Главный тренер московского
«Локомотива» Михаил Галактионов на сборах в Объединенных Арабских Эмиратах встретился с корреспондентом «
Матч ТВ» и дал первое обстоятельное интервью после назначения, которое состоялось в ноябре 2022 года.
О риске прихода в «Локомотив» после ухода немецкого блока.
О сборах и физических нагрузках.
О том, какой «Локомотив» он хочет увидеть весной.
О новичках — нападающих Сергее Пиняеве, Максиме Глушенкове и вратаре Илье Лантратове.
О требованиях в быту — запрете мата, выбору еды и командных собраниях.
О сроках восстановления защитника Лукаса Фассона и полузащитника Рифата Жемалетдинова.
О перспективах вратаря Даниила Худякова после перехода в клуб Лантратова.
О мотивации капитана Дмитрия Баринова после несостоявшегося перехода в «Бешикташ».
***— Давайте с самого начала: когда и как узнали об интересе «Локомотива» к вам? Кто первый позвонил?— Первый звонок случился еще в октябре. Мы тогда только сыграли с «Торпедо» в Москве, вечером мне позвонили из «Локомотива».
Я сразу же поставил в известность об интересе руководство, генерального директора «ПАРИ НН», губернатора Нижегородской области, руководство Российского футбольного союза. Все с первой минуты знали об этой ситуации и дальше уже они общались между собой напрямую.
— Насколько в целом болезненным получился уход? Не секрет, что в команду вас лично приводил губернатор региона Глеб Никитин, поэтому история с переходом в «Локомотив» получилась такой долгой?— Решение об уходе было очень непростое. Я очень благодарен Глебу Сергеевичу, генеральному директору Равилю Измайлову, спортивному директору Игорю Кудряшову, за то, что нам удалось пройти этот этап вместе, выстраивая команду в новом ключе. Мы остались друзьями, постоянно на связи. Но такова футбольная жизнь, это новый вызов для меня, и мне необходимо его принять. Что касается ситуации по ходу чемпионата, мне кажется, здесь имело место больше нагнетания извне. Внутри команды и тренерского штаба было полное взаимопонимание. Информация подбрасывалась с разной периодичностью перед играми с тем или иным соперником. А когда пошла череда из нескольких неудачных матчей, это связывалось как раз с переговорным процессом…
— …Но вы не согласны?— Уверен, здесь сказались не какие-то переговоры или информация о переговорах, а выход из-за повреждений общей группы ключевых футболистов «ПАРИ НН». Они делали большинство результативных действий команды в тот момент, определяли активность в атакующих действиях. Получилось так, что качество игры у «ПАРИ НН» не упало, но создаваемые моменты у нас дожимать не получалось. И, к слову, ситуацию мы все равно переломили — концовку провели хорошую: обыграли ЦСКА, «Ахмат», оставив команду на лидирующих позициях в турнирной таблице Кубка России и нормально завершили этот этап с точки зрения выполнения турнирных задач.
— В целом вы довольны своей работой в «ПАРИ НН»?— Никогда на 100% нельзя быть довольным. Всегда ищешь сначала негатив, чтобы что-то улучшить, что-то поправить: и качество работы определяют со стороны. Но если смотреть на факты, то те задачи, которые были поставлены губернатором и менеджментом клуба, поэтапно выполнялись. Я говорю больше об изменении игровой стилистики команды: создании более атакующей модели игры, введении в состав большой группы молодых игроков, развитии перспективных футболистов. Понятно, что по щелчку пальцев игровую стилистику не изменить, на это необходимо время. Но то, к чему мы шли, и с чем завершили зимний этап, говорит: вектор был выбран верно, и работа проводилась успешно.
