Марвин Комппер: чувствую большую энергию и стремление к тренерской работе
— Марвин, расскажите, что повлияло больше всего на формирование вас как футболиста и на формирование вас как тренера. Есть ли тренеры, которых вы считаете своими учителями?
— Мне довольно рано в моей спортивной карьере, ещё 7-8 лет назад, стало ясно, что я хочу стать тренером. В последние годы карьеры футболиста я параллельно с игрой детально изучал и тренерскую работу, это был мой сознательный выбор. Что касается учителей, то у меня были отличные, замечательные тренеры, у которых я научился очень многому. Значительное влияние на меня оказал Ральф Рангник. Это тренер, под чьим руководством я провёл наибольшее время в своей спортивной карьере. Можно сказать, что именно он меня сформировал, «отчеканил». Также в молодые годы моим главным тренером был Юпп Хайнкес, он тоже на меня повлиял, я многому у него научился. Ещё Брендан Роджерс — под его руководством я играл в «Селтике». У всех тренеров я старался подмечать и перенимать лучшее, создать базу, и при этом найти свою тренерскую дорогу, собственный путь, обрести свою идентичность.
— Когда возник вариант с «Локомотивом» и поступило предложение поработать в клубе, о чём вы подумали, долго ли размышляли? Советовались ли с кем-то?
— Всё произошло очень быстро. Времени на размышления практически не было. Не секрет, что меня очень хорошо знают Ральф Рангник и Ларс Корнетка, они же позвали меня в «Локомотив». Они очень хорошо знали меня как игрока, были свидетелями практически всей моей карьеры. В «Локомотиве» происходили изменения, менялся тренерский штаб, поэтому решение надо было принимать очень быстро. Я воспринял предложение «Локомотива» прежде всего как большую честь, новый вызов в карьере. Поэтому я не колебался, принял этот вызов и продолжаю смотреть с оптимизмом в будущее.
— Вы начинали работать в «Локомотиве» одним из помощников в составе тренерского штаба, сейчас отвечаете за подготовку команды к матчам. Когда перемены произошли, волновались или сразу были уверены, что всё пойдет как надо?
— Всё произошло неожиданно. Обстоятельства, фон этой тренерской замены, конечно, были невесёлыми. Но ещё игроком я привык думать не столько о проблемах, сколько об их решении. Волнения точно не было. Когда ситуация сложилась таким образом, я с готовностью принял этот вызов и стал делать всё возможное, чтобы помогать «Локомотиву» быть лучше, чтобы найти оптимальные пути в этой ситуации, адаптироваться к новым реалиям.
— Давайте поговорим про российский футбол. Что вы знали о нём до приезда в Россию? Насколько ваши ожидания совпали с тем, что вы здесь видите на футбольном поле и вокруг него?
— Я и раньше следил за российским футболом. Больше всего — за немецкими игроками, которые выступали в России, игроками национальной сборной Германии, например, Кевином Кураньи, игравшим в «Динамо». Я следил и за российской сборной, знаю её игроков. Конечно, каких-то деталей до приезда сюда я мог не знать, но когда понял, что буду работать в России, что моя карьера и жизнь будут связаны с этой страной, то постарался как можно более детально и глубоко погрузиться в российский футбол. Что меня приятно удивило, так это то, что российский футбол и российские команды очень организованы и дисциплинированы. У российских игроков очень серьёзная физическая и тактическая подготовка, во многих играх можно видеть хорошую спортивную злость.
— По поводу организованности и дисциплинированности российских команд есть устойчивое мнение, что в РПЛ есть 4 - 5 команд, в том числе «Локомотив», которые стараются играть зрелищно. А большинство клубов «паркуют автобус», полагаются больше на физику, на оборону. Согласны с этим, или видите большее разнообразие в российском футболе?
— Я могу сказать, что не только в России, но вообще в любом чемпионате любой страны всегда есть ряд команд, которые играют в оборонительный футбол. Я не нахожу в этом ничего зазорного или неоправданного. Команды исходят из того набора игроков, который имеется у них в распоряжении, играют в тот футбол, в который могут. В некоторых командах может быть нехватка нацеленных на атаку игроков, креативных футболистов, которые умеют создавать моменты. Такие команды играют в более оборонительный футбол, чтобы быть конкурентоспособными. Это не стереотип, а вынужденная мера. Как зрителю мне это может и не нравиться, но как тренер я понимаю такой подход. Если ты не будешь играть на результат — ты можешь вылететь. Команды исходят из того набора игроков, что у них имеется, это нормально, в России это тоже так.
