"Официальная история футбольного клуба "Локомотив" Москва 1923-2005"
1966
НОВАЯ КОМАНДА Пришли: Задикашвили («Рубин» Казань), Анфимиа-ди («Цемент» Новороссийск), Григорьев («Карпаты» Львов), В. Александров, Конов (оба — «Волга» Горький), Сафронов («Локомотив» Гомель), Хромов («Черноморец» Одесса), Лаврущенко («Динамо» Ленинград), Козлов, Касимовский (оба - ЦСКА-дубль), В. Коротков («Шинник» Ярославль), Гершкович (ФШМ Москва), Кочетов («Молдова» Кишинев), Хорлин («Волга» Калинин), Севостьянов («Заря» Луганск), Сизов («Локомотив» Красноярск), Цейтин, Еремин (оба — школа «Локомотива»), по ходу сезона — Соколухин, Шелудько, Головкин (все — «Локомотив» Калуга), Радионов («Волга» Калинин), Фролов («Динамо» Минск). Ушли: Бубукин (закончил выступления), Ю. Ковалев («Металлург» Липецк), Б. Беляков («Авангард» Харьков), Голованов, Сягин (оба — «Локомотив» Калуга), В. Быстров, А. Николаев (оба — «Шинник» Ярославль), И. Максимов, Маныпин (оба — «Крылья Советов» Куйбышев), Ал-й Котов («Шахтер» Караганда), Гер. Забелин («Днепр» Днепропетровск), по ходу сезона — Конов («Судостроитель» Николаев), Кореннов («Волга» Калинин).
В сезоне-66 «Локомотив» предстал полностью обновленным.
— Наш расчет на то, чтобы полностью сохранить прежний костяк команды, добавив к нему двух-трех новых игроков, не оправдывался, — объяснял причину кардинальных перемен возглавивший «Локо» в начале января Константин Бесков. — Выяснилось, что старые кадры «Локомотива» по своему мастерству, морально-волевым качествам, характеру уже не в состоянии вести борьбу на равных в высшей лиге. Мы вынуждены были пойти на экстренные меры и ввести в основной состав сразу восемь футболистов, большей частью молодых. Наивно полагать, что обновленная команда сразу сможет резко улучшить игру. Потребуется время на то, чтобы футболисты «обросли» опытом, повысили индивидуальное мастерство, улучшили физическую подготовку. А тогда уже появится уверенность в своих силах.
Но самому Бескову не суждено было дождаться плодов своей работы, времени для капитального строительства новой команды ему не дали. В начале июля один из лучших советских тренеров был отправлен в отставку: «Локомотив» в тот момент прочно абонировал последнюю строку в таблице чемпионата, а в таких случаях начальству не до сложностей «командной архитектуры». С приходом Бескова изменился не только состав, но и методы, и место подготовки к сезону (команда впервые проводила сборы на Адриатическом побережье Югославии), и даже форма: железнодорожники стали выступать в полосатых красно-белых футболках. А со второго круга — и стадион, на котором «Локомотив» принимал соперников. В Черкизове на месте довоенного еще «Сталинца» возник современный по тем временам красавец — стадион «Локомотив» с трибунами почти на 40 тысяч мест. На старте чемпионата железнодорожников ожидало невиданное даже в худшие сезоны фиаско: шесть поражений подряд! Причем первые таймы матчей «Локомотив» чаще всего играл вничью, вторые напрочь проигрывал. Лишь в 7-м туре железнодорожники взяли первые два очка.
- «Локомотив» помолодел больше, чем на три года, — подсчитал Алексей Леонтьев. — Если в прошлом сезоне возраст основного состава равнялся 27 годам, то ныне только 23,7. Но беда железнодорожников в том, что большинство ключевых позиций в команде перешло к молодым, вся центровая ось новая. И, если говорить откровенно, только Борис Петров в линии полузащиты имеет организаторский опыт. Подобная реконструкция сказалась на игровом характере «Локомотива». После первых неудач команда словно бы постарела: у футболистов исчезла быстрота реакции, атаки развивались в замедленном темпе, энтузиазм угасал при первом же столкновении с трудностями.
И в игре с «Зенитом» «Локомотив» представлялся обреченным. В первом тайме ленинградцы действовали быстрее и точнее, воплотив свое преимущество в два забитых гола. Но в начале второго тайма их полузащитник Дергачев неожиданно схватил мяч руками в своей штрафной. Реализованный железнодорожниками пенальти повернул ход игры вспять.
