Успехи
«Локомотива» в РПЛ второй сезон подряд принято связывать с игрой
Алексея Батракова, тогда как усилия многих партнёров российской звезды могут остаться незамеченными. Вместе с тем в команде немало крутых героев, игра и карьеры которых заслуживают внимания.
В частности, это один из самых неуступчивых защитников РПЛ
Максим Ненахов, проделавший путь от игры за молодёжку «Динамо» с зарплатой в 16 тысяч рублей, через суровую школу Вадима Евсеева и Андрея Талалаева до международных матчей.
Сегодня знакомимся с Максимом ближе. В интервью
Metaratings.ru Ненахов рассказал:
какой матч в еврокубках был самым крутым в его жизни;
жалеет ли, что так и не дебютировал за родное «Динамо»;
как решился жениться уже в 18 лет;
кто в «Локо» больше всех читает;
уходу какого из иностранных брендов одежды расстроился.
«В команде стало больше сыгранности»
– Как оценишь старт сезона? Всё ли закономерно?– В принципе, неплохо начали, потом забуксовали. Матчи с «Ростовом» и «Крыльями Советов» должны были забирать. До перерыва владели преимуществом, но отдали вторые таймы. В Грозном закономерно было – 1:1.
– Почему?– Должны были побеждать «Ростов» и «Крылья Советов» и быть выше в турнирной таблице.
– Кто удивил на старте сезона?– Конечно, «Балтика». Они сейчас всех удивляют, потому что показывают хороший футбол и против них было тяжело играть. С нами они показали настоящую бойцовскую игру, любой команде РПЛ будет тяжело играть против «Балтики».
– Можем этот отрезок команды сравнить с прошлогодним стартом, когда команда также хорошо начинала?– Сейчас в команде стало больше сыгранности и взаимопонимания. К нам пришли опытные игроки: Бакаев, Руденко и Комличенко. Они добавили стабильности. Надеюсь, это даст плоды в течение сезона.
– Какая цель на нынешний сезон?– Конечно, хотим попасть в тройку. Не хочу говорить громких фраз, посмотрим, по сезону. Будем идти от матча к матчу.
– Как изменилась команда за лето? Кто лучше влился из новичков?– Все ребята влились в коллектив, это видно по их результативности. Также видно и по результату команды, идём без поражений в РПЛ. Команда становится более опытной и умеет добиваться результата. Вопрос в стабильности, хватит ли нам её до конца сезона.
– В чём прибавили?– Есть два равноценных нападающих, которые могут заменить друг друга без спада в уровне. Добавилась конкуренция на флангах атаки, пришли два хороших крайних полузащитника. Сезон покажет.
– Как тебе новичок Рамирес? В силу знания русского языка легко адаптируется?– Хорошо влился. Он со своей командой держит коммуникацию, потому что знает несколько языков. Общается как с иностранцами, так и с русскими.
– В матче со «Спартаком» в этом сезоне был эпизод, когда на тебе сначала дали пенальти, а потом отменили. Камера крупно выхватила твоё лицо: казалось, будто ты согласен, что назначили пенальти. В команде этот кадр разошелся на мемы?– Напротив, у меня было такое лицо, оттого что назначили пенальти. Я тогда сразу подошёл к судье и сказал, чтобы пересмотрел своё решение. Это нормальная реакция была. Справедливо, что отменили, вопросов дальше не было.
«Должны быть два-три таких, как Батраков, и два-три как Баринов»
– В «Локомотиве» в прошлом сезоне была традиция – собираться после каждого домашнего матча в кафе на стадионе. Сохраняется ли она сейчас?– Сейчас такого нет. Очень много игр и времени нет, с учётом Кубка России в неделю по два матча.
– Кто держал слово на таких встречах?– Руководители клуба, плюс главный тренер мог сказать.
– В «Локомотиве» есть непререкаемый авторитет – Дмитрий Баринов. А кто кроме него может резко спросить с партнеров?– Именно на таких встречах из игроков никто, только руководители и главный тренер. Это не было каким-то обсуждением. Скорее, обсуждение игры постфактум и ситуация на тот момент. Не было такого, чтоб с нас спрашивали по игре. Скорее, был общий разговор по определённому матчу.
– Спрашивают ли в «Локомотиве» жестко с молодых?– Я бы не сказал. Лояльное руководство, всем молодым дают себя проявить и никого не напрягают. Поэтому молодёжь раскрывается и идёт гладко.
