Первым ценителем ее искусства был "ваятель" Крошиной - А. Вельц, который превосходно разбирался в игре и в людях. После мяча, эффектно посланного его ученицей, он не мог сдержать эмоций: "Блестяще!", "Непостижимо!", "Невероятно!", "Восхитительно!", "За такой мяч можно сет отдать!" Так что неслучайно красота, гармония движений, тонкость замысла стали обязательными атрибутами ее игры. Иногда желание сыграть "блестяще" перехлестывало через край и затрудняло выигрыш, но никогда не заслоняло главного - стремления к победе.

А бороться она и умела и могла. Внешне миниатюрная, изящная и даже хрупкая, не впечатляющая природными атлетическими данными, она на любом уровне устраивала сражения, если попадал достойный соперник. Так было в открытом первенстве Нью-Йорка в 1973 г. в полуфинальной встрече с легендарной Крис Эверт (США) - лидером мирового женского тенниса, которая до этого в каждой встрече обыгрывала соперниц "под ноль" хотя бы в одном сете. Высочайший класс американки проявлялся во всем: она была точна на задней линии, взвинчивала темп, разводила мячи по разным углам и не допускала никаких ошибок. "Зацепиться" было практически не за что. И все же Крошина не сложила оружия, используя малейший шанс для контратаки. В ход с обеих сторон пошел весь арсенал имеющихся средств. Около двух часов длился захватывающий матч, в котором победила американка - 6:2, 6:4. После матча изрядно измотанная Крис заметила, что ее давно не заставляли так выкладываться и потеть, как в этот раз, и жестом показала на промокшее до нитки платье - "хоть выжимай". В знак признания уровня мастерства советской спортсменки она предложила Марине играть на следующих соревнованиях вместе пару.

На счету Крошиной множество побед, "вырванных" в борьбе из самых безнадежных ситуаций, которые во многом дали повод судить о ней как об игроке "с холодной головой", "невозмутимой", обладающей "стальными нервами" и т. п. Если бы кто-нибудь смог подсчитать те бессонные ночи, что провела Марина перед всевозможными матчами! Или заглянуть вглубь, за ту милую улыбку, что мелькала иногда при судейских ошибках и других печальных недоразумениях на корте. Она никогда не спорила, не пререкалась, хотя ей далеко не был безразличен исход розыгрыша очка, гейма, матча.


Семикратная чемпионка Советского Союза Марина Крошина

Семикратная чемпионка Советского Союза Марина Крошина


В этом отношении показательным явился чемпионат СССР в 1981 г., который состоялся в Донецке, куда она переехала из Алма-Аты. В финал вышли Крошина и москвичка Наталья Рева - игроки, контрастирующие не только по стилю игры, но и по возрасту: разница между ними составляла 12 лет. И хотя юная москвичка, ставшая первой теннисисткой, которая в 16 лет попала в финал чемпионата СССР, была полна сил и желания подняться на высшую ступень пьедестала, никто не сомневался в победе Крошиной - на ее стороне были богатейший опыт, родные стены, авторитет и блестящая спортивная форма, продемонстрированная в предыдущих встречах. Однако финал не получился. Крошина только откидывала мячи и лишь после четырехчасовой нервной, изнурительной и однообразной борьбы чудом сумела уйти от поражения. Соперница имела не раз преимущество в счете и даже несколько матчболов. Зрители на центральном корте были разочарованы поединком и были сдержанны в поздравлениях.

Но тогда никто, кроме двух-трех самых близких людей не знал, что Марина в день финала едва встала на ноги с постели после тяжелейшего отравления. На финал она вышла как никогда молчаливая, бледная и необычайно собранная. Крошина выстояла (в который раз!), хотя "висела на волоске" от поражения и на этот раз не порадовала болельщиков. Увы! Всем не объяснишь причины невыразительной игры. Это как раз тот случай, когда победителя не надо судить - на корте был совершен спортивный подвиг, о котором не знал никто, кроме самых близких ей людей.

Крошиной есть чем гордиться. Она 7 раз становилась чемпионкой СССР: 5 раз в одиночном разряде (в 1973-1975, 1979 и 1981 гг.) и два раза в парном разряде с О. Морозовой (в 1975 и 1977 гг.), победительницей VI летней Спартакиады народов СССР (в 1975 г.), соревнований Универсиады (1977 г.), открытого первенства США в парном разряде с О. Морозовой (в 1973 г.), крупных международных соревнований в Швеции, Нигерии, Польше, СССР и других странах.

Как и у каждого спортсмена, у Крошиной в игре наряду с яркими, сильными есть спорные и относительно слабые стороны. Ее стиль и манера ведения игры не бесспорны. Но для всех людей, любящих теннис, ясно одно: Крошина внесла заметный вклад в достижения советского тенниса на международной арене, новое в понимание игры как творческого процесса, явила собой эталон красоты и гармонии движений на корте, доставила радость и наслаждение многочисленным болельщикам, вписала свою страницу в историю отечественного тенниса.

