В детстве, при согласии и поддержке родителей, Александр предпочёл футбол самбо и не прогадал. Став одним из ключевых игроков
«Локомотива», защитник рассказал
«Нашему Локо», как играл на всех позициях, включая вратарскую, прошёл путь от дворовых коробок до Лиги чемпионов и почему не жалеет о трёх собаках в квартире. Главный урок его карьеры: «Не сдавайся никогда, даже если что-то не получается».
САМБО ИЛИ ФУТБОЛ
— Почему в детстве выбрали футбол? Как он появился в вашей жизни?— Ещё в детском саду все вокруг бегали, играли в догонялки, а я уже с мячом возился. Пытался пнуть его так, чтобы он взлетел выше деревьев. Мне тогда было лет пять. Потом начал серьёзно заниматься боевым самбо. Стал чемпионом России лет в 8–9. Ну и продолжал ходить во двор, пинал мячик просто для себя, а самбо оставалось основным занятием.
Затем как-то гуляли с ребятами по району в Вешняках, встретили тренеров, которые работали от управы. Смотрим, они фишки на коробке расставляют. Подошли поближе, познакомились, узнали, что да как. Побежали домой за «сороконожками», вернулись, побили по воротам, пообводили те самые фишки. И мне один из тренеров говорит: «А у тебя неплохо получается. Приглашаю на районный турнир». В итоге принял в нём участие, сразу много забил. Тренер после этого предложил играть за управу. Ездил, выступал за неё, тоже прилично забивал. Тогда мне было 10–11 лет.
— Как раз тот возраст, когда нужно делать следующий шаг. Вас заметили в футбольной школе?— Тренер свёл меня с Андреем Владимировичем Шубиным из московских «Крыльев Советов», и я пошёл заниматься к нему. Андрей Владимирович вёл 2000 год, а я 2001-го, но меня всё равно взяли. Так я начал играть за 2000-й, иногда спускали помогать 2001-му. Изначально определили в нападение.
Позднее Александр Александрович Селиванов сменил Шубина, и в какой-то момент мне сказал: «Футболист должен уметь играть на всех позициях. Давай попробуем тебя центральным защитником». Я начал отнекиваться, да какой там, забивать хочу, быть в нападении, в защите мне не нравится. В первой игре попробовал — не сильно здорово было, а со второй уже как-то начало получаться: в какой-то момент даже понравилось, начал ловить кайф, что в подкатах можно было отбирать. Так и остался центральным защитником пока на меня с просмотром ЦСКА не вышел. Тогда мне было лет 14-15.
В ЦСКА в то время работал Денис Владимирович Первушин. Просматривали меня три месяца с некоторыми другими ребятами. И, хотя по сравнению со всеми я выглядел так себе, в том же квадрате тяжеловато было, мне дали шанс. Очень благодарен тренерам за это.
— Боевое самбо в жизни пригодилось?— Вроде пока не дрался ни с кем. Знаю, как через бедро бросить, знаю и другие приёмчики. Может, когда-то и пригодится, пока не было такого. Я парень добрый, со всеми дружелюбен.
УНИВЕРСАЛ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ
— В ЦСКА вас на какой позиции наигрывали?— Центральным защитником. В юношескую сборную вызывали в этом же амплуа. Однако в какой-то момент в юношеской Лиге чемпионов все крайние защитники то ли «сломались», то ли дисквалифицированы были, и мне предложили их заменить. Я вышел, хорошо отыграл. Потом, подменяя травмированных, успешно продолжил выходить на той же позиции. Так я стал крайним защитником (улыбается).
— Получается, что ваша универсальность родом из детства?— Скажу больше, сезон я вообще отыграл на воротах! Точнее, месяца 2-3 (смеётся). Дело было в «Крыльях Советов». Наш вратарь сломал палец, а второго голкипера не было, и некого было в ворота определить. Пришлось мне взять на себя ответственность (улыбается).
— Успешно?— Да. Мне нравится на воротах играть. В основном все во двор ходили побить по ним. Мне нравилось отбивать удары друзей.
— Есть позиция на поле, на которой вы не играли?— Опорный полузащитник. Вроде один раз только вышел на этой позиции, дело тоже было в «Крыльях».
— Где больше нравится?— Вообще без разницы, на любой позиции: и центральным защитником, и слева, и справа. Везде есть свои плюсы. Нравится бороться, один в один с нападающим играть, когда ты в центре обороны. Скорость у меня, вроде, есть, от меня тяжело убежать, не прокинешь мимо. Самому проникающие передачи тоже приятно отдавать.