– А как было с Батраковым?– Лёша всегда к себе относился без расслабленности и с себя умел спрашивать. Он на тренировках работал, никогда к Батракову вопросов не было. Если бы Лёша разгильдяйничал, тогда были бы вопросы уже.
– А были молодые футболисты, которые разгильдяйничали?– Ха-ха, это остаётся внутри клуба уже.
– «Локомотив» несколько лет провел без титулов. На твой взгляд, команде больше не хватает таких игроков, как Баринов или таких, как Батраков?– Нужен симбиоз. Должно быть два-три человека таких как Лёша, которые будут вести команду в атаку. Также два-три человека как Дима Баринов, которые покажут свои лидерские качества. Не всем же забивать голы, оборона тоже нужна. Нужен опыт и талантливые молодые игроки. Последний раз, когда «Локомотив» брал Кубок, был сильный состав легионеров и надёжные ребята. Тяжело рассуждать.
«Моя жёсткость не сравнится с тем, что было раньше»
– Ты в первой же игре РПЛ чуть не получил красную карточку. Тренеры когда-нибудь просили тебя играть мягче, или ты, напротив, играешь так жёстко как раз по тренерским установкам?– Тогда я ещё играл за «Ахмат». Там был спорный момент. Был офсайд, поэтому отменили красную карточку. Если говорим про жёсткость, то в прошлом сезоне всего четыре жёлтые карточки. Это меньше, чем у многих игроков в команде. Это стереотип, что я много фолю.
– Считаешь себя жёстким футболистом?– Жёсткость – это не агрессия, а стиль игры. Да, я жесткий защитник, неуступчивый и не сильно приятный для нападающего.
– Сам себя когда-нибудь винил за грубую игру?– Нет, только тогда я получаю жёлтую карточку. Если нет карточек, то значит, что делаю всё верно. Жёстко надо играть в меру, без нарушений правил.
– Портились ли у тебя отношения с кем-нибудь из соперников из-за твоих подкатов?– Я бы посмотрел, как отвечали на этот вопрос в 90-е годы (смеётся). Раньше футбол был куда жёстче, чем сейчас. Даже моя жёсткость не сравнится с тем, что было раньше. Поэтому, считаю себя более лояльным футболистом.
– У тебя был эпичный дебют в еврокубках – сразу в Стамбуле против «Галатасарая», где абсолютно бешеные фанаты. Когда-то испытывал более яркие эмоции от игры в гостях или где-то было и поярче – например в Марселе спустя месяц?– Матч в Стамбуле запомнился на всю жизнь. Я не слышал тогда ни то что подсказки от тренерского штаба и партнёров, но даже самого себя не мог слышать. В плане ажиотажа и болельщиков, это самый крутой матч в моей жизни.
– Как тогда играть футболисту, когда не слышишь самого самого себя?– Нервно, очень нервно. Тебе больше приходится смотреть по сторонам, потому что знаешь: никто не может подсказать. Это интересный опыт. Много завязано на концентрации и внимательности, без них тяжело играть.
– Были провокации от турецких фанатов?– Не было ничего. Только свист, но это их мини-фишка. Этот свист нам мешал по ходу игры.
«Равнодушие игроков могло привести Талалаева и Евсеева в бешенство»
– Ты воспитанник «Динамо», но за основу так и не сыграл. Мечты сыграть за бело-голубых не осталось? Нет обиды, что тебе тогда так и не доверили сыграть хотя бы в ФНЛ или Кубке?– Обиды нет. Я построил свой путь сам, получилось немного тернистым. Но только так становятся личностями. Благодарен клубам, в которых выступал, за то, кем я стал. Сейчас я в «Локомотиве» и доволен этим. В своё время хотел дебютировать за «Динамо», но судьба решила по-другому и получился другой путь.
– Пока ты играл за молодёжку и фарм-клуб, основная команда «Динамо» вылетела в Первую лигу. Как это воспринималось глазами молодого игрока?– Тяжело очень. Были финансовые трудности, были задержки по зарплате, и многие легионеры начали уходить из-за этого. Это привело к Первой лиге, но слава богу, что потом всё наладилось. Сейчас рад за «Динамо», что у них всё хорошо. Благодарен им за то, что мне дали.