— В чем, на ваш взгляд, она конкретно выражается?— Тут можно долго говорить. Например, одна из задач, поставленная перед нами, это развитие игроков. Что мы имеем? Илья Агапов — футболист, которому доверили место в составе, дали ему возможность проявить себя в РПЛ. В итоге сейчас он дорос до кандидата в национальную сборную и перешел за хорошие деньги в топ-клуб. «ПАРИ НН» сделал хороший трансфер, футболист получил возможность дальше прогрессировать в топ–клубе РПЛ. Константин Шильцов, Виктор Александров и Ярослав Михайлов из «ПАРИ НН» сыграли за молодежную сборную России, имеют все шансы для дальнейшего прогресса. Тимур Сулейманов в этом сезоне забил девять мячей, раскрывается с наилучшей стороны. Есть и другие хорошие молодые футболисты, которые будут прогрессировать. Мне кажется, для такого количества времени это неплохой результат.
***— Вы понимаете, что если не вывезете «Локо», то виновным назначат вас, и это будет аукаться всю карьеру?— Мы уверены в себе, в свой работе, в своем направлении, уверены в футболистах, уверены в персонале, уверены в том, что за счет качества работы мы можем показать успешный результат и сделать шаг вперед. Но ответственность, в любом случае, будет на главном тренере. Я это прекрасно понимаю, нам необходимо показывать результат. Но в моем понимании — если не будет качества игры, не будет и результата. Когда команда уверенно чувствует себя на поле во всех компонентах игры, тогда и результат придет.
— Чье мнение при назначении вам было важно? Есть личности, которые уже отправляют вас обратно в Нижний…— Когда ты 24 на 7 в работе, стараешься не обращать внимания на определенные вещи, на курсирующие в СМИ комментарии и мнения. Если мы будем обращать на все эти разговоры внимание, то точно никакого результата не добьемся. Лично я для себя определил одну очень простую вещь: что бы ни случилось, я никогда не скажу ничего плохого в адрес своего коллеги. По той простой причине, что я с большим уважением отношусь к нашему общему труду. Если кто-то позволяет себе такие высказывания, значит, считает для себя это правильным. К сожалению, определенные вещи, такие как этика, взаимоуважение, правильное общение в сегодняшние дни отходят на второй план.
— У вас закончился контракт с молодежной сборной. Правдивы ли разговоры, что из-за занятости в «Локомотиве» вы не сможете найти время совмещать две должности?— Контракт действительно завершился. Что касается вашего вопроса — нет, это не так. Мне точно несложно совмещать, потому что весь процесс существования молодежной сборной у нас уже выстроен за прошедшие 5 лет. Сборы молодежки проходят в окна под международные матчи, когда многие игроки разъезжаются в национальные команды. Как правило, в клубе все получают выходные. В том же «ПАРИ НН» мы за все время пропустили два тренировочных занятия, так что это тоже некритично. Поэтому дальше решение о задачах, целях и формировании молодежной сборной России примут руководители Российского футбольного союза и «Локомотива».
- Тем более почти все кандидаты в молодежку играют в РПЛ у вас на глазах…— Представители тренерского штаба, которые находится на контракте в РФС, делегированы смотреть кандидатов в молодежную сборную, они постоянно делают аналитические отчеты, расписывают определенные планы, следят за двигательной активностью. поэтому всю необходимую информацию имеем в полном объеме.
***— Как вам итоги первого сбора? Кажется, парни были в шоке.— Главный итог — план работы на предсезонной подготовке полностью выполняется. Он достаточно непростой. Ребята в первые дни работы ощутили это на себе. Те, кто давно с нами работает, кто проводил с нами сборы, знают, что вопрос даже не в тех объемах нагрузки, а в требованиях по выполнению того или иного игрового задания. Чтобы выполнять игровые действия в нашей системе, футболист должен быть готов функционально. У команды есть понимание, все ребята без исключения терпели и отнеслись к работе в Абу-Даби с пониманием. В Дубае режим работы поменялся, больше упражнений игрового характера.