Марина зачехлила ракетку и осваивается в новом для себя амплуа. Но верится, что, какое бы оно ни было, она найдет в себе желание и силы передать свой бесценный опыт молодому поколению. Эта вера основывается на доверии, которое всегда оказывали ей - члену КПСС, делегату XVIII съезда ВЛКСМ, человеку, награжденному Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР.

Виктор Янчук, заслуженный тренер РСФСР


"...ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОЖЕТ"

Трудно предсказывать в спорте. Даже когда результат, казалось бы, очевиден, то и дело рождаются сюрпризы. Но так уж устроен мир, что без прогнозов не обходится ни одно спортивное состязание. И ни один юный спортсмен, начинающий проявлять себя в деле, не может избежать категорических оценок со стороны окружающих его людей, и прежде всего специалистов. Особую сложность представляют прогнозы в теннисе, где не только "мяч круглый", но и любое двигательное качество само по себе не оказывает решающего влияния на становление мастерства. Конечно, задача значительно облегчается, если юная "звезда" заявляет о себе победами над "сильными мира сего", если она обладает незаурядными атлетическими данными и ей созданы благоприятные условия для формирования мастерства: спортивные семейные традиции, наличие зимних и летних теннисных кортов, инвентаря, опытный, высококвалифицированный тренер, сильный спарринг-партнер и т. д.

Увы, ничего такого в начале спортивного пути у Лены Елисеенко не было, и пробиваться в мир большого тенниса ей предстояло самой. Никто не взялся бы тогда пророчить светлого будущего ей, десятилетней девчонке, случайно забредшей с ватагой ребят на теннисные корты и не имевшей ни малейшего представления о теннисе и тренировках. Внешние данные не особенно убеждали тренера и были противоречивы. Наряду со склонностью к полноте девочка быстро бегала; не обладая высоким ростом, она отличалась свободой и хорошей координацией движений. Для тренера, Галины Васильевны Ляскало, только начинавшей работать в качестве молодого специалиста в ДЮСШ города Ялты, решающим оказалось ярко проглянувшее в Лене желание играть ракеткой и мячом.

Говорят, ничто не проходит бесследно. Сверстницы и будущие соперницы Лены уже не первый год держали в руках ракетку, методично осваивая теннисную грамоту и игру на счет. Более ранняя специализация дала им преимущество в игре и позволила сделать первые заявки на будущее. У Лены же все эти годы до тенниса заполнялись сами собой повседневным общением с одноклассниками и дворовой ребятней, программа действий которой была столь же непредсказуема, сколь и разнообразна. "Казаки-разбойники" сменялись футболом, "прятки" уступали место "салкам", плавание - беготне и т. д. Ребячья фантазия, как известно, неистощима, а быть впереди всех - стремление каждого. Вот в такой конкурентной среде и происходило естественное формирование разнообразных двигательных навыков, норм поведения и взаимоотношений с товарищами, согласно которым не поделиться последним - значило предать.

Вот почему она легко "вписалась" в новый коллектив, сразу же заиграла по всей площадке. Фактически и чувство мяча, и широкий диапазон движений, и тактические ходы были уже заложены тем обилием игр и движений, которыми они во дворе повседневно жили. Новые навыки возникали на базе имеющихся просто, сами собой, как только появлялась ясность цели - игра на счет или игровое задание на корте.

Лена Елисеенко довольно быстро "заиграла" сначала у себя в школе, а затем на республиканской и всесоюзной аренах, догнав и обогнав многих своих сверстниц с "ранней специализацией". Любопытно, что, обладая сугубо индивидуальной техникой, особенно ударом справа, и заметно отличаясь от принятого на тот период "модельного" образца, она не раз выходила победительницей смотров-конкурсов юных теннисистов, в состав жюри которых входили опытные специалисты. Эффективность технических приемов Лены на корте, ее оригинальная манера игры и, наконец, высокая результативность в соревнованиях явились лучшими аргументами в пользу собственной трактовки техники.

И все же после окончания средней школы в 1976 г., несмотря на отдельные победы Елисеенко, нашлось немало скептиков, усомнившихся в перспективности спортсменки. Они акцентировали внимание на противоречивости ее характера, отсутствии выносливости и легкости передвижений, отдельных технических огрехах. Для вящей убедительности в сравнение приводились более молодые и бурно прогрессировавшие В. Соколова, О. Зайцева, С. Чернева (Москва, ЦСКА), Н. Бондаренко ("Динамо", Киев) или уже обосновавшаяся в группе лидеров Н. Чмырева (Москва, "Динамо"), которая была старше только на год.

Именно тогда Лена и сделала шаг, который стал поворотным в ее спортивной биографии и определил дальнейшую судьбу - она переехала в Донецк. Там при дорсовете "Локомотива", располагавшем уникальной теннисной базой в стране, успешно тренировалась и выступала в соревнованиях группа высококлассных мастеров под руководством заслуженного тренера УССР В. Н. Камельзона. Среди них находились мастера спорта СССР международного класса Марина Крошина, Юрий Филев, мастер спорта СССР Александр Коляскин и др.