– Твоя фраза: «При Хохлове не столько футбольные качества оценивались, чем свои интересы». Самый несправедливый момент в твоей карьере?– На тот момент, когда я уходил, наверное, мне бы не выпало шанса. Тогда нужны были футболисты, которые смогли бы удержать клуб в РПЛ.
– В целом часто по карьере сталкивался с тренерской несправедливостью?– В футболе много несправедливостей (смеётся). Тут нет справедливости. Каждый день борешься со стереотипами и разными мнениями. Много сталкивался в карьере с тренерской несправедливостью.
– Чего не могли терпеть Талалаев и Евсеев? Что могло моментально привести их в бешенство?– Равнодушие, наверное. Людей, которые не хотят работать на тренировке. Не важно, какой у тебя талант, если ты не хочешь работать на тренировке, то и играть не будешь. Это и могло их привести в бешенство.
– У Талалаева в «Балтике» есть интересная система наказаний: за промахи по воротам – кувырки, за невыполнение установки штрафы. В «Ахмате» такое было?– Штрафы не припомню. Но за промахи нападающие кувырки делали, да.
– А защитники?– Во время тренировки, если неправильно перестроишься, могли тренировку остановить и пять минут посвятить тебе, не более того.
– В гостях у Рамзана Кадырова в Грозном был?– Рамзана Ахматовича один раз видел за всё время. Команду тогда курировал Даудов.
– Ты появился в «Локомотиве», когда в клубе была команда Рангника. Ральф часто с вами общался?– Я его вообще пару раз видел. У них была своя философия, хотели построить команду своего уровня, но не получилось.
«Для нас лимит никакой роли не сыграет»
– Минспорта вводит лимит на легионеров в РПЛ. Понятно, что российские футболисты за, но и противников лимита тоже много. Например, есть аргумент, что звезды уровня Захаряна, Пиняева, Батракова, Кисляка появились именно при мягком лимите на легионеров. Можешь как-то это объяснить?– В вопросе нового лимита моё мнение вообще не должно учитываться. Если сверху так решили, то так и должно быть.
– После этого ждать в РПЛ только сильных легионеров?– У нас в команде и так их немного, поэтому сложно сказать. Для нас лимит никакой роли не сыграет. Посмотрим, как на другие команды повлияет.
– В «Локомотиве» почти полностью российский состав. Для вас принципиальны матчи против таких команд, как «Зенит» или «Краснодар», где легионеров большинство?– Для нас любой матч принципиальный, нет каких-то определённых игр, которые важные матчи или менее важны. Стараемся побеждать в каждом матче. Понятно, что с ЦСКА, «Краснодаром», «Зенитом», «Спартаком» и «Динамо» мы вдвойне и настраиваемся на игру и хотим выиграть. В таких матчах всегда много болельщиков и получается захватывающий матч. Всегда большой настрой на такие команды.
– Минспорт обсуждает еще и возможность введения списка литературы для футболистов. Сам любишь читать?– Это правильно будет, я люблю читать. Считаю, что каждый человек должен читать книги и развивать свои умственные способности.
– Что читаешь?– Документальные книги, читал про «Формулу 1», про великих спортсменов: Тайсона, Ибрагимовича. Больше люблю биографии читать.
– Много читаешь вообще?– Не сказать, что очень много. Но люблю.
– Кто в «Локомотиве» самый читающий игрок? Кто главный книголюб?– Наверное, Илюха Лантратов. С Ильей просто много общаюсь, знаю, что он много читает.
«Из запретных продуктов люблю чипсы»
– Тебе всего 26, а ты уже восемь лет женат и у вас два ребенка. Расскажи как вы решились так рано узаконить отношения?– Просто любовь. Честно говоря, мы недолго думали, нашли друг друга, и это на всю жизнь. Такое бывает раз в жизни. Я счастлив, что со мной такое случилось.
– Родители не были против того, что ты женился в 18 лет?– Естественно, было много вопросов, что я рано принял такое решение. Но время показало, что это самое верное решение в жизни.
– Твой экс-одноклубник Наир Тикнизян рассказывал, как вставал в 3 утра, чтобы отвезти жену на работу. У тебя были ранние подъёмы?– Я детей в сад водил утром, сейчас в школу вожу уже. После этого уже еду на тренировку. Но это всё по пути. Поэтому, в целом успевал.
