Сперва, во вторник он летел из Голландии в Северную Ирландию. В среду судил матч сборной этой страны со шведами. В четверг поздно вечером вернулся домой. Вчера прибыл в Москву через Германию. Сегодня будет судить столичное дерби ЦСКА - "Локомотив". А уже на следующей неделе ему опять предстоит поездка в одну из европейских стран на матч еврокубков. Вот каков график работы голландского арбитра Эрика Брамхара, с которым в четверг созвонился корреспондент "СЭ".
- У меня и сейчас всего несколько минут для беседы с вами - мы как раз на пути из Северной Ирландии в Голландию. Можем поговорить и позже, но когда доберемся до Амстердама, не знаю. А рано утром в пятницу нам (в Москве Брамхар будет работать с теми же помощниками - Ари Бринком и Адрианом Иниа. - Прим. А.Б.) вылетать в Россию.
- Вам когда-либо доводилось совершать столько перелетов в течение четырех-пяти дней?
- В течение такого короткого промежутка - никогда. А ведь на следующей неделе, вернувшись из Москвы, вновь предстоит куда-нибудь лететь - на один из четвертьфиналов Кубка УЕФА.
- Насколько сложным для вас получился матч в Белфасте?
- Прежде всего он сложился очень непросто для шведов. У ирландцев, как правило, не лучшие стадионы с газонами невысокого качества. Матч был проверкой не технических достоинств команд, а физической подготовки. Это относилось и к судейской бригаде.
- Вы станете 12-м иностранным арбитром, судившим игры российской премьер-лиги. Раньше знали о том, что в России время от времени прибегают к помощи судей из-за рубежа?
- В среду вечером мы немного поговорили с Николаем Левниковым (экс-глава КФА инспектировал матч североирландцев со шведами). Он и рассказал мне об этой практике.
- А как вы отреагировали бы, если бы российского арбитра пригласили судить матч высшего голландского дивизиона?
- На самом деле мы сотрудничаем с бельгийскими судьями, с которыми у нас существует обмен. Шесть раз в год их арбитры приезжают работать на матчах голландского чемпионата, и наоборот - мы отправляемся в Бельгию. Так что подобного рода опыт у нас уже есть.
- Что вам известно о командах, встречу которых предстоит судить?
- Последний раз я видел ЦСКА в Монако во время матча за Суперкубок (Брамхар был резервным арбитром. - Прим. А.Б.). Пока еще не было времени, чтобы тщательнее подготовиться к субботней игре. Но обязательно посижу в интернете и все выясню.
- Судьи нередко имеют свои досье на команды и игроков, чтобы облегчить подготовку к матчу, проанализировать тактику. Раз этого у вас нет, будете консультироваться с кем-то из российских коллег?
- Нет. Ограничусь информацией в интернете. Наличие большого числа сведений не всегда идет на пользу. Может, и хорошо, что сейчас моя голова не загружена данными о ЦСКА и "Локомотиве".
- У вас есть опыт работы на полях с искусственным покрытием?
- Да, у нас в Голландии три или четыре подобных поля. Уже знаю, что в субботу придется работать на таком же.
- Вы начали заниматься судейством достаточно рано - в 17 лет. Что стало причиной?
- На самом деле это произошло даже раньше - когда мне было 14. Так сложилась ситуация в клубе. Он был небольшим, и каждому приходилось брать на себя еще какие-то обязанности. Мне предложили - я согласился. Но играть я продолжал до 26 лет и совмещал это с судейством. В субботу выходил на поле судьей, в воскресенье - игроком. Мы выступали в любительской лиге - хороший, но, конечно, не самый высокий уровень.
- Когда-нибудь жалели, что стали судьей?
- Случалось (смеется). И было очень трудно сделать выбор в пользу судейства, оставить команду.
- Чем вы занимаетесь в обычной жизни?
- Работаю на футбольный союз.
- В качестве кого?
- Езжу по клубам, школам, рассказываю о том, как стать арбитром, о его работе. Число судей в Голландии невелико, поэтому приходится совершать такие рекламные туры. Надеемся, что желающих заняться судейством станет больше.
- В Нидерландах судья - это профессия?
- Для меня - да. И еще для четырех моих коллег.
- А вы застрахованы Королевским футбольным союзом - допустим, на случай травм?
- Почему вы задаете этот вопрос?
- В России нет профессии судьи, арбитры не могут создавать профсоюз, у них нет пенсий и страховок. Всегда интересно узнать, как обстоят дела в других странах...
- Мы застрахованы.
- У вас фиксированная зарплата или оплата вашего труда осуществляется гонорарами за каждый проведенный матч?
- У меня контракт с футбольным союзом. В конце каждого месяца получаю деньги в зависимости от числа проведенных игр. Премии не предусмотрены. Контракт заключен на пять лет.
- У наших судей таких контрактов нет.
- Но перед подписанием соглашения мне было поставлено жесткое условие - бросить другую работу. Я был вынужден пойти на некий риск. Все другие голландские арбитры, которые сейчас становятся профессионалами, также обязаны отказаться от предыдущей работы и трудиться только на футбольный союз.
- Примерно как в Англии.
- Да, это сравнение допустимо.
- Каково отношение голландских СМИ к арбитрам?
- Наверное, так же, как везде. Одни и те же проблемы как в Северной Ирландии, так и в Голландии. Во время семинара УЕФА о них говорили мои коллеги из Португалии, Греции и Англии. Живем в такое время, что положение у судей очень трудное.
- Не могли бы пояснить ситуацию с вашими именами - Фредерикус Йоханнес и Эрик?
- Имя Фредерикус Йоханнес мне было дано при рождении. Я был первым сыном в семье, и родители так назвали меня в честь моих дедушек. А в жизни для всех я - Эрик.
Александр БОБРОВ