Семин
26 декабря прошлого года в «Локомотиве» грянула настоящая революция. Если последние два года перестановки в клубе сводились к тренерской чехарде, то теперь пошла игра по-крупному. Вашему вниманию - расследование TF.
Отставка президента «Локо» Валерия Филатова - без преувеличения эпохальное событие в российском футболе, сравнимое по масштабу с уходом Вячеслава Колоскова с поста президента РФС. У этих двух руководителей и впрямь много общего: более чем солидный стаж работы, непререкаемый авторитет в футбольных кругах, ярко выраженная управленческая жилка. С Олимпа они упали в разное время, но при схожих обстоятельствах. Колосков на определенном этапе стал неугоден крупным чиновникам из администрации президента, курирующим спорт. Филатов, если разобраться, тоже пал жертвой политической конъюнктуры: его «ушли» по личному указанию президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина. Как же получилось, что главный архитектор современного «Локомотива», человек, державший в руках все нити управления клубом на протяжении 15 лет, в один прекрасный день вдруг оказался на обочине?
Официальная версия была озвучена самим Якуниным. По словам главного железнодорожника страны, руководство клуба не справилось с поставленными на сезон-2006 задачами, за что и пострадало. Формально все логично: «Локомотив» должен был занять место не ниже второго, а при полном финансовом достатке финишировал только третьим. Для кого-то это успех, но у двукратного чемпиона России своя планка. Вот головы и полетели… По другим данным, итоговый результат стал всего лишь поводом для радикальных мер. Главный акционер «Локомотива» - ОАО «РЖД» - задумал полностью реорганизовать клубную структуру, привести ее в соответствие с лучшими европейскими образцами. Нельзя сказать, что Филатов этому противился, но его независимость вкупе со стремлением все решать самостоятельно явно не нравилась крупным спонсорам. Кроме того, реформы подразумевали серьезный передел власти в клубе. В частности, значительное ограничение роли президента. Сейчас часть филатовских полномочий перешла к так называемому административному совету, состоящему из пяти человек. Таким образом, того единоначалия, к которому привык Филатов, в «Локомотиве» больше не существует. А раз сменился механизм управления, потребовали замены и его главные узлы.
Правда, это только на бумаге получается легко: одну фамилию вычеркнул, другую вписал. Знающие свое дело президенты на дороге не валяются, да и постороннего человека в клуб не возьмешь: болельщики не поймут. А предстояло ведь найти не только руководителя высшего звена, но и нового главного тренера. Прежний наставник - Олег Долматов - был протеже Филатова. Другой поддержки у Олега Васильевича не было. Вот почему период неопределенности в «Локо» растянулся почти до новогодних праздников. Происходившие в кабинетах ОАО «РЖД» процессы напоминали перетягивание каната. В какой-то момент казалось, что тандем Филатов - Долматов сохранит свои позиции еще, как минимум, на год. Затем последовала попытка, убрав второго, оставить первого. Рассматривался также вариант, при котором в президентское кресло мог сесть глава ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и нынешний председатель совета директоров «Локо» Сергей Липатов. Но бывший футболист «Кубани» от дополнительной «нагрузки» категорически отказался.
Примерно за месяц до «часа икс» всплыла фамилия Юрия Семина. Что примечательно: упоминалась она все время в одном контексте, а именно в списке претендентов на пост главного тренера. Представить себе гуру тренерского цеха с 25-летним стажем в другом качестве было невозможно. Да и сам Семин, похоже, до последнего момента думал, что вернется в Баковку тренером, а не функционером. Скорее всего, так бы и произошло, если бы не два обстоятельства. Во-первых, Якунин не смог найти адекватную замену Филатову. Во-вторых, выяснилось, что его заместитель Вадим Морозов давно знаком с Анатолием Бышовцем. Так возникла кандидатура бывшего рулевого сборной России и триумфатора Олимпиады-88 в Сеуле. Но как быть с Семиным, к тому времени уже получившим от первых лиц «РЖД» определенные гарантии? И что все-таки делать с Филатовым, который не хотел работать в связке с Бышовцем? Ситуация выглядела тупиковой.
Утром 26 декабря Филатов ехал в центральный офис «Российских железных дорог» на судьбоносное заседание совета директоров, еще не зная, что спустя несколько часов выйдет оттуда, в сущности, уже никем. Семин направлялся к зданию около метро «Красные ворота» в полной уверенности, что его утвердят главным тренером. Наконец, Бышовец мог только догадываться, зачем его пригласили. Дальнейший ход событий воспроизвожу со слов одного из участников вышеупомянутого совета директоров. Прямо во время заседания Липатову позвонил Якунин и попросил сообщить Филатову об отставке. Если Липатов был ошарашен этой новостью, что уж тогда говорить о низложенном президенте?! По словам шофера Филатова, его шеф, сев в машину после «приговора», произнес лишь четыре слова: «Все, Саша, мы отработали». Дальше от того же Якунина все присутствующие узнали о новом распределении ролей. Гордиев узел был разрублен мастерски. Бышовец получил царский подарок к Новому году, а Семин… Ему обещали, что он вернется в родной клуб? Обещание выполнено. Болельщики хотели возвращения любимого Палыча? Вот ваш Палыч - носите его теперь на руках и болейте за «Локомотив» еще сильнее. Так одним выстрелом были убиты сразу два зайца.
Итак, Семин - президент «Локомотива», Бышовец - главный тренер. Причем Анатолий Федорович обладает правом вето в трансферных вопросах, а у Юрия Павловича такой привилегии нет. И в составе исполкома РФС Семина нет. Интересы «Локо» там представляет Сергей Липатов. Любопытные факты, не правда ли? Декабрьская революция в «Локомотиве» смыла за борт многих узнаваемых людей. Бывший технический директор клуба Хасан Биджиев поступил на тренерские курсы, бывший спортивный директор Владимир Эштреков тоже планирует вернуться к практической деятельности. Ему проще, чем Биджиеву: лицензия категории Pro уже есть. Валерий Филатов ушел с головой в бизнес, не связанный с футболом. Говорит, что от популярной игры устал и до конца года на трибунах стадионов мы его не увидим. Неужели это правда?
Юрий Середа