– Как сильно футбол отвлекает от воспитания детей или у тебя получается везде успевать?– Нет такого, что дети без моего воспитания. По утрам тренировки, а потом я весь день дома. Я достаточно много времени уделяю своим детям. Надеюсь, что я для них самый лучший папа. Об этом узнаем, когда они вырастут.
– Карпин запрещает игрокам сахар. В ЦСКА проскальзывала тема с запретом говядины. А есть ли в «Локомотиве» ограничения по еде? Какие?– Я бы не сказал, что есть ограничения. У нас регулярно проводят замеры на жировую прослойку. Все держат себя в тонусе, никто много не ест всякую дрянь. Все в команде проходят под весовой [контроль] и нет проблем с жировой.
– Ты сам себя любишь баловать?– Только после игр, чтобы наполнять организм углеводами.
– Какой из запретных продуктов – твой самый любимый?– Чипсы. Иногда хочется, но сам себя останавливаю.
– При других тренерах в «Локо» были ограничения?– При немцах запрещали сахар и сладкую продукцию.
– Как ты относился тогда?– Нормально. Я сахар не особо люблю употреблять. Чай и кофе без сахара пью, в очень редких случаях сладкое ем. Нет пристрастия к сладкому.
– При Сёмине в «Локомотиве» для игроков, которые приезжали с лишним весом из отпуска, накрывали отдельный стол, где не было ничего кроме листьев салата. А ты когда-нибудь что-нибудь подобное видел?– Ха-ха, такого не видел.
– А у вас много игроков приезжает с лишним весом?– Приезжать из отпуска с лишним весом – нормально. Отпуск для этого и отпуск, чтоб ты отдыхал головой и телом. У нас в команде за неделю все приводят себя в форму, потому что с лишним весом всем будет тяжело. Когда идут нагрузки и ты тренируешься с лишним весом, это может привести к травмам. Поэтому, все следят за собой.
– Ты сам приезжал с лишним весом после отпуска?– Да, было дело. В килограммах нисколько, но в жировом +1,5%. Это достаточно много.
«Мне нравится ездить на поезде»
– Некоторые футболисты отдают зарплату родителям. А ты помогаешь им финансово?– Да, конечно, помогаю родителям, отдаю. Когда в «Локомотив» перешёл, уже начал определённую сумму отправлять родителям.
– Ты рассказывал, что твоя первая зарплата в молодежной команде «Динамо» была 16 тысяч рублей. Как ты их тратил?– Тогда я жил на базе, для меня эти 16 тысяч особой разницы не играли. На базе были все условия: жильё, еда и т.д. Мне хватало.
– Часто ли ты пользовался услугами РЖД? В МЦК ездишь? Удобно?– МЦК нет. На поезде ездили в Ростов и Краснодар на выездные матчи. Если брать повседневную жизнь, ездил в Питер и Нижний Новгород. Мне нравится ездить на поезде, всё чисто и аккуратно, придраться не к чему.
– Проехать в метро для футболиста – норм или стрём?– Норм.
– А купить небрендовую одежду?– Норм.
– По какому-нибудь из брендов, ушедших из России, скучал?– Наверное, Zara. Там были обычные вещи на каждый день, майки прикольные. Для детей было много всего.
– Данил Круговой открыл магазин кроссовок. Будешь у него закупаться?– Посмотрим, посмотрим.
– На какую скидку рассчитываешь: 10-15-50%?– Вообще, надеюсь, что первая пара будет бесплатно, ха-ха.
– В ВК ты подписан на группу о советах саморазвитии бизнеса. Что самое главное для себя почерпнул? У кого из крупных бизнесменов готов взять совет для открытие бизнеса?– Я в ВК не сижу, у меня там миллион сообщений почти. Только иногда видео смотрю.
– Но думаешь про бизнес?– Да, конечно. Надо же думать, куда вкладывать деньги и чем заниматься. Сейчас думаю над вложениями в коммерческую недвижимость. Придёт время – придут деньги и подумаю об этом.
Вообще бизнес – это тяжело. Чтобы открыть бизнес, нужно хорошо в этом разбираться. Для спортсменов легче брать недвижимость, потому что о других отраслях знаний меньше. Можно и проиграть большие деньги. Надо делать то, что надёжно и приносит стабильные деньги.
Норик Серобян