Левым защитником нравится играть из-за возможности в середину уйти, со смещением ударить. Справа подавать удобнее.
МОСКОВСКОЕ ДЕТСТВО
— Из-за футбола и детство, наверное, прошло незаметно. Оно было вообще?— Конечно. Жил я в детстве в Вешняках. Неплохой район, но, понятно, всякое бывало. После футбола лёгкий кипиш мог произойти, или просто гуляли допоздна с друзьями, а до тебя кто-то докопаться мог. По гаражам прыгали, на самокатах, великах гоняли. Всё как у всех. Не всегда, правда, эти истории хорошо заканчивались, достаточно шрамов осталось с той поры (улыбается). Так что много историй было. Есть, что вспомнить.
— Сохраняете связь с друзьями детства? Общаетесь?— Да, с некоторыми до сих пор. В нашем районе есть большое футбольное поле в парке. Когда приезжаю туда (а у меня мама живёт в Вешняках), стараюсь увидеть своих ребят, пообщаться. Все за меня рады. С друзьями детства постоянно на связи, в Counter-Strike (сетевая компьютерная игра — прим. ред.) играем, иногда просто собираемся компанией.
— В футбол пацаны играют везде где можно, да и где нельзя. У вас на каких площадках гоняли мяч? Какие покрытия были?— Всякие! Бетон, резина, трава, искусственная тоже. Иногда где-то просто на поляне бегали. На асфальте ставили ворота из камней, играли. Колени, локти себе раздирали, конечно.
— Чем-то необычным играли?— Нет, мяч был всегда.
— В школе как учились?— До пятого класса нормально, отличником был. До седьмого тоже более-менее, а потом классе в седьмом или восьмом перешёл в ЦСКА. Понял, что есть шанс зацепиться в футболе, больший акцент на нём стал делать.
— В подростковом возрасте были проблемы с дисциплиной?— Нет. Не тусил вообще, некогда было. В школе утром учился, потом на тренировку долго ехал на Октябрьское Поле. Это почти полтора часа в одну сторону, хоть с Выхино и по прямой, но опаздывать было нельзя. В начале десятого возвращался домой. Не успевал ни погулять, ни чего-то ещё. Домашнюю работу делал либо быстренько после учёбы, либо уже прямо в школе перед уроками. Раньше расстраивался, что все ребята гуляют, отдыхают, а я «фигачу», было не очень ощущение. Потом смирился. Как видно, всё не зря.
ПОМОЩЬ СЕМЬИ
— Как родители отнеслись к вашему выбору?— Они всегда меня поддерживали. Мама везде ездила со мной, особенно когда я был маленьким. Помню, от метро «Щукинская» на трамвае на тренировку ехали до стадиона «Октябрь», и до конца занятий она меня ждала.
Даже когда уроки не получалось сделать, не ругалась, верила в меня. И сейчас ходит на каждый матч, поддерживает. Папа тоже.
— Родители многим пожертвовали ради вас?— Да вообще всем: советами всегда помогали, опору давали. Когда из самбо уходил, то были же сомнения, но меня поддержали. При переходе в ЦСКА тоже. Даже когда в «Ростов» отправился, когда был непростой период, приезжали ко мне.
— Кого бы вы могли отдельно поблагодарить за большой вклад в вашу карьеру?— Много кого, всех не перечислить. И родители, и друзья, и все тренеры, которые были и в «Крыльях Советов», и в ЦСКА, вообще все. Поддерживали меня и помогали во всём всегда. Никто не говорил, что я никчёмный. Если вдруг что-то не получалось, всегда со мной беседовали, помогали. Абсолютно каждому благодарен.
— Какой совет вам запомнился особенно?— Ещё в детстве мне говорили: «Не сдавайся никогда, даже если что-то не получается». Самый важный.
ПЕРВЫЕ ШАГИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ
— Какой момент был самым трудным в вашей футбольной жизни?— В самом начале, когда я только пришёл в футбол, тренер мог наорать. Тяжело это воспринималось. В один момент я даже ушёл из «Крыльев», пропустил пару месяцев. Меня потребовали вернуть, сказали, что парень с большим потенциалом. Тренер даже домой приезжал, просил об этом.