— Вы согласны с мнением болельщиков, экспертов, журналистов, что фундаментальной проблемой «Локо» в первой части сезона была функциональная подготовка?— Этим вопросом вы мне предлагаете кинуть камень в работу коллег? Я же вам пять минут назад сказал, что это не входит в мои принципы. Еще при переходе сюда я сказал, что та игра, которую мы хотим видеть в «Локомотиве» с точки зрения динамики, давления, перестроений, прессинга, требует хорошего функционального состояния. На этом мы и акцентируем внимание, а не думаем, что было при наших предшественниках.
— Заметил, что на соседнем поле у ЦСКА были шутки, крики, а у вас все очень тихие и сконцентрированные. Наир Тикнизян согласился и сказал мне: «Мы уже насмеялись». Считаете, такая атмосфера в команде — не проблема?— Думаю, это общее понимание текущей ситуации клуба, поэтому складывается такое впечатление. Но ребята не зажаты, они нормально общаются между собой. В быту они раскрепощены в пределах разумного. Но в работе мы нацелили ребят, что должна быть максимальная концентрация, максимальная собранность. Все эти моменты переносятся в игру, а нам именно сейчас важно уделить внимание организации игровой дисциплины. Так что атмосферой в команде я доволен. Думаю, наоборот, за эти дни мы стали немножко ближе друг к другу. И, несмотря на очень тяжелую работу, ребята поддерживают друг друга, общаются, собираются.
— Знаю, что вы были сильно недовольны первыми товарищескими играми в Абу-Даби. Чем именно?— Мы уже с ребятами подробно поговорили на эту тему, раскрывать суть публично мне бы не хотелось. Но могу сказать, что я хочу видеть выполнение тех принципов и требований, о которых мы договаривались с командой. Может что-то не получатся тактически, может быть технический брак, но требования должны выполняться, и мы на этом будем настаивать. Идет рабочий процесс, какие-то требования для ребят новые, и мы определенные нюансы стараемся корректировать.
***— Какое место вас устроит в чемпионате? Условно, место в десятке?— Все нацеливаются на то, чтобы провести ближайшие игры со «Спартаком» максимально положительно и пройти в следующую стадию Кубка России. Что касается чемпионата, то нам надо как можно быстрее поправить ситуацию и сделать шаг наверх в турнирной таблице. Поверьте, все ребята настроены подняться выше в турнирной таблице и выправить текущую ситуацию. Мы смотрим только вперед. Надо убрать из головы эту ментальность ущербности и вернуть «Локомотив» на прежние места.
— Кто в РПЛ или, может быть, в других лигах показывает тот футбол, который вы бы хотели видеть в «Локомотиве»? За исключением «ПАРИ НН», разумеется.— Нет, такой четкой ориентации на какую-то конкретно команду мы не делаем. У каждого коллектива есть хорошие моменты, которые можно подметить. И в российском чемпионате — в том числе. Но их можно рассматривать как дополнение при развитии каких-то своих мыслей.
— Правильно говорить, что вы не будете играть в три центральных в «Локомотиве»? Это будет скорее 4–3–3, как было в первых играх с «Бунедкором» (1:1) и «Родиной» (2:1)?— Вопрос не в схеме. Мы тут должны быть гибкими: если ситуация требует, если у тебя в наличии есть определенный подбор футболистов, почему не сыграть с тремя центральными? Трансформация игровой схемы может происходить не только от матча к матчу, но и по ходу самой встречи. Допустим, мы начинаем с двумя центральными. Но если опорный опускается под начало атак третьим — это уже какая схема? Если крайние защитники играют высоко на своих флангах — какая схема? Или инсайд поднимается на позицию второго нападающего — тогда какая схема? На наш взгляд, в любой игре должна быть вариативность. Если говорить коротко, в идеале необходимо иметь гибридную схему, которая была бы нечитаема для соперника.