- Подарок молодым. Теперь держись, наши, — вздохнул на скамейке запасных тренер «Зенита» Валентин Федоров, предчувствуя недоброе.
Всего восемь минут потребовалось вдохновленным локомотивцам, чтобы преобразовать 0:2 в 3:2. И в следующем матче с «Шахтером», проигрывая (0:1), железнодорожники во втором тайме прижали соперника к воротам, Владимир Коротков сравнял счет, но гости сумели вновь выйти вперед и выиграли (2:1).
- Только опыт помог защите «Шахтера» сохранить преимущество в один мяч, — признавал заслуженный мастер спорта Николай Старостин. — Поработали бы на поле молодые Козлов и особенно Головкин, посмелее шли бы они в атаку, результат мог быть другим, и все разговоры о кризисе в «Локомотиве», наверно, поутихли бы.
Победа в очередном матче над входившим в лидирующую группу «Араратом» (2:0), казалось, утверждала: «Локомотив» прочно встал на ноги.
— До игры было ясно, что матч с локомотивцами для «Арарата» не будет легкой увеселительной прогулкой, — писал Александр Вит. — К тому же противник был совсем не тот, которого они видели неделю назад. Локомотивцы сменили восемь футболистов, среди которых самым продуктивным оказался молодой нападающий Михаил Гершкович, автор двух забитых мячей.
Возвращение Гершковича из юношеской сборной СССР, в составе которой он выиграл турнир УЕФА, развязало руки в атаке другому молодому форварду Владимиру Козлову, вскоре включившемуся в спор лучших бомбардиров первенства. Атакующий дуэт Гершкович — Козлов постепенно становился все грознее, опаснее для соперников, был признан специалистами необычайно перспективным. К сожалению, по окончании сезона судьба развела его участников по разные стороны баррикад, по другим московским клубам.
— Бесков собрал в «Локомотиве» молодых футболистов и перестраивал игру на новый лад, — вспоминал много лет спустя Михаил Гершкович. — Ему, к сожалению, не дали закончить дело, освободили от работы. Но сконструированная Константином Ивановичем игра все же оправдала себя — уже осенью мы показывали и хорошую игру, и побед хороших добивались. Много лестных слов высказывалось о нашей с Володей Козловым игре. Специально такую пару никто не создавал. У нас с ним была, что называется, футбольная совместимость, мы понимали друг друга на поле без слов и взаимодействовали интуитивно, да так, что все выходило, как по нотам. Козлов был прекрасный футболист, великолепный техник, и если бы здоровье ему покрепче, оставил бы в отечественном футболе еще более яркий след. Играли мы вместе с ним, к сожалению, мало. Ушел Бесков, вслед за ним ушли из команды и многие игроки.
Убедив всех, что находится на подъеме, «Локомотив» вдруг с треском проиграл ЦСКА (1:5) — все еще сказывался неустойчивый характер молодой команды. Когда же она уступила на своем поле еще и «Кайрату» (1:2), а в гостях — тбилисскому «Динамо» (0:2), терпение шефов из Министерства путей сообщения лопнуло, Бескову было отказано в доверии. Сначала «Локомотив» возглавил триумвират — Владимир Ивашков, Валентин Бубукин, Адамас Голодец, но уже через месяц старшим тренером команды утвердили Бубукина. Заметно прибавившим в игре железнодорожникам по-прежнему не везло. Например, победу над ними «Торпедо» известный журналист Олег Кучеренко отнес «к разряду счастливых случайностей, не тех, про которые говорят: счастье улыбнулось сильнейшему». — «Локомотив», чей молодежный состав вызвал столько противоречивых толков, кажется вот-вот поймает свою игру, — предсказывал он. — Становление команды задерживается по вполне понятным причинам. Молодые футболисты пока не в состоянии просто из-за возраста показывать стабильную игру в каждом матче. По логике борьбы мяч, казалось, трижды должен был побывать в сетке ворот «Торпедо» после выходов один на один с вратарем Гершковича, Козлова и Короткова, но единственный гол в этом матче был забит в ворота... «Локомотива».
Наконец, в 15-м туре «Локомотив» выиграл в Ростове у СКА (2:0) и покинул последнюю строку турнирной таблицы.
— Железнодорожников можно поздравить с хорошей победой, — порадовался за команду заслуженный мастер спорта Никита Симонян. — Молодые форварды «Локомотива» в противовес ростовским коллегам играют все более дружно и слаженно. В игре «Локомотива» уже давно наметился перелом в лучшую сторону — матч в Ростове может стать переломным и в турнирной судьбе команды. Здесь многое будет зависеть от нового тренерского состава, от его бережного отношения к начатому Бесковым процессу перестройки.