Возросшие объем и интенсивность занятий, высокий класс спарринг-партнеров, безапелляционная требовательность тренера сделали свое дело - мастерство спортсменки росло "не по дням, а по часам". Уже в этом году она выполнила норму мастера спорта СССР, выиграв летнее и зимнее первенства СССР среди девушек. С 1977 г. ее включают в состав сборной команды СССР по теннису, и она начинает выступать в международных турнирах за рубежом. Высокая ответственность представлять страну не допускала никакой скидки на молодость. Среди ее первых международных соревнований, пожалуй, наибольшее впечатление оставило командное первенство Европы 1978 г. среди девушек до 20 лет - Кубок Суабо, финальная часть которого традиционно проводится во Франции. Предварительные же соревнования нашей команде пришлось играть в Португалии, где в начале июля температура воздуха в тени достигала 45 С. Выход в финал зависел от матча с командой Аргентины, которой не привыкать к изнурительной жаре. До сих пор перед глазами Лены мечется смуглая, крепко сбитая Гонзалес, отражающая все мячи и не снижавшая темпа. Вот ускользнул первый сет, и так же безнадежно положение во втором - 1:4, 1:5. Матчбол... Все, одно неверное движение, и игра закончится. Неужели конец? Ну нет! Пока мяч в игре, надо играть, смотреть на него, двигаться, бороться! Шансы всегда есть, если борешься до последнего дыхания. И соперница ошиблась, поторопившись выиграть матч. Потом еще один удачно отыгранный мяч, и гейм спасен - 5:2. Казалось, этот матч никогда не кончится и никогда не прекратится пекло. У соперницы еще трижды появлялись шансы выиграть матч одним ударом, и ровно столько же раз Лена превозмогала все, чудом восстанавливала равновесие. В этом сете она выстояла, вытерпела и нашла выход из "безвыходного" положения - 7:5. В третьем же сете у соперницы не хватило ни моральных, ни физических сил сопротивляться: она уже не могла оправиться после неудачи во втором сете. В финал вышла сборная команда СССР.

Там было не проще. В первой же встрече наша команда встретилась с теннисистками ЧССР, которые много лет владели Кубком Суабо. Наталье Чмыревой и Елене Елисеенко на корте противостояли Р. Маршикова и И. Строханёва, а в паре - Маршикова с X. Мандликовой. Одиночные встречи не выявили победителя: Н. Чмырева уступила грозной Маршиковой в решающем сете - 8:10, а Лена обыграла Строханёву - 8:6, 6:2. Оставалась парная встреча. Она протекала с переменным успехом и драматично. Соперницы, знавшие, что Н. Чмырева смело и активно действует у сетки, попытались перевести игру на "безвестную" Е. Елисеенко. Но та, не растерявшись, находила наиболее уязвимые места у соперниц и посылала мячи самым неожиданным образом. В итоге заслуженная победа: в решающем сете 6:4. Затем в споре с другими командами, действуя четко и слаженно, советские девушки выиграли Кубок Суабо.


Четырехкратная чемпионка Европы Елена Елисеенко

Четырехкратная пебедительница чемпионатов Европы Елена Елисеенко


Всего лишь один эпизод. А сколько их было в напряженной и насыщенной событиями жизни спортсменки. С годами выросло мастерство Елисеенко, засверкала яркими гранями ее игра - рациональная, разнообразная, неожиданная, оригинальная. Ей не нужно говорить, что делать на корте при игре с той или иной соперницей. В течение первых геймов она подбирает нужный ключик и в дальнейшем умело использует его в тактическом рисунке игры. Ее удары, неудобные, нестандартные, постоянно расшатывают оборону соперницы, заставляя мяч отскакивать то круто вверх, то далеко в сторону, то низко у сетки, и каждый раз задают новую загадку, решать которую нужно за доли секунды. У Елисеенко, как у каждого большого спортсмена, были и срывы, досадные поражения, сомнения, поиски. И все же ее талант, помноженный на неизмеримую любовь к игре, взаимопонимание и поддержка коллектива оказывались сильнее обстоятельств. Она завоевала спортивные титулы, о которых многие могли бы только мечтать: четырехкратная чемпионка Европы (в 1980-1981 гг. - в одиночном разряде и в 1980, 1982 гг. - в смешанном разряде с В. Борисовым), трехкратная чемпионка СССР (в 1983 г. - в одиночном разряде, в 1980-1981 гг. - в смешанном разряде с В. Борисовым), победительница международного турнира "Дружба"-84 (в одиночном разряде и в парном разряде с Ю. Сальниковой).

За высокие спортивные показатели, значительный вклад в развитие и пропаганду спорта она награждена знаком "Почетный железнодорожник" и медалью "За трудовое отличие".

Вместе с тем она остается той же простой и отзывчивой Леной, к которой может обратиться с любой просьбой самый маленький член теннисного коллектива. И она обязательно поможет, потому что пройти мимо для нее всегда означало предать.

Виктор Николаев




« Предыдущий раздел
Регби
К оглавлению Следующий раздел »
Тяжелая атлетика

 

О проекте | В помощь новичку | Техподдержка | Обратная связь | Баннеры сайта | Реклама на сайте | Каталог ссылок
При использовании материалов ссылка на lokomotiv.info - обязательна