— Какие у вас есть особые требования к футболистам? Слышал, штрафуете за мат.— Мы ввели определенный дисциплинарный регламент, в нем много пунктов. Мы указали, как надо вести себя перед подготовкой к занятию, какие требования предъявляются в тренировочном процессе, что необходимо делать в плане восстановительных мероприятий, правила поведения на общекомандных мероприятиях, в раздевалке, вне раздевалки, взаимодействие со СМИ. Да, тот компонент, который вы затронули, он тоже присутствует.
— Но не на поле, верно?— Что касается рабочего подсказа, то ничего не запрещаем, если ситуация этого требует. Но команда должна друг друга поддерживать. В случае ошибки ты должен доработать за партнера, помочь ему, только тогда это может назваться командой. Если ты видишь, что тот или иной игрок не дорабатывает, не вступает в единоборство, уклоняется от борьбы, тогда может быть определенным вид, скажем так, индивидуального разговора.
— Валерий Карпин рассказывал про определенные ограничения в еде, даже на сборах. У вас есть?— Мы постепенно начинаем вводить работу нутрициолога, чтобы правильно организовать индивидуальный процесс питания в команде. Параллельно осуществляем медико-биологическое сопровождение и контроль функционального состояния ребят. Но вряд ли это для кого-то из ребят в новинку. Может, этого здесь было не так много раньше, но для меня это определенный стандарт существования команды уровня РПЛ.
***— О трансферах. Главная задачей для усиления был центр обороны, верно? При этом новый центральный должен играть «здесь и сейчас».— Как правильно сказал наш спортивный директор Дмитрий Ульянов, если на рынке будет футболист, который нас действительно усилит, он будет в нашей команде. Это касается любой линии, а не только позиции центрального защитника: игроки должны приобретаться с такой логикой, что они смогут помочь команде сделать шаг вперед.
— Сергей Пиняев и Максим Глушенков не получали общей нагрузки на первом сборе. Почему?— К сожалению, Сергей переболел в новогодние праздники, лечился, поэтому набирал форму и тренировался с определенным ограничениями в Абу‑Даби. Максим уже на самом сборе непосредственно несколько дней пропустил из‑за простуды. Но тот объем работы, который они пропустили, доберут на втором и третьем сборах.
— То есть к возобновлению сезона они будут готовы?— Да, с самого начала второго сбора они в строю. Максим уже в конце первого тренировался без ограничений и сыграл с «Родиной», а Сергей вернулся в общую группу после выходных.
— Боитесь, что Пиняев рано или поздно не выдержит такого прессинга? Будет первая неудача — и его ждет вал комментариев.— Во‑первых, когда уже была договоренность между «Крыльями» и «Локомотивом», мы поговорили с ним на эту тему. И я ему со своей стороны посоветовал, и он сам прекрасно это понимает, что точно не стоит отвлекаться на всевозможные комментарии со стороны и оценку экспертов. Ему нужно сосредоточиться на футболе, на самой игре. Мы считаем, и Пиняев, и Глушенков дадут нам усиление при организации атаки, но при этом есть конкуренция, которую надо выигрывать ежедневно.
— Среди болельщиков есть мнение, что Глушенков и, особенно, Пиняев — это не столько усиление «Локомотива» здесь и сейчас, сколько некий актив: клуб подписал тех, кого мог подписать, вне зависимости от игровых задач. Грубо говоря, чтобы было.— Абсолютно не согласен. Эти приобретения решают сразу несколько задач. Во-первых, это кандидаты в национальную команду, которые здесь и сейчас могут давать результат. Во-вторых, никто не знает, как будут вести себя иностранные футболисты, которые в любой момент могут сообщить о желании уехать — а клуб не может остаться ни с чем. И уже в третью очередь, как вы сказали, это актив, который можно развивать на благо вообще всех — и клуба, и самих игроков, и всего российского футбола.