— Поговорим ещё немного о стереотипах. В России есть эксперты, которые любят поругать иностранных тренеров, порассуждать о том, что российские тренеры незаслуженно не получают работу в лучших командах, что российские тренеры лучше знают специфику российского футбола. Не обидно? И как вы вообще относитесь к критике?
— Я думаю, что подобные рассуждения, критика, раздаются не только в России. То же самое можно наблюдать в Италии, в Англии — везде, где есть легионеры. Я думаю, что у людей есть свобода мнения, они могут спокойно выражать свою точку зрения. Отношусь к этому очень спокойно. Моя задача — показать, для чего я здесь, какой футбол я ставлю. Мы хотим воплотить в жизнь и показать те вещи, которых в России ещё не было, мы хотим показать и выстроить такой футбол, в который в России ещё не играли. Мы хотим привнести в футбол что-то новое, показать новую философию игры. В конечном счёте работа всегда оценивается по результату. Наша задача — не только моя, но и всего тренерского штаба — это показать всем, что «Локомотив» прогрессирует, что «Локомотив» развивается, что «Локомотив» идёт своим путем. Мы должны показывать прогресс отдельных игроков, прогресс в игре.
Важно, что под нашим руководством развиваются молодые российские игроки. Надеемся, они будут расти и совершенствоваться. По поводу того, что иностранные тренеры занимают места россиян, могу напомнить, что в двух других российских топ-клубах работают 2 молодых российских специалиста — это Сергей Семак в «Зените» и Алексей Березуцкий в ЦСКА. Они показывают очень высокий класс. В общем любую критику надо воспринимать спокойно и отвечать на неё результатом, отвечать своей работой, успехом и развитием команды.
— Вы говорите, что хотите поставить в «Локомотиве» новый футбол. Можете рассказать подробнее о вашем видении футбола, в который должен играть клуб?
— Мы хотели бы видеть «Локомотив» доминирующим на поле, в правильном смысле слова агрессивной командой, командой, которая определяет то, как играет соперник. Это значит в оборонительной фазе запирать соперника именно на тех участках поля, где нам удобнее, заставлять его идти в те зоны, где мы хотим его видеть. При владении мячом мы стремимся к очень быстрому вертикальному футболу. Для нас очень важна скорость, как отдельных игроков, так и командная. Это должен быть увлекательный, зрелищный футбол.
— То, что вы говорите, во многом совпадает с тем футболом, который ставил команде ваш предшественник Маркус Гисдоль, — это схема 4-4-2, высокий прессинг, быстрый вертикальный футбол в атаке. Есть ли что-то, что вы меняете в команде, привносите ли что-то свое?
— База, фундамент, конечно, остались теми же. Детали отличаются. То, над чем мы сейчас особо сконцентрировано работаем, — это наша агрессия, это наш прессинг, наше давление на соперника в оборонительной фазе. Мы стараемся довести до автоматизма выход из обороны в атаку, чтобы он был максимально быстрым. С момента отбора мяча до удара по воротам соперника должно проходить минимум времени, это должны быть считанные секунды. Могу сказать, что игроки стали лучше понимать эту философию, я вижу прогресс. Мы увеличили количество голевых моментов, которые создаём. По игре с ЦСКА, хотя мы её очень обидно проиграли на последней минуте, это было видно. Теперь наша задача — обилие шансов, которое мы создаем, конвертировать в голы. Команда должна вознаграждать себя голами за активные действия, энергичную и скоростную игру. Это то, над чем мы сейчас работаем.
— Давайте поговорим про молодёжь «Локомотива». Согласно стратегии клуба, «Локомотив» больше, чем это было в предыдущие годы, планирует уделять внимание развитию молодых игроков. Не помешает ли акцент на молодёжи в решении ваших задач? Не тяжело ли вам работать с большим количеством молодых игроков?
— Для меня тема возраста, смены поколений, не так актуальна. Думаю, эта тема несколько раздута в медиапространстве. Я сам стал показывать хороший футбол довольно рано, в молодой команде, поэтому достаточно просто смотрю на тему возраста игроков. Если я вижу 20-летнего игрока, который может на поле делать такие же вещи, которые делает 25-летний или 30-летний игрок, то я скорее отдам предпочтение 20-летнему. Но не потому, что он просто моложе, а из рациональных соображений. У 20-летнего больше времени для прогресса и развития, а значит — больший потенциал. Бывает, что молодые команды добиваются успеха. «Ред Булл Лейпциг» дошли до 1/4 финала Лиги чемпионов в сезоне-2017/18, имея костяк из очень молодых игроков. При этом я, конечно, понимаю, что в команде важен баланс. Юношеский задор, интенсивность, агрессия молодых игроков должны сочетаться с видением футбола более опытных игроков. Я всегда только за то, чтобы в команде были опытные игроки, которые в своей карьере проходили через те или иные ситуации. При этом возраст тут не является определяющим фактором, важна зрелость игрока, его отношение к футболу.