А так, чтобы бросить… Таких мыслей не было. Даже когда в «Ростов» уезжал. Конечно, было тяжело. Все эти переходы… Уже привыкаешь к одному месту, а тут из зоны комфорта тебя выводят. Это самые трудные моменты: переход из «Крыльев» в ЦСКА и из «Локомотива» в «Ростов».
— Вы пришли в «Локомотив» в августе 2019-го из ЦСКА. Какие воспоминания от того времени?— Хорошие. Перешёл к Максиму Юрьевичу Мишаткину, знал его ещё по ЦСКА. Да и ребят тоже многих по сборной: Никиту Иосифова, Максима Мухина. Вообще проблем не было. Коллектив был супер, тренер — отличный. Идеально попал.
Лига чемпионов ещё юношеская тогда была. Мы хорошо играли, много моментов создавали, но не реализовывали и пропускали какую-то ерунду. Команда была хорошая, могли даже что-то выиграть: Артур Чёрный, Илья Петухов, Максим Петров, Тимур Сулейманов.
Вообще изначально меня брали в молодёжку, а в «Казанку» нужен был отдельный просмотр. В итоге меня взяли и туда. Так и играл за несколько команд. В «Казанке» тоже был нереальный коллектив в те времена. На многое способный.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФУТБОЛ
— В «Локомотиве» удалось и во взрослой Лиге чемпионов сыграть.— Да, хорошо помню, как потряхивало немного, ведь ты этих футболистов ещё по телевизору вчера видел, а сейчас выходишь против них играть! Не мог поверить. Будто не взаправду, как сон, а против тебя — «Бавария». Выбиваешь мяч головой из штрафной, а там Левандовский стоит, обалдеть. Обидно, конечно, что из-за пандемии болельщиков тогда не было.
— Просили чью-то майку после матча?— Да, у Альфонсо Дэвиса, но он уже её кому-то отдал.
РОСТОВСКИЙ ЭТАП
— Следом в вашей карьере был «Ростов», судя по вашим словам — непростой период.— Я перешёл туда, когда мы были на сборах. Просто переехал из одного отеля в другой. Жил сначала один. Повезло, что ребята в «Ростове» хорошие были, поддержали. Тренер тоже, тогда работал Заур Тедеев.
Поначалу было тяжело, особенно в первые дни. Притирался. Долго грызли бытовые проблемы. Например, сомневался перевозить или нет вещи. После того, как сборы прошли, приехал в Ростов-на-Дону. Город великолепный оказался. Всё было близко. Снял квартиру, до тренировки минут 10 было ехать всего. До мест, где можно поесть, минут 5. А там ещё и вкусно везде. Из-за небольших расстояний, а не как по пробкам в Москве, появлялось больше свободного времени. Это здорово.
Потом пришёл Валерий Карпин, начался футбол через пасик, это всем было по душе. И человек он хороший, много общался со мной, подсказывал, помогал.
— Какие заведения в Ростове можете порекомендовать к посещению?— «Онегин дача», «Сыроварня», «Раки и гады», «Лариса жарит». Блинчики там тоже шедевр, можно с доставкой заказать.
— А для прогулок?— Надо обязательно пройтись по набережной, по длинной аллее, которая в центре города, у стадиона на другом берегу Дона. В Ростове везде классно, если честно.
— Родные, девушка приезжали к вам в гости?— Да, но не всегда получалось, ведь в определенный момент аэропорт закрыли. Поэтому приходилось по 18 часов на поезде каждый раз добираться. Девушка приезжала на неделю, две, иногда на месяц. Друзья тоже, кто мог, на недельку.
— Завершился ростовский этап. Как прошло возвращение в «Локомотив»?— У меня заканчивалась аренда. Позвонил Михаил Михайлович Галактионов, мы же с ним и в сборной работали, были хорошо знакомы. Узнал, как у меня дела, какой настрой, сказал, что хочет видеть меня в Москве. Карпин тоже поддержал моё решение.
ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ
— С какими мыслями и настроением возвращались в Москву?— С позитивными. После переезда у меня сразу появилась собака. Прекраснейшее создание. Очень её люблю, ценю. Потом появилась вторая и третья. Всех люблю! Всю жизнь мечтал о собаке. Когда мне было лет 13, друзья оставляли у нас своего питомца на передержку. С тех пор ещё захотел именно собаку.