Но перелом в игре еще долго не находил своего отражения в турнирном положении железнодорожников. Их продолжали преследовать неудачи, новая победа пришла лишь в заключительном матче первого круга — над одесским СКА (2:0). Промежуточный финиш «Локомотив» миновал с 9-ю очками на предпоследнем 18-м месте. Первый матч второго круга совпал для «Локомотива» с открытием собственного стадиона в Черкизове. Предполагался визит на матч даже генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, но, кажется, обошлось менее значительными партийно-государственными персонами. Надежды переполненных трибун стать в столь торжественный день свидетелями победы хозяев нового стадиона над лидером чемпионата киевским «Динамо» не оправдались. Киевляне изрядно подпортили настроение новоселам, выиграв с крупным счетом 3:0.
— Беда команды в том, что в ней не оказалось игроков, на которых могли бы ориентироваться молодые футболисты, составляющие большинство в «Локомотиве», — считал недавний лидер железнодорожников заслуженный мастер спорта Виктор Ворошилов.
Все время казалось, что «Локомотив» обрел игру и уж в очередных турах обязательно совершит затяжной спурт из глубины таблицы. Но за каждым рывком вперед неизменно следовал шаг назад, словно команда была прикована к 18 месту невидимой цепью. Да и рывков таких до поры до времени было немного, в 25 турах всего пять выигрышей. Победа в Одессе 9 октября над записным аутсайдером — местным СКА (2:0) осталась бы незаметной, если не положила бы, наконец, начало серии, которая увела «Локомотив» с путей, ведущих во второй дивизион. За ней последовали выигрыши у «Пахтакора» (2:0), «Спартака» (1:0) и минского «Динамо» (3:1). Серия наверняка получила бы продолжение, но... закончился чемпионат.
— Все спрашивают, как нам удалось выбраться из аутсайдеров, — рассказывал Валентин Бубукин. — Мне кажется, развитие нового «Локомотива» протекало вполне естественно. Наша команда — самая молодая в первой группе класса «А». Ребятам поначалу явно не хватало турнирного опыта, игрового умения, закалки, необходимой для выступлений в таких соревнованиях. И вот пришло время, когда мы можем пожинать первые плоды обновления состава. Теперь наши молодые игроки — уже не те желторотые птенцы, что в начале чемпионата. Футболисты, которые постоянно мыслят, думают о том, как сыграть лучше, будут играть хорошо. А у нас в «Локомотиве» подобрались именно такие ребята. Кульминацией в сезоне для нас стала победа в Одессе над СКА, которая практически ликвидировала опасность ухода во вторую группу. Мы выиграли этот матч, как мне кажется, заслуженно. У футболистов сразу спало психологическое напряжение, они как бы раскрепостились, заиграли легко и свободно.
Весьма перспективной считал команду железнодорожников и старший тренер сборной СССР Николай Морозов. — Если костяк этого «Локомотива» сохранится года два-три, клуб может стать базовой командой олимпийской сборной СССР, — утверждал он.
Увы, многообещающий костяк «Локо» не просуществовал и двух лет.
Завершили сезон железнодорожники успешным турне по ФРГ. Сначала они победили клуб второй бун-деслиги «Бонн» (2:1), а затем 7-кратного чемпиона ФРГ «Шальке 04» (3:0) и сыграли вничью с еще одним клубом главной бундеслиги «Фортуной» (Дюссельдорф) — 5:5. Команда в целом и ряд игроков «Локомотива» произвели на немецких специалистов сильное впечатление. И на следующий день после матча в Гель-зенкирхене с «Шальке» руководство этого клуба предложило контракт нападающему железнодорожников Владимиру Короткову. Принять его по тем временам было равносильно измене родине, и он, естественно, отказался.
В число 11 лучших дебютантов сезона, определявшихся журналом «Смена», вошли оба форварда «Локомотива» Владимир Козлов и Михаил Гершкович. Гершкович сыграл в двух отборочных матчах турнира УЕФА, неофициального чемпионата Европы среди юношей за сборную СССР с Румынией (1:0 и 0:1). Жребий назвал победителем в этой паре нашу команду. На финальный турнир в Югославию в составе сборной СССР отправились и два форварда «Локомотива» Михаил Гершкович и Виктор Еремин. Первый из всех пяти матчей пропустил только один — в группе со Швейцарией и получил чемпионскую медаль, второму выйти на поле не довелось.