— Кого вы в «Локомотиве» считаете такими зрелыми игроками? И есть ли в команде что-то вроде тренерского совета, когда опытные игроки могут участвовать в выборе состава, тактики на игру?
— На вторую часть вопроса отвечу сразу. Советов не принимаем. Мы можем выслушать мнение игроков, их точку зрения на тот или иной вопрос. Это может быть важным, но до того, чтобы они решали, кто и как будет играть, у нас не доходит. Игроки должны заниматься своей работой, они должны готовиться к играм и сохранять концентрацию.
Я могу сказать, что в «Локомотиве» есть костяк, центральная ось, состоящая в основном из опытных игроков и определяющая нашу игру. Эта ось начинается с нашего вратаря — с Гилерме, который сейчас восстанавливается после травмы, он капитан команды. Что касается нашей линии обороны, то назову двух замечательных защитников, которые сыграли очень много матчей за свои сборные, сыграли очень много матчей за «Локомотив», — речь идет о Тине Едвае и Мацее Рыбусе. В средней линии — это Дмитрий Баринов. Вице-капитан, который сейчас выполняет роль капитана. И к этой же когорте я могу причислить Рифата Жемалетдинова, который с каждой игрой берёт на себя всё бо́льшую и бо́льшую ответственность. Это игрок, у которого грандиозный, гигантский потенциал, он может вырасти в очень большого футболиста. Рифат очень сильно в этом отношении помогает, я его тоже причисляю к нашему костяку. Две последние игры Рифат не только не избегал, а, наоборот, брал на себя ответственность, было видно, что это ему доставляло удовольствие, чувствуется, что игрок хочет вносить как можно больший вклад в игру «Локомотива». Это именно то, чего я жду от него. Также могу выделить Яна Кухту. Это наш новичок. Но он зрелый игрок, который многое видел в футболе, — он уже стал частью нашей оси. Это 6 игроков, 6 ребят, от которых я жду очень многого, и которые, я надеюсь, будут помогать «Локомотиву» переносить на поле ту философию футбола, которую мы проповедуем.
— Во время зимней паузы в «Локомотив» пришли новые игроки. Можно ли уже сделать первые выводы по новичкам?
— К нам пришли хорошие игроки, новички нас усилили, я рад, что они с нами. Про Яна Кухту я уже сказал, он быстро стал одним из важных игроков в нашей игровой системе. За Вильсона Изидора говорит его статистика. Он забивает в каждом матче за нас, показывает хорошую реализацию, это классный нападающий, и он будет расти. Марк Мампасси — также игрок с отличным потенциалом, надеемся на его прогресс, у него хорошее будущее.
— Пока Гилерме травмирован, в воротах «Локомотива» стоит 18-летний Даниил Худяков. На последней домашней игре болельщики уже скандировали его фамилию. Плюс у «Локомотива» в новейшей истории были харизматичные голкиперы: Овчинников, Нигматуллин, Гилерме, это тоже вероятно накладывает ответственность. Что-то советуете Худякову в этой связи?
— В «Локомотиве» я работаю примерно пол года, и ни разу не заметил того, чтобы Даниилу Худякову были необходимы мои советы в части психологии и ответственности. Я с большим удивлением смотрю на этого 18-летнего парня и вижу, что он совсем не производит впечатление 18-летнего. Это не мальчик, а вполне зрелый талант, сконцентрированный спортсмен, который очень ответственно подходит к играм. Он очень талантлив. Я уверен, что среди игроков своего возраста Худяков — один из первых вратарей во всей Европе. Он очень хладнокровно действует в играх, не теряет голову, он очень зрелый игрок для своего возраста. У него большой потенциал и большое футбольное будущее. К тому же перед глазами у Даниила замечательный пример старшего партнёра — Гилерме. Он всегда смотрел на него как на ориентир, у него был есть и будет великолепный партнёр, с которого он во многом может брать пример, это очень важно.
— Сейчас в чемпионате пауза, после неё будет матч со «Спартаком». Для большинства болельщиков «Локомотива» это один из главных матчей сезона, московское дерби. Будете как-то особенно готовиться к нему, или всё по плану и особой подготовки не требуется?
— К сожалению, предыдущее московское дерби, игру против ЦСКА, мы проиграли на последней минуте. В команде все хорошо понимают, что у нас остался долг перед нашими болельщиками, — нам предстоит другое московское дерби. «Спартак» — сильная команда, с хорошими игроками. В последних играх они показывали не самые хорошие результаты, и это делает нашего соперника лишь более опасным. Но мы играем дома и других мыслей, кроме победы, не может быть. У нас есть время подготовиться, и мы будем стремиться проявить себя, показать как можно более быстрый и четкий футбол.