— Когда Лукас Фассон и Рифат Жемалетдинов будут в общей группе? Может это произойти уже в Эмиратах?— Мы ожидаем, что Рифат вернется чуть раньше, скорее всего, это будет середина февраля, более конкретными прогнозами я бы не занимался. Тут ведь главное не только вернуться в общую группу, важно поэтапно подвести функциональное состояние игроков до нужного уровня и вернуть игровой тонус. Все мы знаем, что в марте нас ожидают не самые простые условия в плане погоды и полей, нужно исключить риск рецидива. Да, ситуация давит, нам эти футболисты нужны, но с другой стороны их здоровье намного важнее чего бы то ни было.
— Илья Лантратов приобретен на место первого номера? Как решать вратарский вопрос, учитывая, что у вас есть и опытный Маринато Гилерме, и перспективный Даниил Худяков?— Гилерме — опытный футболист, играющий очень важную роль для команды. Он является символом «Локомотива». Плюс есть Худяков, который уже имеет определенный опыт в РПЛ. Но мы столкнулись с ситуацией, когда один пропустил концовку года из-за повреждения, и мы сидели как на пороховой бочке: не дай бог что-то случится с Даниилом. Любое удаление, болезнь, травма — мы бы остались без вратаря. Поэтому, когда появился вариант с Лантратовым, клуб им воспользовался. Мы помним его игры за «Химки» в этом сезоне. Тем более, он воспитанник «Локомотива», что немаловажно. Дай бог, чтобы и Гилерме, и Худяков, и Лантратов были здоровы, тогда они на общих основаниях смогут конкурировать между собой.
— Верите Ивану Игнатьеву, который говорит, что полностью изменился в «Локо» и вырос ментально со времен «Краснодара» и «Рубина»? Если смотреть по игре, Иван действительно поменялся.— Мы видим, как ведет себя игрок, как относится к своему делу, режиму дня и так далее. Действительно, у него в какой-то момент некий тумблер переключился с точки зрения профессионализма. Надеюсь, вся его работа не пройдет даром, и Ваня сделает шаг вперед. Игнатьев — один из тех нападающих, который от природы наделен такими феноменальными качествами, как взрывная скорость, открывание за спину, атака на пространстве. Я отлично помню его по «Краснодару», когда он был стержневым игроком команды.
— Даже на первом сборе в Абу-Даби по всем игровым упражнениям было видно, что многое у вас идет через Дмитрия Баринова. Его уход в «Бешикташ» стал бы катастрофой для вас?— Понятно, что Дима на сегодняшний день — лидер и лицо «Локомотива», душа и капитан команды, любимец болельщиков. Да, многие игровые компоненты, опять же на сегодняшний день, завязаны на нем. Естественно, как главному тренеру, мне не хотелось бы терять такого футболиста, но тут надо учитывать и желание самого игрока. Лично я считаю, что Дима может и дальше приносить пользу своей любимой команде. Многое будет зависеть от переговорного процесса и конструктивности предложений. Насколько я знаю, предметного разговора сейчас нет. Будет что-то — постараемся оперативно отреагировать.
— Еще в ноябрьском интервью «Матч ТВ» Дима говорил, что хочет уехать в Турцию. Не получите ли вы немотивированного лидера в своем составе?— Абсолютно убежден, что этого не будет. Знаю человеческие качества Димы, в том числе по отзывам близких к нему людей, знаю, насколько он порядочный парень, который вне зависимости от ситуации будет выполнять свою работу на 100%. Повторюсь, он — лидер и боец в футбольном смысле, профессионал, который отдает себе отчет в том, что для него «Локомотив».
Российский футбольный сезон возобновится 22 февраля матчами ФОНБЕТ Кубка России, 3 марта продолжится розыгрыш МИР РПЛ. Прямые трансляции матчей РПЛ и Кубка страны смотрите на федеральном канале «Матч ТВ» и тематических каналах холдинга, а также сайтах matchtv.ru и sportbox.ru.
Александр Рогулев