Гулять с ними прикольно, но ты начинаешь от этого зависеть. Когда сам хочешь куда-то сходить или поехать, в голове появляется мысль: «Так. Мне надо погулять с собакой». Когда уходишь, думаешь, как они там, ничего ли не сделали, всё ли хорошо. Даже утренний сон становится короче, хотя нам повезло — есть возможность подольше поспать, собаки до 12 редко просыпаются!
Такая ответственность меняет человека. Я стал более внимательным и организованным.
— Расскажите про каждую и как выбирали породу.— Изначально хотел акита-ину. Смотрел «Хатико», запало в душу, как он ждёт, как любит человека. Красивый ещё такой. Сказал об этом девушке, она была не против. Потом ещё подумали, она же прямо здоровая, большая, как ей с таким гулять. Сошлись на том, что можно взять сиба-ину — такие же красивые, но поменьше. Они, конечно, характерные, но нам было всё равно. Первого мне в итоге подарила девушка. Мэйни, старший наш.
Со временем подумали, что одному Мэйни скучно, особенно, когда мы куда-то уезжаем. Он же наверняка грустит. Решили завести второго, той же породы, чтобы играли, развлекались вдвоём. Так и получилось. Второго назвали Пух. Про третью я вообще не знал. Девушка поехала на выставку собак, где работала наша подруга, заводчица. Там была собачка, тоже сиба-ину. Она сломала лапку, и от неё все отказались. А она так к Диане, моей девушке, прямо «липла», всегда была радостная, когда рядом находилась. Решили забрать, не могли отказаться уже. Ее мы назвали Скай.
С тремя сначала было тяжеловато, особенно в плане прогулки. Дома-то они сами по себе бегают. Потом привыкли — и нормально. Получается, что все трое — родственники. В квартире все мы отлично уживаемся. Правда, диван, кресло, стулья сильно страдают… Но мебель и поменять можно, собаки в сто раз больше эмоций нам приносят.
— На трёх пока остановитесь?— Если дом куплю когда-нибудь, допустим, то задумаюсь ещё. Пока не уверен. Но только если будет дом! В квартире точно нет.
О ЛИЧНОМ
— Расскажи про историю взаимоотношений с Дианой.— Мы знакомы очень давно. Она была в той компании, с которой я общался, но первое время даже не обращали внимания друг на друга. Это было ещё в детстве, можно сказать. Потом как-то были соревнования по волейболу, и мы приехали к ним в школу. По ходу матча её подруга говорит: «Смотри, Сильянов приехал! Помнишь его?» А ей всё равно было. Та начала брать её на слабо, мол, ты не сможешь ему написать. А у меня был такой момент, когда как раз мне хотелось, чтобы у меня появилась девушка: романтика, за ручку держаться, гулять. Как раз у моих друзей тогда так было.
И она мне написала! Когда ответил, даже не сразу понял, кто это такая. Потом договорились погулять. И сразу всё закрутилось. 6 июня будет шесть лет, как мы вместе. Думаем о свадьбе.
— Обсуждали вопросы про будущее, про детей?— Да, конечно. Планируем.
ВОПРОС – ОТВЕТ
— Какое главное увлечение есть у вас, не считая футбола?— Компьютерные игры люблю. С детства ещё. Сейчас в основном в Counter-Strike. С Батраковым иногда играю, но чаще с друзьями. Ещё Rust, Apex Legends, Rocket League. В доту ни разу в жизни не играл.
Другие виды спорта тоже по душе. Нравится боулинг, теннис большой, настольный, падел. Можем даже с друзьями в навес поиграть. Если где-то за границей с девушкой находимся, любим разные аттракционы.
— Как думаешь, каким Александр Сильянов видится людям, со стороны?— Не знаю! Надеюсь, добрым человеком, отзывчивым, готовым помочь всегда, поддержать.
— Три вещи, которые возьмёте с собой на необитаемый остров?— Нож пригодится. Что-то из инструментов надо. Верёвку, наверное. Хотя зачем она мне нужна…
— Какие предпочтения по кухне?— Всеядный.
— Кино?— Раньше всегда смотрел ужастики и комедии, сейчас больше сериалы. Из последних — «Трасса», «Триггер», «Аутсорс», «Тёмные начала».
— Музыка?— Меломан. От Аллы Пугачёвой до клубной музыки.
— О чём мечтает Александр Сильянов?— Дом и ребёнок.
— Обращение к болельщикам. Что вы им скажете?— Ребята, приходите почаще на стадион. Нам нужна ваша поддержка. Без вас совсем не то.
Пресс-служба ФК «Локомотив»