— Вам всего 36 лет. Многие футболисты в таком возрасте ещё продолжают играть. Вас не тянет на поле? Удалось перестроиться на тренерскую работу?
Тут у меня нет никаких переживаний, я очень спокойно к этому отношусь. Работа тренера — мой осознанный выбор. К концу карьеры я принял твердое решение, что в будущем вижу себя тренером. Окончание моей карьеры игрока не было вызвано травмой, это было моё сознательное решение. Сейчас я чувствую большую энергию в себе, большое стремление к тренерской работе. Я получаю большое удовольствие, когда знаю, что своими знаниями, своим опытом я могу улучшить команду, помогать команде в сложных ситуациях, ставить команде свой футбол. Мой опыт игрока мне в этом только помогает. Как спортсмен я прошёл через большое количество ситуаций, много что видел, мне со многим пришлось столкнуться в карьере. Поэтому этот опыт я стараюсь использовать и в своей тренерской работе.
— Мы говорили про молодых игроков и вы сказали, что Худяков в свои 18 лет не похож на 18-летнего. Но в «Локомотиве» много молодёжи, а в России, как вероятно и в других странах, «звёздная болезнь» у юных футболистов — нередкая история. Пытаетесь как-то уберечь игроков от неё?
— Сейчас молодое поколение более активно выступает публично, больше задействовано в медиапространстве. У предыдущего поколения и близко не было таких возможностей выразить себя публично, в первую очередь через социальные сети. Я не вижу в этом никакой проблемы, тем более у них перед глазами есть примеры очень больших игроков, которые очень активны в медиапространстве. Отношусь к этому спокойно. Единственное, что могу сказать: если я замечу, что «звёздная болезнь» мешает игрокам на поле или мешает здоровому климату в команде, отношениям внутри команды, тогда, конечно, я буду препятствовать этому. Но пока этого не видно на поле, атмосфера в коллективе здоровая. Я считаю, что каждый игрок — личность, каждый может развиваться и выражать себя так, как хочет. Поэтому, пока это нам не мешает, проблем не будет. Но при малейших признаках проявления «звёздной болезни» на поле, я буду жёстко реагировать.
— Вы полгода в России, в Москве. Какие впечатления?
— Москва — это великолепный город. Это город, глядя на который можно затаить дыхание. Сейчас во время паузы у меня появилось время погулять, увидеть город, я начал влюбляться в Москву. В целом могу сказать, что россияне, русские люди — это очень доброжелательные люди. Нас здесь все тепло и очень гостеприимно встречали, я всегда чувствую поддержку. Это касается всех людей, и особенно тех, кто работает в команде. Я могу сказать, что уже стал относиться к ним как к своей семье, как к родственным людям, родственным душам.
— И последнее: пара слов для болельщиков.
Дорогие болельщики, хотел бы обратиться к вам. Надеюсь, вы уже замечаете результаты нашей работы. Мы стараемся показывать интенсивный и быстрый футбол, повышать качество игры «Локомотива». Надеюсь, по двум нашим победам это было заметно. Нам предстоит очень важная игра со «Спартаком» дома, на своем стадионе. Мы уверены, что получим ту же классную поддержку, которую мы получили от вас на нашей последней домашней игре. Могу вас заверить, что мы подходим к предстоящему дерби с полной концентрацией, с хорошим боевым духом. Надеюсь, что с вашей поддержкой мы победим!
Производит хорошее впечатление, понимает чего хочет и к чему нужно идти и как. Хочется чтобы у него получилось вместе с Локо. Да и с парнями видно, что хорошие отношения. Почему бы и не зажечь новую тренерскую звездочку в нашем Локо.
С таким энтузиазмом, я не удивлюсь если и после уезда легов, он один фиг останется и будет гнуть свою линию) Было бы круто на самом деле!
В целом могу сказать, что россияне, русские люди — это очень доброжелательные люди. Спасибо за такие слова! В текущее время русофобии и истерии.. Дорого стоит, удачи Марвин!
вот хоть убей не представляю, как Лоськов,Пашинин или Вадик говорят, что они должны,с начала, поставить игру. Они конечно скажут что-нибудь подобное, но главным и первостепенным будет результат.И вот пока у наших тренеров не поменяется мышление, мы так и будем в жопе и по игре и по результату...
Сейчас молодое поколение более активно выступает публично, больше задействовано в медиапространстве. У предыдущего поколения и близко не было таких возможностей выразить себя публично, в первую очередь через социальные сети сразу видно, президент переживает за футбол, позаботился о том, чтоб молодых игроков не отвлекали соцсети.